Охота на снег. Экстремалы России едут на Южный Урал
О деревнях Лемеза и Бедярыш, которые расположены в Катав-Ивановском районе почти на границе с Башкирией, знают единицы южноуральцев.
- Два маршрута в Челябинской области удостоены престижной премии
- Жители Челябинской области начали активно «юралить»
Природная аномалия
Все дело в том, что расположенная у слияния трех рек Бедярыш, Лемеза и Вазарга и вершин Бахмур, Берьян и Белетур местность действительно славится обилием снега. Стоит отойти от очищенной грейдером деревенской дороги на несколько шагов, как в снег проваливаешься по пояс.
— Раньше сюда часто приезжали эксперты — метеорологи и климатологи, которые вынесли свой вердикт: аномальность зоны объясняется тем, что в районе Бедярыша проходит граница теплого и холодного фронта и образуется своего рода воронка, которая и затягивает осадки, — рассказывает Сергей Цыганов, местный житель, организатор одной из баз для снегоходчиков.
Правда, отмечает мужчина, нынешний год на удивление малоснежный. Обычно сугробы здесь до трех метров, под крышу. Потому во всех старых домах дверь открывается внутрь, чтобы проще было откопаться.
Таким снежным преимуществом не преминули воспользоваться любители экстрима. За несколько лет здесь выросли три базы: «Метелица», «Бедярыш Resort» и «Лемеза-сити». Все они работают на особую категорию туристов — сноурайдеров, или снегоходчиков, так обычно называют себя сами любители покатушек.
Тест-драйвы по-японски
Сезон в Бедярыше длинный. Снег обычно выпадает здесь в начале ноября и лежит до начала апреля. Потому деревни, в которых официально проживает всего чуть больше 100 человек, оживают на зиму. Снегоходное движение открыло им второе дыхание: благодаря строительству баз появились новые рабочие места, в бюджет района стали поступать дополнительные налоги. Да и саму монотонную жизнь рев моторов снежной техники и движение разнообразили, признаются местные. Кстати, места здесь довольно дикие, и встречи в лесу с медведем или сохатым не редкость. Выезжая на маршруты, снегоходчики каждый раз видят узоры из следов звериных лап…
Сегодня Бедярыш хорошо знают компании-производители мототехники: Yamaha, Polaris, Ski-doo и другие. Они проводят здесь презентации новых моделей, слеты дилеров, фотосессии и блогер-туры. Причем, заносит сюда даже американцев и японцев. К слову, последние в прошлом году организовали на одной из баз закрытую презентацию и тест-драйв техники. Свои занятия пару лет назад здесь провел и основатель одной из лучших американских школ Бред Расмуссен.
В этом году тест-драйв в Лемезе организовала одна из крупнейших в УрФО компаний, специализирующихся на продаже экстремальной техники. Мероприятие собрало солидную публику, причем не только любителей, но и профессиональных спортсменов. Из Южно-Сахалинска в Бедярыш приехали прорайдеры и тест-пилоты команды Karafuto Riders Олег Бибиков и Светлана Баранова.
— О Бедярыше многие, кто катается на сноубайках, знают, — рассказывает Света, участница чемпионатов России и Европы. — Рельеф здесь хороший. Снега много, но при этом нет опасности схода лавин, как, например, на Кавказе.
«Белый» бизнес
Как считают эксперты, история с Бедярышом парадоксальная.
— Бедярыш широко известен за пределами Челябинской области, но южноуральцы об этом месте практически ничего не знают, — отмечает Ирина Чиркова, заместитель директора по развитию туризма Агентства международного сотрудничества Челябинской области. — Мы организовали информационный тур специально, чтобы познакомить турбизнес с этой точкой и в перспективе получить новый турпродукт, возможно, это будут экстремальные туры с заброской в тайгу или программы сельского туризма для информационного «детокса». Интерес у туроператоров определенно есть.
Собственно, и у властей тоже. Как отметил недавно в интервью туристическому порталу «Профи.тревел» заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук, экстремальный туризм — тот вид туризма, который можно развивать на Южном Урале.
— Это различного рода сплавы и достаточно популярный у нас, но пока не попавший в информационное пространство туризм на снегоходах и квадроциклах, — отметил вице-губернатор. — Это достаточно технологически сложный и дорогостоящий вид туризма: снегоходы надо привезти, обслужить...
В то же время, отмечает Ковальчук, это дает предпосылки для создания круглогодичных баз, которые уже появляются, и задачей региональных властей он считает перевод их в «белую» зону.
Поделиться