День рождения дороги. ЮУЖД исполняется 88 лет

14 Апреля 2022 Автор: Леонид Смольников Фото: предоставлено пресс-службой ЮУЖД
День рождения дороги. ЮУЖД исполняется 88 лет


На протяжении всей своей истории магистраль является точкой опоры и драйвером роста для экономики регионов.

Южно-Уральская магистраль была образована 15 апреля 1934 года, в один год с Челябинской областью. «С 18 часов 15 апреля открыто действие Южно-Уральской железной дороги», — доложил первый начальник магистрали Иван Князев в 1934 году. С этой даты и ведет свой отсчет Южно-Уральская магистраль.

О том, как зарождалась магистраль и чем она живет сегодня, читайте в нашем материале.

фото 2. 1890-е. Выемка в г. Косотур, Златоуст.jpg

Образование ЮУЖД неразрывно связано с индустриализацией страны, с периодом первых пятилеток. В начале 1930-х на железные дороги Южного Урала обращалось самое пристальное внимание: именно они стали важным звеном, связующим центральные районы страны с Уралом и Сибирью, где в это время происходило мощное развитие тяжелой индустрии. Необходимость разукрупнения Пермской железной дороги на две самостоятельные хозяйственно-экономические единицы была продиктована заботой о качественном управлении железнодорожной инфраструктурой, которая к обозначенному периоду стала узким местом и тормозом развития народного хозяйства. Пропускная способность железных дорог Урала не позволяла полностью обеспечить потребности в перевозках важнейших грузов для промышленных гигантов первых пятилеток. Речь идет о таких крупных объектах, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, угольные разрезы Кузбасса, Челябинский тракторный и ферросплавный заводы и множество других предприятий.

В январе 1934 года было принято решение разделить Уральскую область на Челябинскую, Обско-Иртышскую и Свердловскую. Сразу после этого Совнарком СССР принял постановление о разукрупнении железных дорог в Урало-Сибирском округе. В соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения А.А. Андреева от 4 января 1934 года № 7/Ц «О разделении Пермской ж. д.» предписывалось создать две хозяйственные единицы: Пермскую магистраль в составе Пермского, Чусовского, Красноуфимского, Свердловского, Тюменского, Тагильского районов с управлением дороги в городе Свердловске и Южно-Уральскую в составе Челябинского, Курганского, Троицкого и Златоустовского районов с управлением дороги в городе Челябинске. Такое разделение было сделано «в целях более правильного руководства железнодорожным хозяйством». Так, фактически под нужды нового региона, была образована Южно-Уральская магистраль.

Перед ЮУЖД была поставлена четкая задача — полностью закрыть потребности крупнейших металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных предприятий в регионе. За первый же день работы магистрали железнодорожники выполнили план погрузки на 106,6 %, а сама погрузка составила 1 484 вагона. Кстати, этот первый железнодорожный отчет был опубликован в газете «Челябинский рабочий».

Общая эксплуатационная длина путей всей Южно-Уральской дороги в 1934 году составила 2331 километр, что практически в два раза меньше сегодняшней цифры.
Управление ЮУЖД с 1934 года базировалось в «круглом» здании, построенном под гостиницу, по улице Воровского, дом 2. Ныне здесь размещается Арбитражный суд Челябинской области. Лишь в 1942 году руководство дороги и ее главнейшие службы переехали в специально спроектированное под управление ЮУЖД здание на площади Революции, дом 3, где они и находятся по нынешний день.

Сегодня ЮУЖД — одна из крупнейших отечественных магистралей, важное звено в транспортной системе России, соединяющее Европу и Азию. Магистраль охватывает территории семи регионов: Челябинской, Курганской, Оренбургской, частично Самарской, Саратовской, Свердловской областей, Башкирии, а также Северного Казахстана.

Обеспечивая стабильную работу промышленного сектора Челябинской области, ЮУЖД всегда была и остается его надежным партнером в решении приоритетных задач.

фото 3. Печать_40х70 см..jpg

По итогам 2021 года ЮУЖД вошла в число лидеров сразу по трем показателям. Первое место магистраль заняла по среднему весу грузового поезда, второе — по участковой скорости. На третьем месте ЮУЖД находится по производительности локомотива в грузовом движении.

Отмечен рост всего предъявленного грузопотока на 10,6 % к уровню 2020 года. Тарифный грузооборот с учетом порожнего пробега вагонов достиг показателя 2019 года.

Большое внимание на ЮУЖД уделяется поиску новых клиентов. В 2021 году реализовано 18 таких проектов, дополнительный прирост погрузки по ним составил около 650 тыс. тонн. Например, в число таких проектов вошла организация отправки грузов со станции Курамино на участке Миасс-II — Учалы, в связи с запуском производственной площадки по разработке строительного камня на месторождении «Ларинское-1».

На ЮУЖД наблюдается устойчивый тренд на увеличение доли контейнерных перевозок. За последние пять лет они выросли в 3,6 раза. Причем увеличение объемов грузов прослеживается по всей номенклатуре товаров, включая промышленные товары, сельскохозяйственные машины, черные металлы, станки и т.д.

Фото 4. Двухэтажный поезд Оренбург - Санкт-Петербург.jpg

Продолжается планомерная работа по развитию транспортной доступности регионов. Одним из таких проектов стал запуск первого на дороге двухэтажного поезда сообщением Оренбург — Москва. Обновление коснулось и фирменного поезда № 13/14 «Южный Урал», в котором появились комфортабельные купейные вагоны нового модельного ряда. Кроме того, между Оренбургом и Санкт-Петербургом начал курсировать прямой скорый поезд. Ранее добраться до Северной столицы можно было только с пересадками. А по маршруту Оренбург — Уфа совместно с Куйбышевской железной дорогой был запущен «Орлан». Это позволило возобновить сообщение между субъектами, которого не было более десяти лет.

фото 5 Вокзал Челябинск3.jpg

Также в рамках развития пассажирского комплекса на челябинском железнодорожном вокзале завершено техническое перевооружение.

На станции Челябинск-Главный активно развивается проект «Цифровая железная дорога». Здесь уже внедрена виртуальная модель — копия реальной станции. Она отражает в режиме реального времени все процессы станционной работы, местоположение транспорта и персонала, позволяя планировать и полностью автоматизировать работу. В перспективе — внедрение робототехнических комплексов с функциями расцепки вагонов и отпуска тормозов.

В конце 2021 года на станции Челябинск-Главный были введены в эксплуатацию интегрированные посты автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях. Комплекс позволяет на ходу выявлять неисправности грузовых вагонов.

Он представляет собой высокую металлическую рамку, оборудованную специальными датчиками и камерами, которые осуществляют фото- и видеофиксацию подвижного состава. Любой вагон можно рассмотреть во всех деталях со всех ракурсов. Комплекс формирует полноценную 3D-модель и отсылает ее на экраны мониторов операторов. Специалисту нужно лишь подтвердить то, что обнаружила автоматика. Техника способна увидеть не только саму неисправность, но и определить степень ее опасности.

Фото 6. Волонтеры ЮУЖД.jpg

Несмотря на то что железнодорожный транспорт остается одним из самых экологически чистых видов транспорта, ЮУЖД поддерживает устойчивой курс на повышение экологической безопасности. С 2016 по 2020 год только в границах Челябинской области затраты РЖД на природоохранную деятельность составили более 905 млн рублей.

Активная работа в этом направлении продолжалась на Южном Урале и в 2021 году, в результате чего удалось добиться существенного снижения вредного воздействия на окружающую среду. Так, выбросы от стационарных источников сократились на 3,9 %, от передвижных — на 12,6 %. За счет проведения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов удалось снизить выбросы парниковых газов на 35,7 %.

Много внимания на ЮУЖД уделяется социальным проектам. Начато строительство копии исторического здания на станции Комсомольская Оренбургской детской железной дороги. Оно примет первых пассажиров уже в летнем сезоне 2022 года. В декабре возвели крытый футбольный манеж на стадионе «Локомотив» в Челябинске. Это позволит железнодорожникам и детям заниматься спортом круглый год.

На магистрали продолжается работа по развитию туризма. В 2021 году были организованы презентационные туры в Челябинской и Оренбургской областях. А центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги в Челябинске вошел в число объектов первого брендового туристического маршрута Челябинской области.

Работники Южно-Уральской магистрали активно участвуют в волонтерском движении. Наиболее значимые волонтерские проекты — акции по уборке мусора, прополке посадок на территории национального парка «Таганай», акции по посадке деревьев, массовые субботники «Зеленая весна», «Зеленая Россия», акция по сдаче макулатуры «Сдай макулатуру — спаси дерево!» В 2021 году более 12 тысяч работников ЮУЖД приняли участие в 15 мероприятиях такого рода.

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

Сегодня | 16:50
Плюсов не выявлено. В Челябинске упразднили внутригородские районы

Срок полномочий администрации и глав районов истечет осенью этого года.

Сегодня | 14:33
В Челябинской области расширили категории получателей выплат в связи с СВО

Соответствующий законопроект был разработан по поручению губернатора Алексея Текслера и поддержан депутатами Законодательного Собрания.

Новости   
Спецпроекты