Просто спросить. Южноуральский «Ящик доверия» понравился детям на Дальнем Востоке

4 Июня 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Просто спросить. Южноуральский «Ящик доверия» понравился детям на Дальнем Востоке


Это анонимный формат общения учеников с психологами. Инициатива его создания принадлежит чебаркульским школьникам. Сегодня проект поддержали в разных городах России.

Можно ли доверять?

Как правило, в голове у ребенка есть десяток вопросов, касаемых общения с друзьями, родителями и учителями или своего внешнего вида. Задать их напрямую взрослым подросток может просто-напросто постесняться. Однако теперь сформулировать их школьник может в анонимной записке и бросить ее в «Ящик доверия». Профессиональный ответ от психологов ребенок сможет получить, не выдавая себя, на общих тренингах с детьми или в видеоформате.

Интересно, что такой анонимный формат общения со специалистами предложили сами школьники. «Ящик доверия» — это инициатива чебаркульских учеников, которая родилась в ходе встречи с депутатом Государственной Думы, первым заместителем председателя комитета по образованию Яной Лантратовой.

ящик-доверия_Боровикова_IMG_1477.jpg
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

«В каждую региональную неделю я стараюсь проехать два города Челябинской области, которую я представляю в Госдуме. Одним из них стал Чебаркуль. Там я встретилась с учащимися, чтобы поговорить на тему психологической помощи, рассказать о том, что в общеобразовательных организациях появляются психологи, готовые решать проблемы детей, — рассказывает Яна Лантратова «Южноуральской панораме». — И вдруг поднимет руку девочка и говорит: «А мы не ходим к психологу. Психолог же от слова «псих». Ученица объяснила, что если она пойдет к данному специалисту, то одноклассники подумают, что с ней не все в порядке, и могут даже начать травить. И это только первая причина. Вторая — ребенок не уверен в компетентности психолога и в том, можно ли ему доверять. Тогда я спросила, что же можно сделать в таком случае. И девочка говорит: «Мы предлагаем запустить «Ящик доверия». Повесить специальную коробочку, например возле расписания, потому что там много ребят на переменке, и школьники бы могли туда бросать анонимные вопросы, жалобы, описывать проблемы, которые не знаешь, как решить, и с которыми стесняешься поделиться». Меня это общение со школьниками тогда так поразило, потому что зачастую чиновники, депутаты, политики делают программы про детей и молодежь, забыв спросить, что нужно им самим. В итоге в общении с учениками мы пришли к решению, что раз в месяц психолог мог бы вскрывать этот ящик, собирать детей и отвечать на вопросы с листочков. Тем самым ребенок получит ответ на вопрос и не столкнется с буллингом. Во-вторых, он увидит, насколько компетентен психолог, можно ли доверять ему. А это уже контакт, после которого ребенок может подойти и поговорить со специалистом лично, если вопрос до конца не раскрыт».

Именно в чебаркульской школе и появился первый «Ящик доверия». История попала в паблик, и дети со всей Челябинской области стали писать, что они тоже хотят такой проект в своем учебном заведении. Ящики стали множиться и заполняться до краев. Дети не ожидали, что о своих проблемах можно говорить так просто.

ящик-доверия_Ковалева_271768985_кабинет-физики_старшеклассники_школьники.jpg

Проанализировав анонимные сообщения в разных школах, психологи составили топ вопросов, которые больше всего волнуют южноуральских детей. Первый — это неуверенность в себе, дети не могут полюбить свой внешний вид. Второй — нервное состояние перед экзаменами, школьники интересовались, как работать с эмоциями, просили дать практические рекомендации. Третий — буллинг в классе, как об этом рассказать, чтобы не стать предателем внутри коллектива. Ориентируясь на запросы учащихся, психологи провели для разных групп школьников тренинги по повышению самооценки, управлению эмоциями и по противостоянию травле. Такой формат общения оказался очень популярным.

Ящик в цифре

Сегодня о «Ящике доверия» уже знают по всей стране. Проект чебаркульских школьников намерены внедрить в других регионах: Кемеровской, Нижегородской, Оренбургской областях, Санкт-Петербурге. Южноуральская инициатива даже долетела до Дальнего Востока.

«Вслед за детьми запрос пошел от самих психологов. Например, они стали говорить о том, что иногда попадаются странные записки: «Я чувствую, что за мной кто-то следит, как мне вести себя в этой ситуации». Это может быть шутка, а может быть ранняя форма шизофрении. И здесь уже нужна помощь психиатра, а не психолога, поэтому важно выстраивать взаимодействие между специалистами. Также психологи стали рассказывать, какие программы повышения квалификации в работе нужны им. Было решено провести онлайн-тренинги для данных специалистов, на которые от Челябинской области записалось порядка 500 человек», — рассказала Яна Лантратова.

ящик-доверия_Ковалева_271759177_школьник_ноутбук_компьютер_наглядные-пособия.jpg

Сегодня проект «Ящик доверия» получил поддержку учредителя областного Фонда социальных, культурных, образовательных инициатив, супруги губернатора Челябинской области Ирины Текслер, министерства образования региона. Было принято решение параллельно запустить цифровой «Ящик доверия». Данную инициативу одобрил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, отметив, что она вписывается в концепцию цифровой образовательной среды.

«В итоге проект «Ящик доверия» получился очень многогранным. Сегодня мы намерены шире говорить о вопросах информационной безопасности и личностного роста детей. Для этого, в частности в Челябинской области, были запущены проекты «Дети в интернете» и «Дети не в интернете». Южный Урал в этих вопросах —передовой регион», — заключила Яна Лантратова.

Поделиться

Сегодня | 10:47
Когда участие — это победа. В Челябинской области делают ставку на адаптивный спорт

Уже на протяжении почти 20 лет на Южном Урале проходит областная летняя спартакиада детей-инвалидов.

Вчера | 18:16
Особенный урок. В школах открываются ресурсные классы для детей с ментальными нарушениями

До конца 2024 года на Южном Урале оборудуют 20 специальных классов для детей с особенностями развития. Зачем нужны и как создают ресурсные классы, кто обучает сопровождающих педагогов и почему правильная инклюзия выгодна государству — об этом в эфире «Большой редакции» рассказала Елизавета Кириллова, председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце».

26.05.2023 | 13:02
В Челябинской области молодежь чувствует открытость власти

По мнению эксперта, делается многое, чтобы закрепить талантливых молодых людей в регионе.

25.05.2023 | 16:05
В Челябинской области заполнят рынок труда востребованными кадрами

Министр образования прокомментировал обращение губернатора к депутатам Законодательного Собрания.

Новости   
Спецпроекты