Обретение игуменского креста

Наперсный крест последней игуменьи Одигитриевского монастыря вернулся в обитель спустя почти сто лет
Игумения Анастасия

Дочь оренбургского казака, урожденная Анна Григорьевна Щапова, будущая игуменья Анастасия, пришла в монастырские стены 12-летней девочкой. Здесь она окончила преподавательские курсы и с 17-летнего возраста почти тридцать лет несла послушание учительницы детей в церковно-приходской школе.
Сохранилась документальная запись, что «девица Анна Григорьевна Щапова пострижена 27 августа 1905 года с именем Анастасия Преосвященным Иоакимом Оренбургским и Уральским». Уже через три года, в возрасте 47 лет, она возведена в сан игуменьи.
Монастырь новая игуменья приняла с большими земельными угодьями: пашней, лугами, лесными землями, фруктовым садом, пасекой и молочной фермой, загородными хуторами. Площадь, занимаемая монастырем, составляла 3 тыс. 600 кв. сажен, пахотной земли было 910 десятин, треть из них сдавалась в аренду крестьянам. Луговой земли было 44 десятины, лесных угодий — 317 десятин. При монастыре были фруктовый сад, пасека и молочная ферма. Это сложное и обширное хозяйство приносило хорошие доходы, на которые жили не только 355 сестер, но также содержались приют, училище, а во время Первой мировой войны — лазарет для раненых воинов.
После революции настоятельница монастыря приложила все возможные усилия, чтобы спасти общину, приспособить ее к выживанию в новых условиях с сохранением монашеских обетов. Пытаясь сохранить свое положение, в 1919 году монахини обратились в отдел юстиции новой власти с прошением зарегистрировать монастырь в качестве трудовой демократической артели. Сестры просили сохранить за ним право владения монастырскими церквями.

Декабрь 1926 г. Челябинский Одигитриевский монастырь. Вид с южной стороны
Монахини содержали приют, ежедневно выпекали хлеб для военного ведомства, двух лазаретов и Красного Креста, а также шили белье по поручению Чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом.
Сохранились воспоминания, что верующие устроили стихийный митинг при попытке выселения сестер 22 марта 1921 года, требуя отменить самоуправство властей. Протестующие остановили немедленное выселение, но ненадолго. Вскоре сестры во главе с игуменьей были арестованы. Очевидцы вспоминали, что более двух сотен сестер, чтобы не разбежались, обвязали арканом и тащили по темным челябинским улицам. По преданию, нескольких сестер расстреляли на монастырской заимке в момент закрытия обители (где ныне действует возрожденный Одигитриевский монастырь).
Сестры пробыли в челябинском военном концлагере около полугода. Выйдя на свободу, игуменья Анастасия (Щапова) с частью монахинь попыталась зарегистрировать собственную религиозную группу. Им даже дали на короткое время в пользование Вознесенскую церковь бывшей обители, но уже в сентябре 1922 года власти передали церковь в пользование «обновленцам» — группе «Живая церковь».

Игумения Анастасия с сестрами
После этого монахиням и послушницам пришлось рассеяться и расселиться по частным квартирам. Некоторым из них разрешили преподавать в школах, кто-то работал в разных организациях.
Многие сохранили верность избранному иноческому пути до конца жизни. Вплоть до 70-х годов прошлого века уцелевшие послушницы и монахини собирались 10 августа, в день почитания иконы Божией Матери «Одигитрия», на богослужение в челябинском храме Святого Симеона Верхотурского.
Об игуменье Анастасии известно, что она также проживала на частной квартире в Челябинске, но точные сведения о ее дальнейшей судьбе не сохранились, так же, как и дата кончины. По воспоминаниям некоторых сестер, она отошла к Господу в начале 1930-х годов. Также есть не подтвержденные пока сведения, что перед смертью она приняла великую схиму.
Драгоценный дар
В годы процветания обители насельницы монастыря оценили труды своей последней игуменьи Анастасии драгоценным даром. В благодарность за ее талант и умение руководить такой большой общиной разумно и справедливо, с разрешения Епархиального начальства, 14 октября 1916 года сестры преподнесли своей настоятельнице наперсный золотой крест с украшениями. Подношение состоялось в день празднования особо чтимого в обители образа Божией Матери «Иверская», подарок был приурочен к 55-летию матушки Анастасии.

Жилой дом на углу ул. Цвиллинга, где до 1917 года была церковно-приходская школа в которой преподавала иг. Анастасия. Июнь 1941 г.
Крест имеет дарственную надпись: «Глубокочтимой матушке игумении Анастасии от признательных монахинь и сестер Одигитриевской обители 1916 год».
— Этот наперсный игуменский крест свидетельствует о взаимной духовной любви игуменьи и насельниц, что говорит об истинно монашеском устроении нашей обители до революции, — говорит нынешняя настоятельница монастыря игуменья Евсевия. — Созидая монашескую семью, игуменья Анастасия ежедневными трудами и попечениями заботилась о нуждах монастыря и сестер, носила их в своем сердце. А сестры в ответ на такую жертвенную любовь матушки настоятельницы явили искреннюю благодарность не только послушанием, но и преподнесением креста с украшениями.
Символичным оказался этот дар в 1916 году, накануне роковых для всей России событий. Совсем скоро Господь призовет всех верных ему чад к исповедническому и мученическому подвигу. С этим крестом игуменья Анастасия пройдет все выпавшие на ее долю горестные испытания, связанные с закрытием и разорением родной обители.

Возвращение святыни
После закрытия монастыря сестры, лишившись единственного своего дома, рассеялись в миру, а многие церковные ценности бесследно исчезли. Эта же участь постигла и наперсный крест игуменьи. Никто не знал о его судьбе и не чаял когда-либо увидеть вновь. И вот сейчас, когда промыслом Божьим то, что рушилось сто лет назад, возрождается, когда монастырь начинает строительство нового большого храма, чудесным образом Господь вернул святыню в родную обитель.
Наперсный крест игуменьи Анастасии любезно передал монастырю председатель Российской национальной премии «Воины Духа» Константин Викторович Ахапкин.
— Константин Викторович рассказал нам, что купил крест на аукционе еще в 2005 году и хотел передать знакомой монахине, думая, что она будет игуменьей и ей нарекут имя Анастасия, — рассказывает сестра Севастьяна (Амарцева). — Крест лежал в сейфе и ждал своего часа, но возведение той монахи в сан не состоялось. А в ноябре прошлого года Константину Викторовичу пришла в голову, как он сказал, «ясная мысль» — передать крест в Одигитриевский монастырь.

1930 г. Снос Вознесенского храма
Меценат выяснил, что в России всего два Одигитриевских монастыря — в Челябинске и в Зосимовой пустыни под Москвой. В подмосковном монастыре никогда не было игуменьи Анастасии, а на сайте челябинского монастыря Константин Викторович обнаружил статью и фотографию, где сняты игуменья Анастасия с сестрами и с батюшками.
— И вот, с его слов, с этой фотографии игуменья Анастасия так на него посмотрела, прямо в самое сердце! До мурашек... И он понял, что крест надо вернуть в нашу обитель. Причем, когда он нам это рассказывал, у него слезы на глазах выступили, так запомнился ему взгляд игуменьи Анастасии, — вспоминает сестра Севастьяна.
Примерно через месяц крест уже прибыл в Челябинск и сейчас хранится в музее обители.
— Мы благодарим Бога и Константина Викторовича за этот бесценный дар! Когда будет построен собор, надеемся, что в нем найдется место и для музея, который будет открыт для всех. Планируем, что наперсный крест займет свое достойное место в экспозиции, — пояснила матушка Евсевия.
Прихожане монастырского храма впервые увидели и с великим благоговением смогли поклониться наперсному кресту в этом году в праздник Благовещения. Обретение игуменского креста вековой давности — это знак благословения Божия, духовной преемственности и незримой связи дореволюционной обители и возрожденного монастыря.
Поделиться