Из рода Родосских. Зачем врачам была нужна духовная семинария
На странице фотоальбома выпускников императорского университета и был обнаружен портрет врача Челябинской городской больницы Родосского Николая Николаевича.
Челябинский след
Между тем фамилия Родосских в истории как Южного Урала, так и России в целом, известна давно. Берет свое начало и составляет основную ее часть духовенство, другая почти равная и так или иначе была связана с образованием: учителя, преподаватели, реже встречаются инженеры, военные, писатели, есть и врачи.
Южноуральские Родосские происходят от диакона Феоктиста Дементьевича (1800–1854 гг.), служившего в церкви Аманацкой слободы Бугурусланского уезда Самарской епархии. Оба его сына Иван (Иоанн) и Никандр были священниками. Николай Никандрович, сын Никандра Феоктистовича (1846 — после 1917 гг.), многие годы был протоиереем Покровской церкви Челябинского духовного училища, а затем преподавал. Окончил курс в Уфимской духовной семинарии, был учителем русского и церковнославянского языков в Челябинском духовном училище Оренбургской губернии. В 1874 году Николай Никандрович был рукоположен в священники Покровской училищной церкви и долгое время исполнял обязанности духовника учеников.
По воспоминаниям современников, он отличался снисходительным отношением к воспитанникам, безвозмездно занимался с отстающими у себя на квартире и брал некоторых на хлеба, что епархиальное начальство признало непедагогичным. Может быть, это и стало причиной (или что-то другое), но службу в духовном училище, которому отдал много лет жизни, протоиерей Николай Никандрович Родосский оставил и в 1908 году получил место законоучителя в 5-м народном и 1-м женском приходских училищах. В 1911 году ему был пожалован орден Святой Анны 2-й степени, а в 1915 году он награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
О семейном укладе информации мало. Известно, что у Николая Никандровича была сестра Варвара. Она стала третьей женой другого известного земляка — Захария Федоровича Полянцева, помощника смотрителя Челябинского духовного училища. Ее брат и будущий муж были коллегами и внесли огромный вклад в развитие образования на Южном Урале. В браке родилось четверо детей — три дочери и сын, которые продолжили семейные традиции: Никандр пошел по стезе священнослужителя, а Елена, Ольга и Ирина — народного образования.
У самого Николая Никандровича тоже было четверо детей — два сына и две дочери. Алевтина окончила Уфимскую женскую гимназию, преподавала математику в Челябинской женской гимназии, давала частные уроки. Незадолго до революции окончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге. С ее именем будет связано становление Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, где она была заведующей кафедрой физики. О второй дочери сведений нет.
Оба сына, Никандр и Николай, учились в Уфимской духовной семинарии. У известного челябинского мемуариста Константина Николаевича Теплоухова есть упоминания о них. Он пишет, что в 1904 году «Ник. Ник.» Родосский преподавал Закон Божий в школе, где учился сын Теплоухова, Володя. Никандр Николаевич в 1931 году был нанят Теплоуховым помощником в дом на Тургояке. В его мемуарах Никандру Николаевичу даны довольно нелицеприятные характеристики. «Однако нужно понимать, что Теплоухов нередко допускал резкие высказывания в адрес своих знакомых, да и малознакомых людей, — отмечает Николай Александрович Алексеев, руководитель музея истории медицины. — Мемуары — субъективный источник информации в отличие от документов, и к нему следует относиться критически». Достоверно известно, что Никандр Николаевич Родосский служил священником Свято-Троицкой церкви, а в 1938 году был репрессирован и расстрелян.
Бело-красные жернова
Николай Николаевич Родосский родился 30 января 1874 года в станице Кундравы Троицкого уезда Оренбургской губернии. Так же, как отец и брат, учился в Уфимской духовной семинарии, окончил ее, затем получил медицинское образование в Варшавском университете и диплом врача в январе 1914 года. До поступления в университет (в 1907 году) жил в Челябинске.
«Совершенно типичная история вхождения в профессию для врача, — развеивает сомнения Николай Александрович. — Духовная семинария служила своеобразным базовым образованием, как в наше время — школьное. Нужно было пройти все ступени, чтобы получить профессию».
После окончания университета Николай Николаевич специализировался на акушерстве и женских болезнях, хирургии. До революции 1917 года он был вольнопрактикующим врачом. Работал акушером-гинекологом клиники Варшавского университета, Донского университета в Ростове-на-Дону и ассистентом в акушерско-гинекологической клинике женской медицины в Ростове-на-Дону. Во время Первой мировой войны работал вторым врачом при Миасской участковой больнице и ординатором Миасского лазарета Всероссийского земского союза, «зарекомендовал себя как знающий, добросовестный и внимательный к больным работник».
Сначала служил в белой армии (с сентября 1919-го по январь 1920-го) в хирургическом госпитале в Ростове-на-Дону, затем — в Красной (с января 1920-го по октябрь 1921-го). Надо понимать, что служба в армии для Николая Николаевича, как и для других медицинских работников, не была тогда добровольной и армейской в полном смысле этих слов: врач оставался врачом и выполнял свои прямые обязанности — лечил как раненых, так и мирное население. А в 1919 году, вспомним, войска пятой Красной армии под командованием Тухачевского освобождают Челябинск от колчаковцев.
В это время в городе из врачей оставались хирург Александр Францевич Бейвель, бывший городской голова Челябинска, врачи Лебединский и Розенгауз. В самой городской больнице не осталось ни одного врача, был только фельдшер Константин Петрович Петров. Вполне возможно, что, покидая город, белогвардейские части силой забрали с собой всех врачей городской больницы, а может, и нет — документальных свидетельств тому не найдено. Зато точно известно, что 5 августа 1920 года Николай Родосский был осужден ревтрибуналом XΙ армии на три года тюрьмы за «неуместные выражения по адресу комячейки». Реально срок не отбывал, не до того было: в это же время в городе опять началась эпидемия, однако теперь уже сыпного тифа.
Продолжение следует
Поделиться