Юозас из Ляпшишкяй. 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий
Строительство Челябинской ТЭЦ. 1941 год
Объединенный государственный архив Челябинской области ведет Книгу памяти жертв политических репрессий, сегодня в нее внесены имена 40 536 человек. Среди них инженер Иосиф Зволынский, руководивший строительством Челябинской ТЭЦ-1.
-
Мордва из Кулевчей. Большой террор в Челябинской области
-
Французы из поселка Исаково. В годы Большого террора на Южном Урале было репрессировано более 37 тысяч человек
Перебежчик
Иосиф Викентьевич Зволынский прибыл в Челябинск на строительство ТЭЦ в октябре 1936 года. Ему было почти 40 лет, и за плечами богатая биография. Он родился в 1897 году в литовской деревне Ляпшишкяй, при рождении его звали Юозас Винцович Зволинскас. В 1914 году призвали в армию, во время Первой мировой войны он служил в авторемонтных военный мастерских.
Позднее он писал: «При эвакуации с Украины в начале 1918 года я с автомастерскими, где работал вольнонаемным слесарем, из Харькова выехал на север в Самару. В связи с наступлением чехов работа в мастерских в Самаре не была организована. В это время вниз по Волге спускались баржи с беженцами, отъезжающими на родину. С ними и я уехал в Литву, где прожил до 1921 года. В Литве нашел в живых отца и мать, где и работал в сельском хозяйстве до германской революции».
После революции в Германии Юозас Зволинскас окунулся в политическую работу, вступил в коммунистическую партию, в Ковно занимался распространением литературы, перевозкой оружия, ему предлагали работу в губкоме партии: «Я не возражал, но просил, чтобы товарищи учли, что я неграмотный и на руководящей работе от меня будет мало пользы, меня знает авалгибоскирус (контрразведка) и избежать ареста в условиях Литвы нетрудно, а при аресте неизбежна казнь».
Летом 1921 году подпольщик, чтобы подучиться, получил мандат на выезд в Советскую Россию, под Полоцком перешел границу, прошел проверку в ЧК и был отправлен в Москву в Литовскую секцию ЦК РКП(б). В России литовский большевик стал Иосифом Зволынским.

Юозас Зволинскас. 1920-е годы
Чехарда с проектами
Иосиф Зволынский учился на рабфаке Московского института народного хозяйства, затем на экономическом факультете Московского энергетического института и с 1931 года работал в «Главэнерго» народного комиссариата тяжелой промышленности: районным инженером по Донбассу, членом правительственной комиссии по приемке электростанций, инженером сектора эксплуатации технического управления. Оттуда в 1936 году его направили в Челябинск руководить строящейся Челябинской ТЭЦ.
Строительство электростанции продвигалось медленно, неоднократно менялись технические условия, и это влекло за собой внесение серьезных изменений в проект. «Главэнерго» никак не могло определиться с мощностью ТЭЦ, на каком давлении она должна будет работать. В 1934 году электростанция проектировалась на мощность 50 МВт, в 1935 году предложено увеличить проектную мощность до 250 МВт с котлами на среднем давлении, затем перешли на высокое давление, весной 1936 года вынесено решение о возврате к среднему давлению, летом того же года вернулись к проекту на высокое давление, в 1937 году «Главэнерго» утвердило проект на мощность 75 МВт на высоком давлении, в апреле 1938 года дано указание переработать проект на среднее давление, наконец, в 1939 году утвержден проект на мощность 50 МВт.

Челябинская ТЭЦ-1. 1940-е годы
Иосиф Зволынский погрузился в эту проектную чехарду. Ему приходилось курсировать между Челябинском и Москвой, добиваясь получения окончательного проекта. После одной из командировок в мае 1938 года на заседании партийного комитета он сообщал: «Товарищи, я был вызван в Москву о пересмотре технического проекта, то есть перевод котлов с высокого давления на низкое. Причина данного перевода ввиду того, что заводы не смогут выполнить, а потому «Главэнерго» решило перевести на низкое давление».
Это означало, что нужно ждать новый проект, в ответ он услышал: «Зволынский все время водит нас за нос. Сам бездельничает, и мы не работаем. Он нас хочет мобилизовать на перерасход средств. Такого болтуна надо выгнать со стройки».
Иосиф Зволынский был не в силах заполучить проект и потому предлагал пока заниматься строительством дорог, штукатуркой и прочими работами за пределами главного корпуса.
Через несколько дней после заседания парткома в газете «Челябинский рабочий» появилась заметка «На строительстве ТЭЦ неблагополучно»: «Виноградов и директор ТЭЦ Зволынский свыклись с полуконсервативным состоянием стройки, в которой ее держали враги народа, и стараются этим оправдать вопиющие факты застоя. На стройке ТЭЦ еще не выкорчеваны полностью и продолжают орудовать вражеские элементы».

Постановление об аресте Иосифа Зволынского. 17 июня 1938 года
Иосифа Зволынского арестовали 13 июня 1938 года. Его обвинили в сотрудничестве с литовской разведкой, «по заданию которой, находясь на территории Литвы, вступил для провокаторской деятельности в ряды коммунистической партии и выдал литовской охранке двух коммунистов». Также ему было предъявлено, что в СССР его перебросили «для шпионско-диверсионной деятельности», «работая в «Главэнерго», передал литовской разведке ряд шпионских сведений о мощности и дислокации электростанций, о плане потребления электроэнергии всеми видами промышленности». И последнее: в 1936 году вошел в состав «контрреволюционной троцкистской организации, действовавшей в «Главэнерго», по заданию, которой будучи назначенным директором Челябинской ТЭЦ, проводил вредительскую деятельность по срыву строительства таковой».
Арестованный признал свою вину, однако затем отказался от предъявленных обвинений за исключением того, что нелегально перешел границу. Особое совещание при НКВД 26 января 1940 года осудило Иосифа Зволынского «за антисоветскую деятельность» и постановило освободить «с зачетом отбытого наказания» (в тюрьме он провел 19 месяцев).

Выписка из протокола Особого совещания по делу Иосифа Зволынского. 26 января 1940 года
Выйдя на свободу, Иосиф Зволынский написал наркому внутренних дел Лаврентию Берии и прокурору Михаилу Панкратьеву: «Я честный коммунист и советский гражданин, никогда даже не помышлял и не совершил никаких преступлений, а всегда и везде, как большевик, честно работал, и мне неизвестны такие факты, за которые меня могли бы наказать». Вслед за этим в мае 1941 года главный военный прокурор ходатайствовал об отмене приговора и прекращении дела, однако только в 1962 году состоялась реабилитация Иосифа Зволынского, военный трибунал Уральского военного округа отменил приговор «за отсутствием события преступления». Правда, Иосиф Зволынский об этом не узнал: в 1941 году его направили на работу в Литовскую ССР, где его убили националисты в самом начале войны.
Поделиться

