Как же эту боль преодолеть?
Если выстроить своеобразный печальный рейтинг всевозможных человеческих бед, несчастий и трагедий, то, несомненно, на его скорбной вершине окажется потеря ребенка
Если выстроить своеобразный печальный рейтинг всевозможных человеческих бед, несчастий и трагедий, то, несомненно, на его скорбной вершине окажется потеря ребенка. Почему это вдруг мы начали разговор на такую грустную тему? К огромному сожалению, пока мы далеки от того момента, чтобы сказать: «Все наши дети здоровы и счастливы».
Уровень младенческой смертности в Челябинской области в последнее десятилетие имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это объективный показатель, красноречивая строчка в статистической отчетности, каждый пункт снижения в которой достигнут нелегким трудом сотен и тысяч людей, огромными финансовыми вложениями.
Но, тем не менее, ради этих пунктиков в отчетности, сантиметров в графиках снижения уровня младенческой смертности стоит биться. Поскольку на деле это не что иное, как десятки и сотни жизней новорожденных деток. И каждый из них — маленькая победа над большой бедой.
Это хорошо? Разумеется! А вот успокаиваться все равно не хочется, пока зловещий показатель младенческой смертности еще возвышается над нулевой чертой. Дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать.
Скорее всего, с медицинской точки зрения здесь невозможно добиться стопроцентного показателя. Бывают сложнейшие ситуации, из ряда вон выходящие случаи, патологии, не совместимые с жизнью, но… В Южноуральске, например, в прошлом году уровень младенческой смертности составлял ноль, то есть ни один из новорожденных детишек не умер. В Варненском районе этот показатель был всего 2,1, а вот в Уйском районе — 24,7, в Еткульском — 19,7, чуть меньше — 19,2 — в Чебаркульском, 18,6 — в Усть-Катаве. Поясним, что эти цифры означают число умерших детей на одну тысячу родившихся.
Откуда появляется такая огромная разница? Почему где-то новорожденные дети не умирают вовсе, а где-то этот показатель зашкаливает все разумные пределы? По словам специалистов министерства здравоохранения Челябинской области, детская смертность отличается тем, что она в значительной степени зависит от медицинских, организационных и социальных факторов.
— Что касается медико-организационных факторов, то здесь, прежде всего, речь идет об адекватном наблюдении беременных женщин, своевременном выявлении патологии плода. Затем следует качество медицинской помощи в акушерских стационарах до родов, во время родов и в послеродовой период, — рассказывает заместитель начальника управления организации медицинской помощи взрослым и детям министерства здравоохранения Челябинской области Ирина Огошкова. — Но не менее важным фактором являются и социальные причины, недостатки межведомственного взаимодействия. Анализ структуры младенческой смертности, то есть смертности детей до одного года, показывает, что пятая часть всех детей умирает дома.
Наша газета в последнее время часто рассказывает о качественном обновлении, укреплении материально-технической базы акушерско-гинекологической и педиатрической служб. Мне довелось побывать на открытии родильного отделения центральной районной больницы Октябрьского района. Его оборудование, оснащение поражали воображение. Признаюсь честно, казалось, что мы находились в роддоме, по крайней мере, областного масштаба. И таких примеров у нас немало.
Только в прошлом году были введены в эксплуатацию хирургический корпус областной детской клинической больницы, областная детская туберкулезная больница, корпус Челябинской детской городской больницы № 1, детский стационар Аргаяшской центральной районной больницы, детская поликлиника Троицкой центральной городской больницы.
Все это смогло реализоваться за счет средств областных и муниципальных целевых программ, национального проекта «Здоровье» и особенно средств родовых сертификатов, которые приносят женщины в женские консультации, роддома, детские поликлиники.
Эти родовые деньги идут на приобретение дорогостоящих медикаментов, расходных материалов, медицинского оборудования, на увеличение заработной платы медицинских работников женских консультаций, роддомов, что, согласитесь, тоже немаловажно в закреплении медицинских кадров в этих жизненно важных службах.
О том, как работают родовые сертификаты, говорит, например, такой факт, что прослеживается прямая связь между эффективностью использования средств, получаемых от родовых сертификатов, и уровнем младенческой смертности в городах и районах области.
Но нередки ситуации, когда врачи местных больниц не в состоянии оказать необходимую помощь новорожденным детям. Прежде всего речь идет о младенцах с маленькой массой тела — до 1500 граммов. В таких случаях требуется адекватная специализированная медицинская помощь, которая по силам выездным неонатальным реанимационно-консультативным центрам на базе Челябинской областной клинической больницы и Магнитогорской детской городской больницы № 3. Стоит сказать, что у нас увеличивается количество детей, свое-временно эвакуированных для лечения в отделение реанимации областной дет-ской больницы. А это значит, что растет шанс спасти еще одну маленькую жизнь.
Разумеется, очень многое зависит от самой беременной женщины. Можно приобретать дорогостоящее и современнейшее оборудование, но если женщина не проявляет интереса к своей беременности, то даже самые последние достижения медицинской науки вряд ли смогут помочь ей и ее ребенку.
Как вы думаете, на что жаловались проверяющей комиссии роженицы одного из наших роддомов? Никогда не догадаетесь. На отсутствие курилки!!! «Бедные» роженицы были вынуждены курить на лестничных площадках, где они чувствовали себя не очень комфортно!
А сколько женщин рожают, так ни разу не появившись в женской консультации, не пройдя никакого обследования!? А ведь именно для них закуплены аппараты УЗИ экспертного класса, которые могут показать самые сложные патологии плода, если женщина выкроила бы время и три раза за беременность прошла УЗИ-скрининг. Абсолютно у всех женщин с высокой степенью риска для плода или ее самой есть возможность наблюдаться в Челябинском областном перинатальном центре, где все предусмотрено для самых тяжелых случаев. До конца нынешнего года по всей области будут открыты десять межрайонных центров перинатальной диагностики.
Анализ ситуации с младенческой смертностью показывает, что снижение ее уровня за последние три года (в среднем по области на 6,5 процента) произошло за счет городов, а вот в сельских районах ситуация противоположная — там отмечается рост почти на 40 процентов. Особенно заметна эта разница на примере числа детей, умерших в первую неделю жизни.
— Причин такого положения много, — говорит Ирина Огошкова. — На первое место я поставила бы дефицит кадров. Современное оборудование должны обслуживать врачи-специалисты. А их остро не хватает. Например, в Уйском районе много лет работает только один акушер-гинеколог, а в Нязепетровском районе второй год вообще нет такого специалиста. Один акушер-гинеколог в Карабаше, в Кизиле нет ни акушера-гинеколога, ни анестезиолога-реаниматолога.
Сейчас министерство здравоохранения Челябинской области разрабатывает конкретную программу по снижению младенческой смертности, и ее реализация невозможна без участия муниципальных органов власти. Прежде всего это привлечение и закрепление врачебных кадров, контроль за расходованием средств, которые из разных источников, в том числе от родовых сертификатов, поступают в службу детства и родовспоможения.
На первый взгляд покажется странным, но сюда необходимо отнести и обеспечение бесплатными контрацептивами женщин из групп социального риска. Эта мера поможет предотвратить печальные последствия нежелательных беременностей. Кстати, такой опыт уже есть в некоторых муниципалитетах. Например, в Копейске на такие меры профилактики возможной младенческой смертности находят средства — 150 тысяч рублей.
Также будет решаться вопрос обеспечения бесплатным проездом беременных женщин, которым по медицинским показаниям необходима консультация или госпитализация в центральные районные больницы, в областной перинатальный центр или в областную детскую клиническую больницу. Ведь не секрет, что порой беременная женщина оказывается в такой ситуации, что у нее нет денег даже просто доехать до областного центра.
Конечно, это далеко не все проблемы, которые надо решить, чтобы в нашем графике столбик уровня младенческой смертности снижался как можно быстрее. И это станет возможным, если мы надавим на него всем миром. Дети рождаются, чтобы жить!
Поделиться

