«Эльдар Рязанов» набирает высоту

29 Января 2008

Я давно мечтал побывать в Калининграде (Кенигсберге). С приходом в прошлом году на авиарынок Южного Урала калининградской компании «КД авиа» эта самая удаленная точка России, оказавшаяся после распада СССР на островном положении европейского анклава, стала для челябинцев ближе. Воздушная дорога на комфортабельном «боинге» занимает всего четыре часа...

Евгений Аникиенко

Я давно мечтал побывать в Калининграде (Кенигсберге). С приходом в прошлом году на авиарынок Южного Урала калининградской компании «КД авиа» эта самая удаленная точка России, оказавшаяся после распада СССР на островном положении европейского анклава, стала для челябинцев ближе. Воздушная дорога на комфортабельном «боинге» занимает всего четыре часа, причем с лета 2007 года в авиакомпании внедрили очень удобную для пассажиров схему транзитного перелета в страны Европы в обход Москвы с пересадкой в Калининграде. Это и гораздо дешевле, и занимает меньше времени. Журналистам «ЮП» посчастливилось совершить воздушное турне из Челябинска в Калининград. Повод для поездки — презентация нового «боинга» авиакомпании «КД авиа», которому присвоено имя известного кинорежиссера.

«Пристегните ремни безопасности»

Время утреннего рейса в Калининград из челябинского аэропорта Баландино очень удобное — 8.10 местного времени. Летишь на запад, а солнце догоняет тебя, и прибываешь в балтийский город тоже утром. Краткий инструктаж бортпроводника, что делать в случае аварии: при разгерметизации самолета из бардачка над креслом автоматически выбрасывается кислородная маска, а над Балтикой в случае ЧП нужно надеть спасательный жилет… На душе тревожно: накануне по радио сообщили об аварии военного транспортного самолета в Польше, неподалеку от Калининграда.

Традиционное «пристегните ремни безопасности», пробежка по аэродромной бетонке, взлет… Вот мы и в воздухе. Уши закладывает от резкой смены давления. Как мне советовали, сосу карамельку, сглатываю… Высота — 10 тысяч метров, полет нормальный. И вдруг по громкому объявляют: «Уважаемые пассажиры, если в салоне есть врачи, обратитесь, пожалуйста, к бортпроводнику». Мужчина с соседнего кресла встал, куда-то пошел…

Когда врач вернулся, я спросил его, что случилось. Он ответил: «Ничего страшного, с одной из пассажирок было плохо, приступ воздушной болезни. Но сейчас все в норме».

Перелет в Рим — без хлопот

Мы разговорились с доктором и его спутницей. Оказывается, супруги-медики Лукины в отпуск летят через Калининград на отдых в Италию, в Рим. Александр — заведующий первым хирургическим отделением областного онкодиспансера, его жена Елена заведует третьим радиологическим отделением той же больницы.

— В октябре прошлого года в компании «КД авиа» стартовала акция — перелет до Калининграда и обратно всего за 636 рублей,— говорит Александр Лукин.— Она будет продолжаться до 29 марта, но все билеты уже проданы. Мы с женой решили воспользоваться счастливой возможностью и сразу же купили почти что дармовой билет, до- платив за перелет до Рима и обратно всего по 1700 рублей каждый.

Беседу прервало объявление старшего пилота: «Наш самолет проходит зону турбулентности, пристегните ремни безопасности». И, правда, затрясло так, что поджилки «завибрировали». Похоже, летим над штормовым морем по так называемому Балтийскому воздушному коридору в обход Эстонии, Латвии и Литвы. Но вот, слава богу, трясучка прекратилась.

Беседую с пассажиром Сергеем Беляниным из Екатеринбурга. Он предприниматель, занимается грузоперевозками из Европы в Россию. Раньше летал в Калининград из екатеринбургского аэропорта Кольцово, с пересадкой в Москве. Это очень неудобно, занимает много времени. Узнав, что из Челябинска открыто прямое воздушное сообщение до Калининграда, бизнесмен в последнее время предпочитает летать через наш город: так куда быстрее.

— Я тоже уже второй раз лечу в Европу через Калининград,— заявляет сотрудник Челябинской дизайн-фирмы «Тезоро» Анна Фрамуза.— В сентябре 2007 года летала на встречу с зарубежными партнерами рейсом «КД авиа» в Италию, в Милан, а теперь лечу на Международную выставку дизайна «Мебель Пари» в Париж. Поначалу мне предложили рейс через Москву, с перелетом на лайнере французской авиакомпании «Эр Франс» (причем билеты оплачивала принимающая сторона), но гораздо быстрее и удобнее лететь рейсом «КД авиа». Я заказала через Интернет электронный билет до Парижа с пересадкой в Калининграде (эту новинку авиакомпания ввела в прошлом году) и уже сегодня буду во Франции.

…Калининградский аэропорт Храброво встретил нас густым балтийским туманом. Но средства навигации здесь «самые-самые», и посадка завершилась без каких-либо инцидентов. Легкий толчок, пробежка по взлетно-посадочной полосе — и мы уже на древней земле Кенигсберга.

Борт «Таривердиев» и другие

В аэропорту Калининграда мне сообщили один любопытный факт: оказывается, жена президента России Людмила Путина родом из этих мест и даже работала здесь стюардессой. Первая леди страны часто бывает на родине и держит шефство над парком «Юность» и мемориалом погибшим в локальных вооруженных конфликтах. Сейчас идет масштабная реконструкция парка под патронажем супруги президента.

Воздушные ворота Калининграда — аэропорт Храброво. В здешней авиакомпании «КД авиа» называть воздушные суда именами известных людей стало доброй традицией. Четыре лайнера компании уже носят имена деятелей российской культуры: Валерия Георгиева, Сергея Присекина, Юрия Темирканова, Микаэла Таривердиева. Предыдущему, пятнадцатому «Боингу 737-300» советом директором ОАО «КД авиа» присвоено имя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

— В сентябре прошлого года одному из «боингов» авиакомпании «КД авиа» было присвоено имя композитора Микаэла Таривердиева,— вспоминает главный архивист Государственного архива новейшей истории Калининграда Ирина Шишкина.— Тогда звучала музыка симфонического оркестра Венской оперы под руководством всемирно известного дирижера Мартина Хазельбека. В презентации участвовали губернатор Калининградской области Георгий Босс, мэр Калининграда Юрий Савенко, посол Армении в России Смбатян, арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, вдова композитора Вера Таривердиева. Кстати, и нынче Вера Таривердиева, как и Эльдар Рязанов, почетный гость презентации.

Калининградский транзит

В преддверии презентации «боинга» «Эльдар Рязанов» — встреча с топ-менеджерами авиакомпании «КД авиа». По словам ее исполнительного директора Леонида Ицкова, истоки гражданской авиации Калининграда-Кенигсберга закладывались еще в 1923 году, когда была создана совместная советско-германская авиакомпания «Дер Люфт». В свое время она была лучшей в Европе, но в 1937 году распалась: ее немецким наследником стала компания «Люфт-Ганза», а советским — Аэрофлот. В девяностые годы было создано ОАО «Калининградское авиапредприятие», но оно вскоре обанкротилось. Теперь, после выкупа акций, существуют ФГУП и частная авиакомпания «КД авиа», отметившая 6 сентября 2007 года свой пятилетний юбилей. С приходом новых собственников авиакомпания, можно сказать, получила вторую жизнь.

— С 15 июня 2007 года мы пошли на эксперимент — внедрили схему транзитных перелетов из городов России в Европу в обход Москвы, с пересадкой в Калининграде,— говорит Леонид Ицков.— Это вообще-то дело не новое. В Европе и Америке такую схему применяют уже давно. В свое время мы пытались ее внедрить в Красноярске, Омске и Оренбурге. К сожалению, тогда эту задумку осуществить не удалось. И вот наконец в Калининграде мечта о создании транзитного узла, связывающего Россию с Европой, стала реальностью. Лететь с пересадкой в Москве долго и хлопотно, а через Калининград куда проще и экономичнее. Во-первых, это путь самый короткий по времени. Причем мы очень удобно стыкуем внутренние и международные рейсы — в две волны: утром и вечером.

По словам менеджеров авиакомпании, вся процедура таможенного осмотра в аэропорту Храброво занимает максимум 40 минут. Никаких очередей, нервотрепки… В «КД авиа» внедрена сквозная регистрация электронных билетов, багажа, и вещи не нужно самим везти в пункт таможенного досмотра — все сделают за пассажира. В числе выгод и гораздо меньшая стоимость билета — следствие оптимизации авиаперевозок, их себестоимость у «КД авиа» ниже, чем у конкурентов. Курс на эксплуатацию скоростных и экономичных «боингов» оказался верным: даже рост цен на топливо почти не сказался на стоимости билетов.

Терминал завтрашнего дня

Как пояснил заместитель директора авиакомпании «КД авиа» Виталий Головин, в аэропорту Калининграда идет масштабная реконструкция. В ноябре 2007 года открыто здание нового пассажирского терминала первой очереди, строится еще одно. Общая стоимость этого уникального проекта 70–100 миллионов долларов, 40 миллионов уже освоено. В ближайшее время в аэропорту Храброво появятся телескопические трапы, с прямым переходом из самолета в здание аэровокзала, другие новинки. Завершение строительства второй очереди пассажирского терминала запланировано на конец 2008 года. По расчетам, это позволит в год обслуживать до 7 миллионов пассажиров.

На заседании президиума Госсовета РФ президент России Владимир Путин, говоря о решении транспортных проблем страны, отметил особую роль Калининградского авиационного узла — хаба. Уже сегодня парк воздушных судов авиакомпании состоит из 16 «боингов». По итогам работы в 2006 году «КД авиа» стала обладателем премии «Крылья России» в номинации «Авиакомпания года — пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях». За последние полгода она втрое увеличила число ежедневных рейсов, начав выполнять полеты более чем в 20 европейских и российских городов.

«КД авиа» признана победителем проекта «Профи-Итоги-2007» в двух номинациях: «Проект года» (за создание международной воздушной транспортной системы на базе аэропорта Храброво) и «Бренд года». По итогам прошлого года авиакомпания стала лауреатом премии «Общественное признание».

Кстати, к Челябинску у «КД авиа» интерес особый. После продажи контрольного пакета акций Челябинского авиапредприятия «Сибирью» столичному пароходству наш некогда «закрытый» для других авиаперевозчиков аэропорт стал самым открытым. Теперь сюда прилетают самолеты 12 с лишним авиакомпаний. Зайдя на наш авиарынок весной прошлого года, «КД авиа» сразу стала пользоваться большой популярностью у пассажиров.

Кинорежиссер за штурвалом «боинга»

«Боинг 737-300», которому предстояло обрести имя «Эльдар Рязанов», в авиакомпании уже шестнад- цатый по счету. Воздушное судно прибыло в аэропорт Храброво в декабре 2007 года. Новый борт прошел полную подготовку к эксплуатации, покраска лайнера выполнена в стандартной корпоративной цветовой гамме. Салон рассчитан на 128 мест. Это уже четвертый «боинг» в авиапарке компании, оборудованный салоном бизнес-класса.

…К трапу самолета подъезжает черный «Крайслер», из которого выходят кинорежиссер Эльдар Рязанов, председатель совета директоров «КД авиа» Сергей Грищенко и вдова композитора председатель благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. Торжественные речи, улыбки, поздравления. Вот уже сдернуто полотно, и надпись «Эльдар Рязанов» красуется на борту воздушного лайнера. Кинорежиссер даже посидел за штурвалом «боинга», на минуту представив себя в роли пилота.

По словам владельца авиакомпании Сергея Грищенко, совет директоров «КД авиа» решил сделать подарок к 80-летию кинорежиссера, присвоив новому авиалайнеру его имя.

— Это стало большим событием в моей жизни,— заявил Эльдар Рязанов.— Лететь в самолете, названном в твою честь,— чувство особое. Но это никак не повлияло на мой характер: я стал не лучше, не хуже, и вовсе не кичусь данным обстоятельством. Хотя и приятно. Я давно мечтал посидеть за штурвалом самолета и очень завидую Леониду Якубовичу, который в весьма зрелые годы освоил пилотное мастерство. К сожалению, это не для меня: годы не позволяют…

Эльдар Рязанов поделился своими впечатлениями о Калининграде: он просто в восторге от древнего города тевтонских рыцарей. Экскурсия на скутере по заливу, знакомство со старинным рыцарским замком. Кинорежиссер поделился мыслями по поводу социальной роли бизнеса. Владелец авиакомпании не жалеет средств на охрану природы: купил и выпустил 60 косуль в поросших соснами дюнах национального парка «Куршская коса», построил Гостиный двор с бассейном и детской площадкой.

Вера Таривердиева, по словам кинорежиссера, выступила «в роли свахи», уговорив старого друга согласиться на присвоение его имени лайнеру. По словам Эльдара Рязанова, Сергей Грищенко предложил ему снять новый фильм (какой — пока секрет), и кинорежиссера очень заинтересовал этот проект, который, он считает, будет не менее интересным, чем недавно вышедшее на экраны продолжение «Иронии судьбы».

Эльдар Рязанов был немало удивлен, когда к нему подошел немолодой гражданин и презентовал… березовый веник. Оказалось, это его давний поклонник, решивший отдать дань знаменитому кинорежиссеру. Пенсионер Геннадий Грязнов, в прошлом следователь по особо важным делам, 40 лет проработал в Магадане, теперь осел в Калининграде. Он с юности обожает фильмы Эльдара Рязанова, а когда прочитал в местной газете, что тот приедет на презентацию рязановского «боинга» (причем в шутку журналисты написали, что на нее нужно прийти с веником), решил обязательно встретиться со своим кумиром. Атаковал звонками руководство авиакомпании, пока не добился своего.

Эта неформальная встреча запомнится мне надолго. Искрометный юмор кинорежиссера, блестящая эрудиция мэтра, его неподражаемая манера общения… Настроение не испортила даже дождливая балтийская погода. И на прощание — цитата «в строку» из Маяковского, приведенная «вениковым поклонником» творчества Эльдара Рязанова: «Ваше имя превратилось в пароходы, самолеты, строчки и другие славные дела».

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты