Смолино. Дежавю

16 Апреля 2009

Озеро Смолино. Бывало, в прежние времена выйдешь летним утром на балкон, кинешь взгляд в сторону озера, а оно так близко, что, кажется, набегающую на берег волну можно потрогать рукой

Озеро Смолино. Бывало, в прежние времена выйдешь летним утром на балкон, кинешь взгляд в сторону озера, а оно так близко, что, кажется, набегающую на берег волну можно потрогать рукой. Именно с этого озера началась моя рыбацкая карьера, когда 40 лет назад родители, не думая о последствиях, на шестилетие подарили мне первую мою двухколенную бамбуковую удочку. Однако перемудрили с подарком! Посудите сами: после этого у всех дети как дети поутру ранец за плечи — и в школу к учителям, а я, непутевый, портфель в кусты — и с удочкой в руках на лекции к матушке-природе. Какое было время! Да-а, в ту пору набегался я по берегу от отцовского ремня… А сколько было всякой рыбы в этом замечательном горько-соленом озере! Даже окуня здесь ловили до трех килограммов, а карп водился таких размеров, что нередко выдергивал из лодок зазевавшихся рыбачков. И все бы хорошо, но наступили беспредельные 90-е. Народ, мирно дремавший в своей социалистической «конуре», в одночасье сорвался с цепи и пошел рвать направо и налево. Для рыбы наступил конец света! На озерах браконьеры, сбиваясь в многочисленные бригады, пользуясь вседозволенностью и совершенно не думая о завтрашнем дне, рыбу стали просто выгребать, как зерно из амбара. Гребли-гребли, гребли-гребли… К 1995 году на озерах, прилегающих к городской черте (Смолино в том числе), рыбалка приказала долго жить! Не поверите. С тех пор я еще ни разу не был на озере Смолино, рядом с которым живу. Вот такая незадача.


Вчера ко мне зашел сосед. Мужик он хороший, но рыбачишко так себе — ершатник ботиночный. Постояли с ним, потеребили рыбацкую тему, и он предложил прокатиться в Сухомесовский залив. Там, по его словам, вторую неделю на удочку хорошо ловят чебака. Сначала я не поверил, поскольку сам живу рядом с этим озером и ведаю, каких размеров тут остались пиявки. Да и не любитель я подобной мелочи, но искушение побывать в давно забытых местах оказалось велико. Итак, Сухомесово!
На другой день, ближе к обеду, на старенькой «шестерке» выезжаем со двора и уже через 20 минут, минуя поселок Сухомесово, месим весенний проселок вдоль берега Смолинского залива. Возле водокачки полно машин. Все, приехали!
Господи, как давно я здесь не был! Старая водокачка с ржавыми гаражами все так же громоздилась на вынесенной в озеро дамбе. С правой стороны от нее гряда редкого глубокого камыша — наше излюбленное место. Поубавили мы здесь карпа в свое время. Помнится, как-то раз на рыбалке меня прихватил аппендицит. Согнувшись пополам от боли, я три километра тащил лодку, 40 килограммов рыбы и прочие манатки… По прибытии домой сразу на больничную койку! Да, всякое бывало…
Народу на льду оказалось, как яблок на плодоовощной базе. Первый признак, что здесь действительно что-то ловится. Заход с дамбы на лед оказался «сухим»…


Вообще акваторию залива виртуально можно разделить на три части: прибрежная травяная зона, глубокие камышовые плесы и мелководная песчаная коса, которая отделяет залив от основного озера. Сухомесовский залив всегда являлся колыбелью восполнения рыбных богатств. Именно сюда по весне, готовясь к предстоящему нересту, заходит вся рыба, в том числе и чебак. Разумеется, у разных видов рыб здесь свои излюбленные камышовые «нычки». Мне по прошлому они хорошо известны, поэтому в народ, который сидел на траве у дамбы, мы не пошли, а сразу направились в левый угол, в то место, где большое плесо сужается и косяки рыбы начинают упираться в довольно глубокие, до трех метров, тростниковые тупики. Раньше в этих местах было клево, посмотрим, что нынче будет.
Первую лунку высверливаю в пяти метрах от камышовой стенки. Так и есть, под самой лункой трава — озерная елка. Здесь удочку не опустить. Вообще самые уловистые места — это небольшие чистые пятаки между подводной растительностью, которые еще нужно поискать…
Из десяти высверленных в подводный мир окошек рабочими оказались только четыре. Мой сосед-ершатник поисками себя не утруждал. Отойдя подальше от камыша, он высверлил одну лунку и принялся над ней колдовать…
Мотыль насажен, и вольфрамовая дробинка, подвязанная к леске 0,12 миллиметра, ушла в сухареную лунку. Едва сторожок пригнулся в рабочей позе, как его тут же несколько раз качнуло. Подсечка, и чебак — серебристая рыбешка с яркими плавниками — тут же оказалась на льду. Ну, здравствуй, обитатель смолинский! Давненько я не держал в руках вашего брата!
Ну а дальше, как обычно, — первый пошел, второй, третий…
Вскоре прибежал мой знакомец и, усевшись на одну из моих клевых лунок, радовался каждой пойманной рыбке как дитя. Ботиночник! Через пару часов беспрерывное махание удочкой мне порядком надоело, да и ветреная погода при отсутствии палатки все удовольствие от рыбалки сводила на нет.


Недалече от места лова (через протоку) находился глубокий до трех метров широкоперый камыш, в котором раньше в это же время мы ловили карпа и крупного карася. Оставив своего друга пополнять мешок чебаками, я отправился посмотреть, что же стало с этим местом за прошедшее десятилетие.
Вот и протока. Да, грустное зрелище! От некогда густого 50-метрового курня остались только разрозненные отдельные кусты, жалкими метлами торчащие надо льдом. По всей видимости, электротралом здесь поработали вовсю. Все же сверлю лунку и опускаю прибор, настроенный на крупную рыбу. Поворот «башмака», еще смена направления — пустота! Обидно, досадно, да ладно…
До 6 часов вечера чебак клевал ровный (80—90 граммов) и почти бесперебойно. Изредка попадались мелкие «матросы» и головастые братаны-ротаны. Позже чебак начал смещаться в сторону, но бежать за ним уже не было никакого желания. Да и пойманной рыбы (9 килограммов) моему коту до лета не осилить.


Домой отъезжали со смешанным чувством. С одной стороны, конечно, приятно побывать на местах былой рыбацкой славы и в памяти растормошить уснувшие далекие события, с другой — немножко злит, что гомо сапиенс, казалось бы человек думающий, так бездарно перерубил сук дерева (озеро), на котором кормилось и получало удовольствие от рыбалки не одно поколение челябинцев. Сегодня, судя по рыбалке, озеро восстанавливается. Но процесс этот нескорый. Остается надеяться, что хотя бы наши внуки в будущем придут на это озеро не с хлипкой снастью для ловли гольянов, а с настоящими удочками для ловли крупной рыбы. До встречи!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты