Серебряный слиток из касаргинской сокровищницы

4 Мая 2009

Привет, уважаемые! Сразу вопрос: все ли живы и как нервишки ваших домочадцев, которых за последнюю неделю мы заставили изрядно поволноваться? Да и было отчего! Весна в этом году оказалась не солнечной блондинкой, а

Привет, уважаемые! Сразу вопрос: все ли живы и как нервишки ваших домочадцев, которых за последнюю неделю мы заставили изрядно поволноваться? Да и было отчего! Весна в этом году оказалась не солнечной блондинкой, а, судя по погоде, родственницей Снежной королевы. Из-за ее низких ночных температур бумажный лед упорно не желал таять и всеми силами цеплялся за озерные берега, а мы, в свою очередь, за возможность оставить на нем свой прощальный автограф. Порыбачили, расписались по полной! Лично я в этом сезоне трижды подтверждал мастера по заплыву в ледяной шуге. Ну да ладно, в гости к богу нас не пустили, а это главное! Больше я на лед ни ногой. Все, баста. Однако! Зарекался баран на новые ворота не смотреть.


Прошедшие выходные оказались ветреными, как смазливая старше-классница, выкатывающая свои глазки на молодого педагога. За окном раскачивались деревья, а я консервировал свои зимние снасти для отправки в гараж. Ближе к обеду раздался телефонный звонок одного из моих безбашенных приятелей, который предложил напоследок прокатиться на озеро Касарги, где, по его словам, ловят сига, причем размера немалого. Вот же чувырла! Я только-только успокоил свой ледовый зуд, так нет же, нашелся доброхот и снова расковырял мою зимнюю рыбацкую болячку.
Несмотря на протесты домашних, в сердцах предложивших мне чиркнуть завещание, в час дня выезжаем на озеро…
Озеро Касарги. Так уж получилось, что в этом сезоне я здесь в первый и, видимо, последний раз. Почему? Да потому что измельчала рыбалка, а вернее, сама рыба. Если в прошлом, когда это озеро курировал (зарыблял) Кыштымский рыбозавод, рыбалка здесь была просто праздником (сиг 250—800 граммов), то этой зимой в озерном кошельке одни «копейки» (рипус 70—90 граммов). Разумеется, достойные экземпляры тоже остались, но их количество, благодаря рыболовам и промысловикам, значительно поубавилось. А восстанавливать рыбные запасы (кризис) никто не спешит. Вот и выходит, что очередное озеро, которое еще недавно было рыбацким пристанищем всей Челябинской области, сегодня доживает свой золотой век.


Но все же рыбаков за зиму на Касаргах меньше не стало. Просто мы здесь не были, поскольку ловля аквариумных по размеру рипусов нас абсолютно не интересует. А выбитый сиг, рассосавшись по всему водоему, очень редко радовал хорошими уловами рыболовов, и то только тех, кто добрую часть времени посвящал его поиску. Все это так. Но сегодня эта рыба, как и в нерест (октябрь—ноябрь), сбивается в косяки и выходит на мелководье, тем самым упрощая ее поиск. Причина проста: во-первых, у берега открытая вода, которая кислородом, как магнитом, стягивает сюда рыбу. Во-вторых, сиг, как и любой хищник, сдвигается за кормежкой, которую скоро устроят ему другие виды рыб (нерест), в частности, семейство карповых. А чужую икорку он любит!


…Минуя шлагбаум базы (продажа путевок), выруливаем к берегу с оттаявшими прошлогодними кучами мусора. Банки, битые бутылки… Вот же народ — где удовольствие ладим, там и гадим! А потом на зеркало пеняем, что рыбы нет…
На наше счастье всю прошедшую неделю дул сильный юго-западный ветер и лед в этом месте придвинуло к самому берегу. Резина не пригодилась — заходи хоть босиком! Но, как известно, запас в пятую точку не стремится, поэтому лодки все же накачали. С богом!
Лед на удивление все еще оказался рабочим (40 сантиметров), хотя высверленные иголки нет-нет, да и покалывали интуитивное чувство самосохранения.


В первые четыре лунки примерно в 50—80 метрах от берега (глубинный перепад) отправляю по доброй щепоти мотыля…
Вообще, при ловле сига на прикормке и разориться недолго. Особенно на мелководье, где курсирующий вдоль берега косяк рыбы из-за малой глубины (1,8—3 метра) очень сложно удержать на одном месте. Но прежде чем из рога изобилия сыпать дорогой мотыль, сначала нужно найти клевую лунку, что с первого захода удается нечасто. Как правило, это либо трава на дне, либо каменистая россыпь или небольшое углубление — в общем, придонная нестандартность. И только после первых поклевок можно открывать столовую на постоянный график — начинать столбление мотылем.


Снасть — усы, леска 0,14 миллиметра. Сиг — рыба резвая, а тем более на глубине в 2,5 метра. Конечно, на рыбешку до 500 граммов леску можно поставить и повежливее, что, в свою очередь, наверняка увеличит количество поклевок, но не надо забывать, что именно в это время мотылем не брезгуют озерные старики весом за килограмм и более, которые среди зимы на крючки редко обращали свое внимание. Поскольку сиг у берега берет в основном со дна, дополнительные крючки ни к чему. Это только ослабит всю снасть в целом.
Начинаю с дальней, самой глубокой форточки в озерных закромах. Глубина 3,5 метра. Выкуриваю сигарету, а это 5 минут — поклевки отсутствуют. Ждать дальше смысла нет. При ловле сига на мелководье подход один: либо попал на рыбью дорогу, либо отдыхаешь. Вторая лунка, третья — тишина…


Первая поклевка у самого берега на глубине 1,8 метра. Едва поплавок по-хозяйски расположился в лунке, как тут же, как ошпаренный, выскочил на поверхность воды. От неожиданности я даже замешкался с подсечкой, но все же успел подхватить удочку…
Вот тем и хороши усы, что в отличие от ловли на мормышку сиг после поклевки сразу насадку не бросает, поскольку при хорошей балансировке всей снасти (усы-поплавок) рыбина не чувствует тяжести грузила. Отсюда даже у спящего рыболова шансы возрастают.
После непродолжительной борьбы в моих руках оказался первый живой 400-граммовый серебряный слиток из касаргинской сокровищницы. Хорош гаврош, ничего не скажешь — настоящий французский щеголь, да и буян приличный. А какой из него пирог — просто пальчики оближешь…
Рыба клевала, а следовательно, время улетучивалось, как воздух из пробитого акваланга. Удочки сворачивали почти по темноте, когда поклевки сошли на нет. Из 12 лунок (я бы и больше просверлил, да мотыля не напасешься) работали только три, причем одна оказалась особенно фартовой. Из нее, помимо рыбы, я постоянно выуживал мелкую придонную траву — наверняка в этом и был весь секрет ее щедрости.
Итог: 34 головы весом 300—600 граммов — неплохой результат. Завтра мы снова вернемся сюда, чтобы из озера Касарги полной мерой зачерпнуть живого серебра, название которому сибирский сиг! До встречи!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты