На озерах для нерест для чешуйчатых невест

21 Мая 2009

…На реке быстро стемнело. В дряхлый притвор избенки рыбака Евсея осторожно поскребли. Хозяин, готовый к приходу ночного гостя, накинул на себя застиранный от рыбьей слизи сермяк и вышел на прогнившее крыльцо

…На реке быстро стемнело. В дряхлый притвор избенки рыбака Евсея осторожно поскребли. Хозяин, готовый к приходу ночного гостя, накинул на себя застиранный от рыбьей слизи сермяк и вышел на прогнившее крыльцо.
За порогом, озираясь, жался соседский отрок двенадцати годков, которого Евсей с младенчества обучал своему рыбачьему ремеслу.
В испуганных глазах подростка желтыми зрачками отражалась взошедшая луна. С протоки тянуло сыростью. «Вот что, Ваньша, — боднул в сторону пегой бородой рыбарь, — бери вон тама в крапиве весло и дуй к лоде, а я щаса.
Да смотри, чтобы тиха-а, прибью-ю!»


На реке шел нерест. Осетровые, с брюхом, переполненным икрой, расползались по множеству волжских ериков и проток, чтобы дать потомство. Время добытное и страшное. Ежели возьмешь рыбку пудика на три али четыре, то и можно в соседском монастыре какую-никакую лошаденку выменять. А поймают на воде дворовые Волкова — смерть! Ни стар ни млад не убережется — забьют палками. И что тут хуже, неведомо: страшный гнев боярский али голодная смерть на щах с лебедой. Худо, ай худо…
«Тубонь, тубонь, окоянный!» — грозно шипел рыбак на Ваньку, который, сидя на корме большой долбленки, из-за малого роста едва справлялся с тяжелым веслом. Евсей заскорузлыми руками перебирал толстую бечеву самой воровской в этих краях снасти — самолова, на котором висело несколько десятков больших кованых крючьев. Для рыбы снасть страшная, но и самому рыбарю жуть великая. Уже случалось, что за такое дело, когда ловили на месте, просто вешали на те же крюки и бросали в воду на кормление рыбам… Сажень, еще одна выбранная сажень бечевы… Вдруг веревка в руках Евсея потяжелела и резко ожила. Затем сразу же последовал рывок такой силы, что нос лодки вместе с бородачом резко зарылся в воду, зачерпнув при этом добрые ушата воды. «Ох ти, есть! Попалася рыбка, попалася!» — Евсей, перехватившись и с сиплым придыханием шепча молитву, еще сильнее вцепился в крученую вереву. Тут же, норовя перевернуть ладью, ее кто-то с неимоверной силой потащил в сторону. «Свят, свят!» — Ванька, бросив весло и вцепившись ручонками в борта, с омертвевшим от страха сердцем таращился в темноту. Неведомое речное чудище, показывая свою силу, словно щепку, мотало лодку ночных рыбарей по глубокой протоке…
Привет, уважаемый читатель! Чем там у них закончились их браконьерские дела, может быть, узнаем в следующий раз! А мы уже как два часа находимся в заливе на озере Тишки. Здесь, несмотря на нерест, открыта рыбалка по путевкам. Обойдя на лодках прилегающую акваторию центральной протоки (выход на берег) и убедившись в полном отсутствии рыбы, сместились в дальний левый камыш, который находится за промысловым ставником. Оказалось, что вся рыба, которая только-только зашла с озера, — в камышовых разливах, между берегом и затопленным лесом. Углубившись на сто метров в озерные тростниковые поля, расходимся в стороны…
Камыш здесь не стеновой, поэтому через торчащую из воды флору я продвигаюсь в лодке стоя. Конечно, «резина» — это не деревянный баркас, и при малейшей не- осторожности можно запросто кувыркнуться в воду. Но преимущество «стоячести» налицо. Предполагаемые места ловли (небольшие камышовые окна) можно заметить за 15—30 метров.


…В центре редняка, где от гуляющей рыбы то тут, то там вздрагивали желтые тычки, подвязываюсь к пучкам камыша. Место идеальное! Оно позволяет, не смещаясь, облавливать разбросанные на 360 градусов вокруг лодки шесть—восемь окон размером не более метра. Тем более это важно, что сегодняшний карп стоит у поверхности воды. Поймал, распугал рыбу, забросил в следующее окно — и так далее по кругу, как на конвейере! Конечно, такие места с круговым обловом — редкость. Чаще всего удается найти два, максимум три одновременно «рабочих» пятака.
Удильник размотан, глубина (40 сантиметров) установлена, кукуруза насажена. Приступим…
При первом забросе главная цель — убедиться в том, что под водой так же «красиво», как и на поверхности (отсутствие тины, сплошной травы и так далее). Если настроенный в полводы поплавок ветром протягивает через всю травяную прореху, значит, все в порядке — можно кормить. Иногда наоборот — сверху все чисто и прилично, а внизу сплошной камыш. Значит, пообедала ондатра, и высиживать здесь что-либо бесполезно. Поскольку рыба сейчас наверху, прикармливать ее классическими привадами (горох, пшеница и так далее), которые оседают на дно, смысла нет. Пока на все это карп мало обращает внимание. Единственное, что сейчас актуально, — размоченный и растертый в кашицу хлеб (пыление). При этом муть от хлеба оседает медленно, и рыба на такую прикормку успевает обратить внимание. Разумеется, «пылить» нужно постоянно. Что? Где взять столько хлеба?! В закромах, батеньки, в магазинных закромах! А вы как хотели? В лаптях да на принцессе жениться?!
Первый заброс. Не прошло и минуты, как поплавок несколько раз подпрыгнул, пошел в сторону и… встал. Две минуты ожидания — тишина. Следующее окно — история повторилась: поплавок поводило, поводило и бросило. Интересно! Значится, «красавицам» не все там нравится! На крюк № 10 «крабом» цепляю добрый пучок мотыля, а на жало корочку хлеба — по прошлому прием проверенный. Едва насадка ушла на отмеренную глубину очередного окна, как тут же поплавок, слегка наклонившись, «дал ноги»! Подсечка!
Обычно при ловле карпа с рыбой до двух килограммов я не церемонюсь. У меня эти озерные «братья», как Гагарин, летают почти по воздуху. А почему бы и нет? Снасть позволяет, шуму в воде меньше, да и время экономишь. Но с этим первым карпом в этом сезоне события я не форсировал. Поводил его, потаскал! Все-таки какая кайфуша, когда на крючке карпуша!
…К восьми часам вечера, сменив около 20 мест и под завязку забив свой малый садок (30 килограммов), обнаружил, что у меня закончился мотыль, и рыбалка стала чем-то смахивать на экскурсию в органный зал, где на концертах (хотя я и сам музыкант) меня всегда опутывала дрема. Сегодня по холодной воде вегетарианцем карп становиться не желал. Ну и ладно. В отличие от друзей, которые со своей кукурузой едва наскребли 8 килограммов рыбы, мне для первого раза за свой улов не стыдно. Так что до новых встреч на воде 2009 года!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты