Волков бояться, на пенсии прозябать

2 Октября 2009

Челябинский пенсионер Валерий Кузнецов колесит по стране на двухколесном горном велосипеде. Каждый год он садится на своего «железного коня» и отправляется в новое путешествие

Челябинский пенсионер Валерий Кузнецов колесит по стране на двухколесном горном велосипеде. Каждый год он садится на своего «железного коня» и отправляется в новое путешествие. За семь лет предприимчивый дедушка преодолел на нем больше десяти тысяч километров. «ЮП» Валерий Михайлович рассказал о холодной ночи на Байкале и встрече со стаей волков.

Дьявольский треск байкальского льда


Валерий Кузнецов оказался довольно подтянутым пенсионером, невысокого роста, с горящими глазами. В выцветшей от старости коричневой туристической жилетке и помятой бесформенной синей бейсболке, несуразно сидящей на голове, он больше напоминал простоватого дачника, нежели путешественника.
— Мой дед был сталеваром, Героем Социалистического Труда, — с места в карьер начал Валерий Михайлович. — И я в начале 2000-х годов, ближе к пенсии, начал задумываться, что оставлю после себя внукам, каким они меня запомнят. Пошел в спортивный магазин и купил себе велосипед. Решил, что буду путешествовать на нем по стране. А в дороге буду снимать красивые пейзажи на фотоаппарат и вести дневник на видеокамеру.
Поначалу Валерий Михайлович тешил надежду добраться до Тихого океана. Но пенсионера отпугнуло расстояние в семь тысяч километров. Говорит, пройти такой маршрут не позволило бы здоровье. Поэтому Кузнецов решил доехать до острова Ольхон, что на Байкале: и места красивые, и путь в два раза короче. Сказано — сделано. После этого поездки стали носить регулярный характер.


С собой в дорогу Кузнецов берет палатку, сухой паек на четыре дня и деньги, чтобы покупать продукты питания в магазинах. В путешествия пенсионер принципиально отправляется без оружия, полагая, что от опасности убережет бог. Мобильный телефон отключает. Только в крупных городах выходит на связь с родственниками, чтобы не теряли.
— В весеннем путешествии в 2008 году я долго не звонил семье, — вспоминает Валерий Кузнецов. — Поехал по льду на Байкале, но не повезло с погодой. Был сильный ветер, вьюга, из-за чего велосипед приходилось вручную толкать. К тому же пройти напрямую не удавалось, везде натыкался на торосы (нагромождения обломков льдин в ледяном покрове морей, озер, рек. — Прим. авт.). Так мое путешествие затянулось на целую неделю. Я сильно вымотался, стал путать дни. Иной раз ночью не мог найти зимовье, а мороз суровый, до минус 28 опускалась температура. И вот крутишь педали быстро-быстро, чтобы не замерзнуть, думая: «Господи, помоги!». А сзади стоит жуткий треск, потому что шипы колес пробивают лед. Ей-богу, душа в пятки уходит. Когда добрался до населенного пункта, первым делом позвонил семье, потом купил билет на поезд. Сил уже не осталось совсем, еле-еле сумел затащить своего «железного коня» в вагон.

— Семья-то после таких приключений вас легко отпускает?
— Легче преодолеть путь, чем жену уговорить отпустить меня. Но я каждый год выбираю новый маршрут и отправляюсь в дорогу. Дети относятся проще, внуки и вовсе гордятся, что у них такой изобретательный дедушка.

Педант Людвиг


— В дороге вы, наверное, часто с людьми общаетесь? Легко контакты устанавливать?
— С этим проблем никогда не возникало. Особенно мне понравились буряты. Очень добрый народ. Всегда дадут переночевать в юрте, накормят, напоят и расскажут, по какому маршруту дальше двигаться. Подружился с испанскими путешественниками, которые в шутку называли меня «камрадом». Испанцев сопровождали иркутские телевизионщики. Их очень удивило, что я добрался до их края из Челябинска на велосипеде. Они даже интервью у меня взяли. Как ни странно, путешествуют в основном иностранцы, русские туристы там в диковинку.

— Что вас поразило в иностранцах?
— Их педантичность. В 2002 году какое-то время я ехал вместе с австрийцем Людвигом, который совершал кругосветное путешествие. Так он всегда передвигался только по левой стороне, даже если по правой было удобнее, а в день преодолевал не больше 130 километров. Питался исключительно в столовых, даже от чая, приготовленного мною на костре, отказывался.

— Каким знакомством вы дорожите больше всего?
— В Усть-Куте встретился с литератором Александром Никифоровым, который работал сторожем на уникальном археологическом памятнике «Шишкинские писаницы». Я проговорил с ним всю ночь. Он читал мне свои стихи, подарил книгу, сборник рассказов, в которых описывает родные места. Мне понравилось, а вот мою семью книга не заинтересовала. Может, потому что они не были в Усть-Куте?

— В пути вы попадали в ситуации, когда преодолеть участок дороги на велосипеде было просто невозможно?
— Иногда шли сильные дожди и дорогу размывало. В этих случаях меня подвозили дальнобойщики. Еще одна любопытная ситуация возникла, когда я шел вдоль Лены до Байкало-Амурской магистрали. Я забуксовал, пришлось сколотить плот. Три дня я сплавлялся на нем по реке, пока меня не подобрал один добрый человек на моторной лодке.
— Не страшно отправляться в такие экстремальные поездки? Все-таки возраст…
— Потенциальные возможности человека не ограничены. Тем более я больше десяти лет занимаюсь по системе закаливания Порфирия Иванова. Каждое утро делаю зарядку и обливаюсь холодной водой. Зимой бегаю по снегу. Раньше соседи смотрели на меня, как на белую ворону. Сейчас попривыкли и перестали обращать внимание.

— Вспомните самое опасное приключение.                                                                                                                                                                               — Как-то буряты дали мне наводку на рыбацкие домики в нескольких километрах от берега Байкала, рядом с которыми находилось зимовье. Домики эти я легко отыскал, правда, в них не было дров, поэтому чтобы не замерзнуть, отправился искать зимовье. Ездил в километре от берега, но все тщетно. Только увидел в бинокль вдалеке стаю бродячих собак. Ну, думаю, где собаки, там люди, а значит зимовье рядом. Смотрел в бинокль, смотрел, но так ничего и не нашел. Пришлось вернуться к бурятам. Рассказал им про собак, а они побледнели и заявили, что это была стая волков. Стало не по себе. Подъехал бы к волкам ближе, могли бы растерзать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты