Учимся отдыхать. Какая фигура

23 мая 2013
Учимся отдыхать. Какая фигура

Анжелину Джоли одели в челябинском бутике, взгляд Джонни Дэппа вгоняет южноуральцев в дрожь, а сказки Пушкина не менее популярны, чем мультфильм «Ледниковый период», собравший хорошую кассу в кинопрокате.

В Челябинск приехали погостить питерские скульптуры из воска

Анжелину Джоли одели в челябинском бутике, взгляд Джонни Дэппа вгоняет южноуральцев в дрожь, а сказки Пушкина не менее популярны, чем мультфильм «Ледниковый период», собравший хорошую кассу в кинопрокате. Корреспондент «ЮП» побывала на недавно открывшейся выставке Музея восковых фигур и выяснила, когда местные экспонаты оживают.


Нет ничего мистического


— Какая красивая тетя! — восклицает пятилетний Сема, разглядывая высокую стройную женщину с длинными русыми волосами и пухлыми губами.


Надо признать, у малыша не дурной вкус. Перед ним во всей красе предстала некто иная, как сама Анжелина Джоли. Точнее, ее копия. Лично мне восковая фигура кажется малопохожей на мировую звезду, хотя именно этот экспонат стоит в музее первым по счету и пользуется наибольшей популярностью у посетителей. В основном — у взрослых, но и дети обращают внимание на «красивую тетю».


— Рост, параметры, цвет волос актрисы максимально точно соблюдены. Черты лица скульпторы воссоздавали, используя фото-и видео­материал. Конечно, точного сходства восковой фигуры с оригиналом никто не гарантирует. Впрочем, даже автопортрет не всегда является копией своего владельца, — поясняет Алексей Соснин, менеджер Музея восковых фигур из Санкт-Петербурга, расположившегося на Кировке.


Но меня больше интересует не внешность, а наряд актрисы. Уж больно он приземленный… Вряд ли Джоли появилась бы на публике или в фильме в черных лосинах и леопардовой кофте из ближайшего бутика.


— Понимаете, некоторые восковые фигуры приходят из Санкт-Петрбурга в Челябинск абсолютно обнаженными, — немного смущаясь признается менеджер. — Так получилось и с Анжелиной. Пришлось мне наряжать ее по своему вкусу. Я сделал ее более досягаемой для других девушек. Теперь они могут одеться, как мировая знаменитость, в недорогих челябинских магазинах.


Согласившись с Алексеем, я перевожу взгляд на следующий экспонат и застываю. Передо мной стоит капитан Джек Воробей, он же актер Джонни Депп. Красная повязка на голове, свисающие дреды,  тонкая двойная бородка и обведенные черным глаза делают восковую фигуру невероятно реалистичной. А от «живого» взгляда капитана бросает в дрожь.

— Многие посетители говорили, что им кажется, что Джонни Депп пристально смот­рит на них и даже двигает глазами, хотя это уже домыслы. Дело в том, что для изготовления глаз и зубов восковых фигур используются подлинные офтальмологические и стоматологические протезы, которые в точности соответствуют всем особенностям глаз и зубов реальных героев, поэтому скульптуры выглядят как живые. Признаюсь, первое время мне и самому было боязно работать в музее: казалось, что экспонаты периодически оживают. И они, действительно, стали оживать, но только в моих снах. Сейчас, когда я разбираю и собираю скульптуры, то вижу, что в них нет ничего мистического.

 

Маленький и большой


Мельком осмотрев всех персонажей, нахожу, что наиболее комично среди экспонатов музея выглядит гастарбайтер Равшан из телепроекта «Наша Раша», роль которого исполняет Михаил Галустян. В различных телепередачах известный юморист не раз высмеивал свой маленький рост. Вот и поставили персонажа «Нашей Раши» рядом с великаном-аватаром, упершимся головой в потолок музея.


— Конечно, и в данном случае соблюден только рост Михаила Галустяна — 1 метр 63 сантиметра, - подмечает Алексей Соснин. — Воссоздать размеры аватара было проблематично. Высота потолков, как правило, составляет около 2, 5 метров, в то время как в фильме рост жителей Пандоры достигал 3,5 — 4 метров.


Но все же основную часть музея заняли герои и сюжеты из сказок Пушкина. Вот бабка сердито смотрит на старика, держащего в руках пустой невод, из сказки «О рыбаке и рыбке», а бесенок пытается снести кобылу, на которой Балда гордо восседает верхом из сказки «О попе и работнике его Балде». В соседнем зале собрались персонажи из поэмы «Руслан и Людмила» — кот ученый, Русалка, Кощей Бессмертный, Баба-яга. Конечно, в музее есть восковая фигура и самого Александра Сергеевича, и его няни Арины Родионовны.


— Изначально, выставку планировалось посвятить только Пушкину и его творчеству. Но, как показывает практика, посмотреть на героев произведений Александра Сергеевича приходят в основном группы дошкольников и младшеклассников. Восковые фигуры известных персон мы разместили, чтобы привлечь в музей людей всех возрастов, — признался Алексей.

Зато пушкинские персонажи пользуются у ребятишек и их родителей не меньшим вниманием, чем герои известного мультфильма «Ледниковый период». Особенно популярны Баба-яга, которая действительно оживает и двигает метлой, и Кощей Бессмертный, копающийся в сундуке с драгоценностями.

— Когда эти фигуры неожиданно начинают двигаться, пугаются не только дети, но и взрослые, — подметил менеджер.

 

Голова Петра Первого


Искусство творить из воска портреты, маски, а затем и статуи, зародилось еще в Древней Греции. Местные жители создавали изображения богов во исполнение обетов и для религиозных церемоний. С утверждением христианства восковые изображения умерших знатных и именитых лиц стали помещать в храмах. Иногда из воска делали лица для статуй святых.


В России с искусством изготовления восковых портретов познакомились на рубеже XVII — XVIII веков благодаря Петру I. Вернувшись из своего первого заграничного путешествия, молодой царь привез свою собственную восковую голову, а также семь бюс­тов участников Великого посольства. После Октябрьской революции это искусство было объявлено чуждым пролетариату и утрачено.


— В конце 1980-х годов группа энтузиастов загорелась идеей возрождения искусства восковой пластики в России. Так был создан Санкт-Петербургский Музей восковых фигур, откуда экспозиции везутся в Челябинск и другие города России и мира, — рассказывает Алексей Соснин. — Например, некоторые питерские экспонаты поселились в знаменитом лондонском Музее мадам Тюссо. Кстати, восковая смесь, являющееся ноу-хау музея, способна выдержать температуру от - 40° до + 40° С, сохраняя при этом свои физические свойства.


По словам Алексея, на изготовление одного экспоната уходит от трех месяцев до года. В штат сотрудников цеха по производству восковых фигур входят художники, искусствоведы, инженеры-конструкторы, скульп­торы, литейщики восковой смеси, гримеры, швеи, дизайнеры и многие другие.


— Например, изготовление ушных раковин — это уже отдельная специальность. Обязанность проработчиков и гримеров — сделать поверхность лица и рук более убедительной. Для этого воссоздаются поры, морщины, вены и родинки реальных героев. А пастижеры (специалисты по работе с натуральным человеческим волосом) особыми инструментами вплавляют в воск каждый отдельный волосок, пока не образуется целая копна, из которой потом мастера делают прическу. Это очень трудоемкий процесс, так как на голове у одной фигуры до 40 тысяч волосков.

 фото Вячеслава  Шишкоедова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты