Желание помочь другому человеку может стать неплохим бизнесом

12 мая 2014
Желание помочь другому человеку может стать неплохим бизнесом

Чича морада, фиолетовые чипсы, рюкзаки из конопли и африканские барабаны, — южноуральцы узнали, как, не покидая родной край, получить уникальные товары с зарубежных рынков. И за доставку при этом рассчитаться шоколадкой и простым «спасибо!». Но в будущем это может вылиться в перспективный бизнес.

Чича морада, фиолетовые чипсы, рюкзаки из конопли и африканские барабаны, — южноуральцы узнали, как, не покидая родной край, получить уникальные товары с зарубежных рынков. И за доставку при этом рассчитаться шоколадкой и простым «спасибо!». Но в будущем это может вылиться в перспективный бизнес.

«GransJoy. Доставка путешественниками» — это портал, на котором любой желающий может найти человека, готового за символическую плату выполнить услуги почтовой доставки — только в разы качественнее, быстрее и дешевле. Представительство этого некоммерческого проекта уже есть и в Челябинске.

«В России носы быстро ломаются»

— В прошлом году мы ездили в Индию, а там, как известно, на все очень низкие цены — хорошую футболку можно купить рублей за 50, а плотно пообедать вдвоем за 17 рублей, — говорит одна из создателей портала — жительница Новосибирска Инна Фомичева. — Пришла мысль, что хорошо бы привозить оттуда товары и продавать их в России — банальная идея, но именно она дала старт проекту, который мы запустили год назад. Пока он работает по принципу некоммерческой структуры — мы просто создали платформу, на которой заказчики и путешественники находят друг друга и помогают. За это короткое время мы уже собрали больше пяти тысяч пользователей.

Если вы путешественник, который не прочь оказать помощь и сделать свое путешествие полезным, то можете оставить свой маршрут на сайте, либо найти себе заказчика. А если вам нужно что то доставить, то вы просто заходите на сайт и находите путешественника с желаемым маршрутом. Если такого путешественника нет, то в специальной вкладке «Создать частный заказ» вы оставляете заявку. Нужно подробно описать посылку и вознаграждение, которое получит путешественник — кто то просит 200 рублей на телефон или небольшую сумму наличными, кто то — подвезти из аэропорта, а кому то достаточно шоколадки или коробки конфет. Никаких тарифов нет. В заявке вы прописываете дату, до которой необходимо получить товар, и если путешественник вдруг не нашелся, — а это бывает редко — то можно либо продлить заказ, либо удалить его.

— А можно проще — купить в интернет-магазине…

— Да, но здесь можно заказать такой товар, которого нет ни в одном интернет-магазине. Тем более, речь ведь не обязательно идет о покупке — через нас передают срочные документы, возвращают ценные вещи, забытые в гостиницах — не всегда персонал гостиницы идет навстречу, у курьерских служб тоже есть свои ограничения. За такие доставки никто не возьмет с вас плату — это просто помощь. Но, на мой взгляд, путешественника нужно вознаградить хотя бы символически.

Например, недавно девушки, которые работают больничными клоунами, заказывали из США реквизит — большие градусники, клоунские носы. В России таких носов нет, у наших качество хуже и они быстро ломаются. Часто просят перевезти какие то хрупкие, ценные вещи. Недавно художник передавал свою картину на выставку в Москву из Новосибирска. Если бы он воспользовался «Почтой России», то две недели сидел бы как на иголках, а тут уже на следующий день картина была доставлена в целости и сохранности.

Тем более, в интернет-магазинах мы жутко переплачиваем. Возвращаясь к разговору об Индии — все товары из этой страны через интернет-магазины стоят никак не меньше тысячи рублей. И вот, например, штаны, которые стоят 70 рублей, ты покупаешь в несколько раз дороже и отдельно оплачиваешь доставку.

— Но в случае с передачей посылок от незнакомцев — как-то страшновато. Мало ли, наркотики, оружие кому нибудь захочется передать…

— Мы пропагандируем принцип «Обезопась путешественника». Если ты заказчик и приносишь какую то посылку, ты должен ее показать, а путешественник тщательно осмотрит, чтобы быть уверенным, что все в порядке. К тому же, путешественники и заказчики обязательно регистрируются на сайте и оставляют ссылки на свои профайлы в соцсетях — это тоже может выступать гарантией в каком то роде — хотя бы того, что это не фейк, а реальный человек.

Скучают по гречке

— Много у вас уже заказчиков из Челябинской области?

 — Это вопрос относительный, я вообще считаю, что пока их не так много. Хотя жители Челябинской области довольно быстро включились, стали активно участвовать — есть уже постоянные путешественники и заказчики.

Кстати, только в Челябинске у нас есть свой представитель, которая занимается SMM-маркетингом. А недавно мы провели конкурс среди российских путешественников (делегатов международной, неполитической, некоммерческой организации AIESEC) в Челябинске, на котором разыграли флуоресцентную футболку из США — в России таких нет. Победитель был выбран случайным образом — им оказался путешественник из Тольятти.

— У вас на сайте есть раздел «Идеи для заказов». Его создавали сами путешественники?

— Этот раздел частично формировали мы, частично — путешественники и заказчики. Там просто собраны идеи товаров, которые можно заказать. Например, кто то ездил в Перу и увидел, что там продается фиолетовая кукуруза, и из нее делают фиолетовый напиток — чича морада, а кто то ездил на Филиппины и увидел фиолетовые чипсы — почему бы не удивить своих друзей? Они просто вставляют свои идеи, после этого появляются заказы. Это такая сборная солянка из того, что увидели соотечественники в других странах.

Если говорить о том, что чаще всего заказывают, то это, например, гречка. Серьезно! Ее часто возят в Таиланд — там очень по гречке скучают…

— А где гарантия, что путешественнику, который купил какой-то ценный товар, заказчик вернет деньги?

— Сейчас портал используется для доставки не очень ценных грузов — путешественника не просят потратить огромные деньги на покупку дорогого товара, и ему на счет не перечисляют значимые суммы. Хотя ноутбуки, например, часто передают. Все-таки пока это работает больше по принципу доброго дела. Но в будущем все будет проще. На сайте пользователи оставляют отзывы, создаются рейтинги путешественников. Сейчас их пока не так много, как хотелось бы, но их количество постоянно растет. За счет увеличения числа участников сделок рейтинги будут репрезентативны. И мы введем новые услуги, но это уже к вопросу о том, в чем развитие нашего сервиса.

— Кстати, к вопросу о выгоде для его создателей…

— Да, в будущем мы планируем сделать из этого бизнес. Но для этого нужно время. Сейчас мы рассматриваем различные способы монетизации. Например, добавим на сайте такие услуги, как «безопасная сделка» и «страхование». В первом случае заказчик, чтобы гарантировать путешественнику возмещение затрат на приобретение дорогого товара, будет заранее депонировать свои деньги на сайт — именно на сайт, чтобы и ему быть уверенным в том, что путешественник доставит товар. Потом, после получения заказа, средства будут переходить на счет путешественника. А заказчик, в свою очередь, сможет оформить страховку в случае, если он перечисляет деньги сразу на покупку товара — когда путешественник говорит о том, что у него нет денег. За все это мы будем брать небольшую комиссию, не очень значимую для обеих сторон.

Еще один способ монетизации, который мы рассматриваем, — это реклама. В том же разделе «Идеи для заказов» можно размещать товары какой то определенной марки — это есть уже и сейчас, но пока мы на этом не зарабатываем. Короче говоря — способов масса, мы сейчас их тестируем. Хотелось бы, чтобы проект приносил финансовую прибыль, но при этом остался уникальной возможностью делать доброе дело без каких либо значимых затрат для обеих сторон — иначе он просто потеряет смысл.

 

 

Комментарий

Недоумение должно приносить деньги

Анна Тимонина, первый человек с Южного Урала, который воспользовался сервисом GransJoy:

— Впервые я летела в Германию и получила заказ из Новосибирска — нужно было купить противоклещевые ошейники для собаки — в России таких нет. Прилетела в Челябинск и отправила покупки уже по почте. В ответ получила посылку-сюрприз с подарком в качестве благодарности. А месяц назад ездила на Филиппины и проездом была в Малайзии, откуда девочка передала своим друзьям в Челябинск разные подарки. Это было для них очень неожиданно! Никаких проблем — денег не попросила, потому что я типичный путешественник, а такие люди постоянно получают помощь в других странах — кто дорогу подскажет, кто устроит на ночлег. Поэтому со своей стороны помочь кому то, просто захватив по пути какие то вещи, — это нормально. Тем более, это весело — пока ты ищешь какой то определенный товар в незнакомой стране, ты знакомишься с ней с другого ракурса.

Я часто путешествую, поэтому стала представителем проекта в Челябинске. Это, на мой взгляд, интересно, просто пока не так распространено и часто вызывает недоумение. Но это очень перспективно, и южноуральцам стоит подключиться. Сейчас все делается на добровольных началах, но в будущем, надеюсь, этот проект станет полноценной бизнес-компанией — все-таки это интеллектуальный труд, ребята сами все придумали и разработали. Я в любом случае буду и дальше помогать — мне это просто в кайф.

 

Рубрика «Эксперт-совет»

Найти потребность

Ирина Просвирина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Оценка бизнеса и конкурентоспособности ЮУрГУ»:

— Как бизнес-проект это очень жизнеспособная идея. Недавно в Челябинске проходила конференция по стартапам, почти все победители которой — это компании, предлагающие интернет-услуги. Развивается интернет-бизнес обычно таким образом: организаторам нового бизнеса удается найти такую потребность, которая имеется у большого количества людей и пока остается неудовлетворенной. В последующем у такой идеи есть возможность стать бизнесом. При этом найти свою аудиторию, не используя технические возможности Интернета, как правило, невозможно. Компании, которые сумели найти такую неудовлетворенную потребность, могут быстро стать финансово состоятельными.

На мой взгляд, реальная выгода не только у владельцев, но и у пользователей ресурса появится тогда, когда товары, заказываемые на рынках других стран, будут достаточно ценными. Например, заказывать шубы или мебель через интернет-магазины действительно в разы дороже, чем непосредственно покупка этих товаров напрямую. Так что я считаю, что выводить портал на этот уровень необходимо.

Хотя, надо отметить, что для жителей России это не новая идея. Когда в 90-е годы границы открылись, и появилась возможность летать в другие страны, люди часто просили что нибудь попутно купить. Поэтому в предлагаемой идее, по сути, новым является только техническое исполнение — с помощью Интернета. Однако подобный бизнес в масштабный проект вряд ли перерастет и заменит интернет-магазины. В интернет-торговле огромный ассортимент, налажена связь продавца-потребителя — к примеру, решен вопрос с возвратом товара. Как вернуть товар путешественнику — неясно, ведь придется подвести конкретного человека!

Еще одна существенная проблема, которую, на мой взгляд, никак не решить — это возможность ознакомиться с товаром. На путешественнике лежит ответственность купить именно то, что его просили. Можно, конечно, предположить, что он будет связываться с заказчиком и показывать товар по скайпу, но элемент «кота в мешке» все равно остается.

Но идея очень интересная, и люди смогут на этом заработать. Причем, я считаю, что основным источником дохода станет реклама, как и для большинства интернет-ресурсов. Сформируется заинтересованный круг лиц — например, конкретный производитель гречки в России, или какая нибудь иностранная фирма — который будет регулярно сотрудничать с компанией. А что касается страхования — это всегда было попутной услугой. Пусть такая возможность будет, и владельцы даже будут с нее получать доходы, но российские покупатели не очень охотно оплачивают страхование, поэтому рассчитывать на большие деньги в этой сфере не приходится.

В любом случае, в отличие от реального бизнеса, этот проект не требует больших первоначальных инвестиционных вложений, поэтому серьезных рисков нет — если даже он не оправдает надежды, то больших потерь создатели не понесут.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты