Работа для ролика

12 августа 2010
Работа для ролика

В двух выпусках «Эврики» — «Этот могучий ролик» («ЮП» от 28.07.10) и «Вперед, к шестому укладу!» («ЮП» от 6.08.10) мы старались привлечь внимание наших читателей, бизнес-структур и властей к прорывной технологии универсальной обработки любых самых неподатливых и капризных материалов. Их автор Мавлет Гатитулин вместе с его творческим коллективом около сорока лет в лабораториях, НИИ, на заводах разрабатывал установки пионерного ротационного резания. Оно еще называется планетарным. Думается, название это не случайно. Абсолютно новый метод обработки любых поверхностей — от крайне неподатливого титана до капризных композитных материалов будущего, действительно в XXI веке станет достоянием технологически развитых стран нашей планеты.

Во всяком случае, на дне (трехлетие) рождения областного изобретательного и инновационного бизнес-инкубатора в офис Мавлета Гатитулина и его соратников Михаила Соколова (магистратура ЮУрГУ), Сергея Сметанина (кандидат технических наук, докторантура ЮУрГУ) в бизнес-инкубаторе нанесла визит высокая делегация. Первый заместитель губернатора Сергей Комяков, заместитель председателя ЗСО Семен Мительман, министры Елена Мурзина, Валерий Прудской. Достаточно времени они провели в офисе Гатитулина, знакомясь с его технологиями планетарного и ротационного резания и измельчения материалов вплоть до нанопорошков. Изобретатель приглашен в правительство для встречи и разговора. Заметим вдобавок, что в деле обработки металлов, получения нанопорошков Россия пока топчется на 3—4 этапах технологических укладов. А разработки Мавлета Нигаматовича далеко впереди — в шестом технологическом укладе, к чему лишь только сейчас подходят развитые страны мира.

Изменяющий мир

Как известно, резец при обработке деталей изрядно снашивается, перегревает саму деталь, чем вносит изъяны в структуру ее материала. Тем более, если деталь не из «пластилина», а из такого материала, как, например, титановые сплавы. У Мавлета множество резцов работают сразу — это ролики-колесики с режущимися гранями. А, как известно, катящееся колесо истирается мало, да и поверхность детали не изменяет в результате термовоздействия. Роликов-резцов может одновременно работать хоть два десятка, хоть тысяча! В зависимости от конструкции установки и технологической задачи.

Если нужно нанопорошки получить либо фибромикроспиральки для прочнейшего фибробетона — одна конструкция. Наши промышленные отвалы, на которые японцы смотрят с завистью, а уральцы с плохо скрываемой «головной болью», от экологии превратить в ценнейшие порошки — нет проблем. Любой уголь по качеству может быть измельчен до такой степени, что сгорает в «кипящем слое» любой теплостанции за милую душу!

Даже ухабистый асфальт либо бетон дороги после обработки планетарными фрезами ротационным резанием Гатитулина способны без излишних затрат, долгих и мучительных дорожных работ превратиться в идеальную плоскость.

Еще не все! Отходы лесоразработок и лесопереработки превращаются в столь тонкий материал, что хоть в биотопливо пускай как сырье, хоть в целлюлозно-бумажную промышленность, хоть в химию. Отходы горной добычи известняков — мраморов тоже можно по ротационно-планетарной технологии превратить в ценнейшее сырье для медицины, косметики и даже строительства!

В отличие от механической обработки деталей, планетарное резание сулит солидные выгоды не только за счет отсутствия потерь на стружку. Поверхность деталей за счет ротационного наклепа становится прочнее, и класс обработки вплоть до зеркального. То есть поверхность детали не выглядит под микроскопом некоторой «шубой» из-за микрозадиров, заусениц и прочего — гладенькая настолько, что операции шлифовки можно отменить.

Замечу, что сама по себе шлифовка не очень-то и полезна поверхностям. Микрозерна шлифинструмента неизбежно врезаются в поверхность обрабатываемой детали, оставляют на ней неизбежные задиры, пороки, внедрения.

Вот, примерно, такие направления возможного применения прорывной планетарной технологии ротационного резания! То есть обработка особо ответственных деталей из прочнейших материалов. Измельчение любых материалов для получения фибры, сырья для композитов, нанопорошков. Модули для дорожно-строительной индустрии, ликвидация экологически опасных промышленных отвалов.

Кому нужен планетарный режим?

Мировой объем рынка микропорошков сейчас оценивается в десять миллиардов долларов. Как бы России не опоздать занять достойную нишу! Не ровен час, будем их по цене золота покупать в Японии, Южной Корее, Китае…

Где конкретно в нашей области может весьма эффективно, экономично и экологически чисто, с энергосберегающим уклоном применяться эта прорывная технология шестого уклада? Извольте, перечислю. Инструмент со сверхнизким износом режущей кромки-«колеса» самое то, что нужно для измельчения в волокна для сталефибробетонов и строительных смесей бракованных слябовых заготовок на всех меткомбинатах и заводах, начиная с ММК.

Измельчение изношенных железнодорожных рельсов на закаленные порошки и фиброволокна. Этим могут заниматься и малые предприятия при ЮУЖД, Вторчермете, поскольку ротационное резание высоких температур не вызывает.

Измельчение в порошки и в фиброволокна заготовок (чушек) вторичных и первичных цветных металлов в качестве композитного сырья, ферросплавных смесей и так далее.

Измельчение отходов машиностроения, металлической стружки. Далее брикетируем ее на переплавку либо доизмельчаем до порошковой металлургии, строительной и других смесей.

Переработка техногенных отходов, промотвалов ММК, ЧЭМК, Мечела, терриконов в Копейске, Коркино, Еманжелинске.

Измельчение бытовых отходов — пластиковых и стеклянных бутылок, другой тары.

Древесные отходы-«хлысты» легко превращаются в целлюлозу и биотопливо.

Добыча горных пород без взрывов. Проходка тоннелей, в том числе метро. И даже — удаление наледей, мусора на тротуарах и дорогах без разрушения асфальта! Впрочем, и на аэродромах «планетарка»тоже нужна.

Что еще тут можно добавить? Наша общая задача — и СМИ, и бизнес-сообщества России, властей, руководителей заводов, чтобы эту «планетарку» Мавлета Нигаматовича Гатитулина просто бы не украли, чтобы высокая технология не на словах-лозунгах, а реально внедрялась в регионе, где она родилась. На Южном Урале, дабы не пришлось гоняться за «планетаркой» челябинского изобретателя уже дальше, где-то по планете. n

АЛЕКСАНДР ЧУНОСОВ

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты