Охотники за метеоритами

8 Декабря 2010
Охотники за метеоритами

Что может быть более захватывающим делом, как связанный со множеством приключений поиск метеоритов?! На Южном Урале нынче обнаружено, определено всего лишь шестнадцать метеоритов.

Даже моя любимейшая «тихая охота» — сбор грибов — по уровню восторга и скачка адреналина в крови не идет ни в какое сравнение! Но особенность Урала в том, что в нашем регионе нынче обнаружено, определено всего лишь шестнадцать метеоритов.

С чем это связано? Конечно же не с тем, что к нам на Урал «небесные камни» падают почему-то реже, чем в других регионах.

В каталоге метеоритов Урала («Уральский горный журнал», № 1 за 1998 год, В.Н. Логинов) показана вся известная ученым статистика. Свердловская область — один метеорит, Пермский край — два, по столько же в Челябинской области и Башкирии, в Оренбургской — один. Абсолютный рекорд у курганцев — шесть метеоритов в зоне действия уральской комиссии УрОРАН по метеоритам.

В чем секрет? Чрезвычайная редкость находок метеоритов на Урале ученый Логинов объясняет весьма просто — со времен неолита все железные метеориты, особенно бросавшиеся в глаза, были добыты и пущены в дело. Особенно во времена железного века, уцелевшие — позже.

Конечно, древние рудознатцы не могли пройти мимо загадочного железного камня с оплавленными краями, неизвестно как возникшего среди чистого поля. Да и ножи-топоры, изготовленные из такой диковины, ценились особо — качество металла было великолепным.

Сейчас-то это понятно почему — в железных метеоритах (хондритах) кроме обычного феррума было еще много чего — никель и множество металлов, называемых сегодня легирующими присадками. Вот и весь секрет, почему на Урале железо-никелевых хондритов обнаружено по статистике так мало — со времен бронзового и железного веков наш регион всегда был одним из центров металлургии, начиная со времен наших пращуров.

В путь, за хондритом!

Наши краеведы редко в обозримом прошлом интересовались поисками небесного камня — хондрита. Но во время очередных Бирюковских чтений минувшим летом три известных исследователя чудес нашего края оказались в зале заседаний рядом. Это совсем не случайно — они много лет знают друг друга — ученый-спелеархеолог Владимир Юрин; один из основателей прекрасного краеведческого музея в Пласте, научный сотрудник геолог и краевед Равиль Хайрятдинов и путешественник, криптозоолог, краевед и любитель палеонтологии Федор Жижилев.

Равиль Касымович протянул друзьям-коллегам ксерокопию редкого издания «Материалы по изучению Челябинского округа», вышедшего в свет под эгидой Челябинского (ныне — краеведческий областной) музея и общества «Изучение местного края».

В отчете об экспедиции 1926 года первый директор Челябинского музея И.Г. Горохов в статье «Мамонт в Челябинском округе» сообщает еще и о поиске загадочного метеорита в нынешнем Увельском районе.

«…В этом же районе нами были предприняты поиски метеорита, о котором мне пришлось слышать от очевидца В.А. Герасимова. Ему пришлось быть в этих местах в 1912 году вместе с одним горным инженером. На грани Хохряковского участка среди ровного поля в круглой ложбине лежал черный камень такой породы — каких нет в этих местах далеко кругом. Горным инженером на основании беглого осмотра и некоторых соображений было высказано предположение о метеоритной природе этого камня. Но анализа породы, из которой состоял камень, сделано не было.

Нам было поручено метеоритным отделом академии наук обследование места и поиски этого метеорита. Но камня мы уже не нашли, хотя обошли все бывшее землевладение Хохрякова и перерезали зигзагами весь участок. Расспросы местных хуторян и пастуха не дали никаких указаний на камень. Быть может, он был раздроблен на части и пошел куда-нибудь на сооружение фундамента какого-либо хутора. Тем более что плотных и прочных камней (кроме известняков) здесь нет. А камень был три-четыре кубических метра».

Жижилев вообще-то инженер строительной отрасли, но краевед, исследователь редкого края по призванию. Не один десяток лет занимается поиском йети — снежного человека. То есть занимался криптозоологией в содружестве с известным исследователем этой темы Николаем Авдеевым. Потому еще и за метеоритную тему ухватился с энтузиазмом.

Прошло несколько экспедиций (за свой счет, на личной машине) в Увельский район, неподалеку от горок с веселым названием: Титечные горы. Выезжал не один, захватывал из Пласта Равиля Хайрятдинова. И даже… медиума — экстрасенса Зилю.

Использовался кроме традиционных методов поверхностного поиска древний способ старых горщиков-лозоходцев. С помощью маятника. Над местом падения осколков метеорита маятник в руках медиума ведет себя по-особому, а рогатинка-лоза начинает вращаться. Надо только иметь тонкое чутье, чтобы ощутить эти едва ощутимые колебания. Во всяком случае лозоходцы издревле так место для колодца воды указывали, так и залежи рудных тел в толще земли. Причем без ошибок практически.

Нашли шесть точек, где маятник начал усиленно колебаться. В одной из них подобрали обгорелый и оплавленный кусочек тяжелой и твердой породы, каких в мягких известняках быть в принципе не может. Что это, железо-никелевый хондрит, посланец космоса? Профессионалы при первом осмотре утверждают, на 90 процентов это — метеорит! Но нужны тщательные лабораторные анализы, чтобы убедиться в этом полностью.

Кунашакский юбилей

Мало кто знает, что в районе Кунашака недавно отмечен метеоритный юбилей. Цитируем В.Н. Логинова из научного издания «Уральский геологический журнал».

«…Безоблачным летним днем 11 июня 1949 года в 8 часов 14 минут над Кунашакским районом Челябинской области в небе с севера на юг пролетел огненно-белый шар с красновато-огненным хвостом. За болидом остался след в виде белой полосы. От головной части болида в сторону хвоста отлетали искры и языки пламени. Полет сопровождался громким шипением. Болид наблюдался на обширной территории около 700 км в поперечнике в течение 8—10 секунд. На высоте 27 км болид разделился на три светящихся части с множеством искр.

На высоте 17 км свечение прекратилось, обломки начали свободно падать на землю. Метеоритный дождь рассеялся на площади 194 квадратных километра. Наиболее крупный экземпляр образовал воронку диаметром 1,8 м, глубиной 1,9 м с выбросом грунта на расстояние 7—10 м.

Во время удара метеорит разбился на пять больших кусков, самый крупный из которых весит около 50 килограммов. Крупные и мелкие обломки, перемешанные с землей, лежали в воронке. Общий вес всех частей этого метеорита около двухсот килограммов.

В двух километрах севернее, на юго-западном берегу озера Чебакуль, упал второй экземпляр весом около 40 килограммов.

Третий экземпляр весом около 36 килограммов упал на северо-западном берегу озера Чебакуль. Падение метеорита наблюдали колхозники. Они слышали звук удара метеорита о землю.

Четвертый экземпляр в треть тонны упал в поле в четырех километрах северо-западнее от места падения третьего метеорита. Трактористы, видевшие падение, извлекли его из земли.

Пятый экземпляр весом 358 граммов попал в зерносушилку совхоза Уру-Куль. Пробив крышу, он отскочил и свалился на пол.

По сообщению местных жителей, один из крупных экземпляров весом треть центнера, упав в озеро Чебакулъ в 150—200 м от берега, выбросил воду на высоту 15—20 метров».

Так что поиск метеоритов у нас в регионе отнюдь не беспочвенная авантюра.

Публикации на тему