Дороги академика Литвинова

12 Ноября 2009

Так случилось, что именно сегодня, в день 80-летия самого секретного, вероятно, академика России, Героя Социалистического труда...

Так случилось, что именно сегодня, в день 80-летия самого секретного, вероятно, академика России, Героя Социалистического труда, неоднократного лауреата, кавалера трех орденов Ленина и новых высших наград страны — орденов «За заслуги перед Отечеством» второй и третьей степени — Бориса Васильевича Литвинова выходят в свет эти строки. Хотя мы знакомы не один десяток лет, но многие детали из жизни Литвинова были для меня загадочными. Например, такая: «Борис Васильевич, сколько же различных термоядерных взрывных устройств вы разработали?» Вопрос, конечно, некорректный, учитывая совсекретную специфику разработки термоядерного оружия. Литвинов долго шевелил губами, мысленно считая свои «изделия». Потом изрек цифру, от которой я в обморок упал в буквальном смысле слова: «Да где-нибудь около нескольких сотен». Вот так простенько можно рассуждать о мегатонных зарядах в тротиловом эквиваленте (ТЭ), когда Хиросиме и Нагасаки вполне хватило для полного уничтожения по 18 килотонн ТЭ. В момент начала президентства Владимир Путин совершил свою первую поездку (полет) именно в Снежинск, в Федеральный ядерный центр России. Был свидетелем того, как президент России сделал попытку вручить орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени академику Литвинову. Тот отказался: «Зачем? У меня уже есть такой орден, врученный вашим предшественником в Кремле. Я не коллекционер». История кончилась тем, что погнали из «запретки» вертолет за орденом второй степени. Конечно, Литвинов за орденами-медалями не гоняется никогда, они сами его находят. Но такой пример, когда гражданин отказался от высшего ордена современной России из рук президента, говорит о многом. Не за награды работаем, но во славу России…
2108-09_Vzriv.jpg
Не пили сук…


Однажды, лет десять назад, шел автор этих строк по берегу озера Синара в Снежинске, где как раз и расположены коттеджи ядерных академиков, увидел через мелкий заборчик академика Литвинова, с яростью пилившего ножовкой засохшее деревце, по-моему, вишню.


— Борис Васильевич, дайте мне, пожалуйста! — сказал я, перемахнув через невысокий штакетник.


— Да на! Пили! А зачем это тебе?


— Всю оставшуюся жизнь буду помнить, детям-внукам расскажу, как пилил в огороде у самого термоядерного академика в мире!


Самые яростные вопросы задавал академику Литвинову. Например, о том, как в получасовой готовности зависло в штольне на глубине многих сотен метров «изделие». Бомба! Конечно, термоядерная. Конечно, глубоко внизу. А попробуй останови стрелки часов, которые уже вовсю тикают и готовят боезаряд к планировавшемуся взрыву!

На эту тему среди профи-ядерщиков есть такая хохма: конфеты «Мишка на Севере», а это сюрприз — «Мишка в Рейкьявике». Невероятно, но факт: президент СССР «ляпнул» в Исландии чушь несусветную: «С этой секунды мы прекращаем подземные испытания ядерного оружия». США, между прочим, к этому очередному мораторию не присоединились.

А у нас на Семипалатинском полигоне, глубоко в штольне, надежно забетонированный предохраняющей от утечек «пробкой», висит новейший ядерный боеприпас. Литвиновский! Извлекать термоядерный заряд категорически невозможно, а подрывать нельзя.

Стоять, волки! Стрелять буду!


Висит себе этот термоядерный заряд в глубокой скважине на Семипалатинском полигоне. И взорвать нельзя, и извлечь невозможно и крайне опасно. Опять же Семипалатинский ядерный полигон со всем его «хозяйством» и инфраструктурой внезапно отходит суверенному Казахстану, как и Байконур (на самом деле Тюратам).


Тем не менее термоядерный заряд висит себе на глубине в штольне-скважине на ядерном Семипалатинском полигоне не один год с получасовой программой готовности к взрыву. Скважину, в которой висит термоядерная новейшая бомба, конечно, охраняют. Солдаты из Снежинска.

Казахстанские власти обеспечивать их состояние отказались напрочь, более того, шли их закулисные переговоры с США продать им за большие «зеленые рубли» этот заряд вместе со скважиной. На бойцов, охранявших скважину, даже оголодавшая стая волков нападала. Отстрелялись, автомат Калашникова и по волкам работает прекрасно!

А вот что есть-пить посту бойцов, заброшенных вертолетом из Снежинска на Семипалатинский ядерный полигон, чтобы литвиновский «термояд» караулить? Забрасывали картошку, сухпай вертолетами с Урала. Все-таки авторитет академика Литвинова сработал. После долгих согласований с США и многими другими странами, через десяток лет «изделие» позволили взорвать. И оно сработало четко!

Ракетой по комете


Борис Литвинов — один из немногих ученых мира, которые понимают всю степень опасности из космоса — ОКО. Это, конечно же не глаз, но аббревиатура: опасный космический объект. Не раз жизнь на планете Земля начиналась сызнова. То астероид либо крупный болид врежется в атмосферу — вымрут динозавры, исчезнет Атлантида, изменится ход истории после Великого потопа.

По мнению академика Литвинова, все это следствия влетевших в атмосферу Земли метеоров, метеоритов, болидов, комет… Как спастись от такой напасти, которая может уничтожить любую самую продвинутую цивилизацию быстрее, чем ядерная война?

По мнению академика Литвинова (а его доклады на международных конференциях слышал не раз), только мощное термоядерное оружие может в ближнем космосе уберечь планету Земля от фатального столкновения с многокилометровым астероидом.

Тем более что средства доставки для разрушения опасного для Земли объекта есть — все это разрабатывалось и разрабатывается в творческом содружестве: ядерный центр в Снежинске — КБ Макеева в Миассе. Это содружество, во время рабочих совещаний уральских главных конструкторов стратегических ракет и термоядерных боеприпасов («морковки на платформе») более походило на битвы титанов.

Но в этих битвах прекрасные идеи не уничтожались, напротив — реализовывались в геометрии, композитах, металле, термоядерном боезаряде. До сих пор нет в мире авторов равных по удельной мощности термоядерных боезарядов академика Литвинова и его соратников и средств доставки — непревзойденной по энергосовершенству ракеты «Синева» «КБ имени академика Макеева».

А как яростно спорили академики — ракетный Макеев и ядерный Литвинов?! Конечно, мне на этих спорах быть было не положено: дистанция — пушечный выстрел! Но о темах преткновений и горячих споров между академиками могу сказать лишь следующее: Макееву нужно было уместить все «хозяйство» в ракету наиболее компактным образом при сохранении мощности энерговыделения, а ядерщикам «ужиматься» в такие рамки было весьма сложно…

«А вообще-то люблю тишину…»


Казалось бы, такой человек, как академик Борис Литвинов, должен искать простор души в грохоте взрывов, яростных вспышках термоядерных бомб… Однако нет! Борис Литвинов не просто какой-то инструмент в чьих-то руках, испытывающий судьбу и планету. Это человек, очень глубоко чувствующий всю степень ответственности перед человечеством.

Сам помыкался немало, прежде чем был принят в Московский механический институт (ныне МИФИ). Изначально, с детства взял себе обет — быть инженером-оружейником. Спасителем Отечества. Но в свободное редкое время и поиску грибов не чужд.

Атомная бомба спасет от голода


Был у меня в Снежинске близкий друг, доктор физматнаук Гена Иванов. Он в свое время сделал уникальнейшее энергетическое открытие.

Вместо того чтобы тратить колоссальные средства на очень даже небезопасную для всех окружающих операцию демонтажа боевых термоядерных припасов, профессор Иванов предложил… просто сжигать их в специальных «котлах», а энергия взрыва практически полностью перейдет в электроэнергию для человечества.

Запасов этих «штучек» в России вполне хватает, чтобы даже колоссальная трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС никак не отразилась на энергетическом здоровье России…


Сибирь, конечно, пример нехарактерный. Водных ресурсов пока еще вполне хватает. А как прикажете в ХХI веке жить где-нибудь в Сахаре?! Там, где уровень энергопотребления укладывается в мощность паршивой лампочки из туалета?! Это на душу населения и в год! Рядом моря, но воду из них пить не будешь — нужны опреснительные установки. Без энергии, без надежного и постоянного обеспечения электричеством они бесполезны.

Вот потому атом, окрещенный кем-то «мирным», должен работать на цивилизацию. Об этом как раз и говорил на весь мир академик Игорь Курчатов, Борода.


Была издана книга академика Литвинова «Атомная энергия не только для военных целей». Она имеет посвящение: «товарищам по работе». Это не просто модные слова — академик Борис Литвинов никогда не отделял себя от соратников. Если уж награждать, то всех. Если наказывать (чего, кстати, не было), то тоже…


У меня был соблазн попросту «передрать» кое-что из этой замечательной монографии академика Бориса Литвинова. Тем более что с автографом и пожеланием. Нет! Борис Васильевич может сам сегодня рассказать, упомянуть наши общие «ядреные» байки. Главное, с праздником Вас!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты