«Энергетическая конфетка»-3
Мы уже сообщали о том, как наши земляки из Челябинской государственной агроинженерной академии создали лабораторно-экспериментальный образец установки по получению абсолютно дармового топлива, экологически чистого — газа метана (аналог природного газа).
Мы уже сообщали о том, как наши земляки из Челябинской государственной агроинженерной академии создали лабораторно-экспериментальный образец установки по получению абсолютно дармового топлива, экологически чистого — газа метана (аналог природного газа).
Причем это экологичное топливо получается в процессе сбраживания в специальной установке из… навоза! Как мы говорили, территория области страдает от излишков этой ядовитой субстанции — ежегодно из свинарников, птицефабрик, ферм добавляется три миллиона тонн. Это только у нас. А сколько по России!
После наших публикаций была надежда что результаты рабочей группы во главе с профессорами, заведующими кафедр ЧГАА Владимиром Буториным и Юрием Ильиным вызовут всплеск ажиотажного интереса у чиновников. Ведь это не только ресурсосберегающая технология, но производство дармовой электроэнергии в любой деревне, где трудно с газом, дровами, соляркой, электроэнергией. Зато за свинарником накоплено такое «богатство», что неизвестно, что с ним делать в рамках традиционных технологий!
Нет, что-то не ухватывают наши чиновники потрясающую перспективу из, пардон, навоза иметь «энергетическую конфетку». К тому же задарма получать тепло, топливо-биогаз, прекрасные удобрения, да еще и кормовые добавки для скота. Зато вокруг ученых ЧГАА уже давно вьются залетные пираты, охотники за интеллектуальной собственностью. Чтобы как-то найти выход из этого непонятного для здравого смысла тупика, члены рабочей группы провели совещание, своего рода военный совет в кабинете ректора агроинженерной академии, профессора Юрия Четыркина.
Где же собака зарыта?
Приведу для справки несколько цифр, в чем-то, извините, приходится повториться.
Простые предварительные расчеты показывают: при минимальном уровне выработки биогаза (с учетом годовой потребности человека в газовом топливе) можно, перерабатывая вреднейший в экологическом смысле навоз, произвести газовое топливо для 420 тысяч человек! А при максимальной выработке (!) — почти для 22 миллионов. В голове не укладывается! Если считать энергопотребности, переведенные на тонны каменного угля, то экономия получится от полумиллиона тонн до 35 миллионов. Это ежегодно, повторяю!
Существуют ли в России биогазовые установки? Есть, экспериментальные, дорогие, с низкой производительностью — на уровне забавы, экзотического фокуса. Здесь же речь идет не о технологических курьезах, а о серьезнейшей промышленной установке.
Может быть, биогазовые установки нам и не нужны? В каждой деревне у нас все замечательно с отоплением? Уголь, электроэнергия, тепло, может быть, в глухомани так дешево стоят, что не надо голову себе морочить с какой-то биогазовой невидалью? Может быть, монополисты производства топлива о каждом селе так радеют, что топливо в деревне, в стране, добывающей нефть, в десятки раз дешевле, чем, например, в Германии, куда мы российскую нефть и газ качаем?! Такие вот, может быть, простоватые, но недоуменные вопросы крепко меня цепляют, потому что не раз видел, в каком положении нынче живет крестьянин. Как села умирают, как семьдесят процентов от стоимости полученного зерна в деревне вынуждены тратить только на солярку для тракторов, комбайнов.
Как же так получается, что не только энергосберегающая, но даже энергопроизводящая на альтернативной основе технология никому не нужна?
В экономическом капкане
Для того чтобы дать зеленый свет промышленной технологии производства из навоза биогаза, одной экспериментальной установки в лаборатории ЧГАА недостаточно. Нужны испытания. На пилотную промышленную установку, ее монтаж, отработку производственных режимов, доводку технологии, на определение таких нюансов, в каком режиме и как перерабатывать на биогаз свиной навоз или куриный помет, требуются и время, и стартовые средства. Цена вопроса около 25 миллионов рублей. Их вообще-то в масштабах области на такое великое дело найти было бы, мне кажется, нетрудно.
Но закавыка в такой детали: все крупные свинарники, птицефабрики, фермы сейчас в частных руках. Частник-хозяин не спешит выделять такие деньги, вдруг да окажется это дело убыточным? А когда эти затраты окупятся? Люди бизнеса в России пока не имеют привычки вкладывать в науку, в какие-то пилотные проекты — все бизнес-структуры обожают короткие деньги. Что-то потратил, через месяц «отбил», с прибылью конечно.
Возникает еще такой нюанс. Кому будет принадлежать установка, если в пилотный проект вложится кто-то из местных олигархов? Еще сложнее ситуация, если установку профинансируют вскладчину. Как потом «отбить» свои затраты? Не менее сложен вопрос: деньги нашли на стороне. Но свиноферма-то частная, не скажет ли ее хозяин «все мое и установка моя»?
Про бюджетные возможности местных муниципальных образований, особенно на селе, говорить вообще не приходится. По поводу вливания из бюджета области — там такой статьи расходов по федеральному закону просто нет. Как это так, частникам платить из областного бюджета?
Но выход, по-моему, все-таки существует. Это воспользоваться практикой системы грантов на научные разработки. Ведь технология-то ресурсосберегающая! Даже дающая еще и топливо биогаз — энергию, тепло, путь решения острейших навозно-экологических проблем. Да и электричество фермеру, который завел хозяйство на новом, пустом месте, тянуть не потребуется. Все свое!..
Такая вот ситуация. Очевидно, что придется еще не раз вернуться к проблеме биогаза, рабочая группа продолжает искать пути выхода. Существует также областная программа энергосбережения до 2020 года.
АЛЕКСАНДР ЧУНОСОВ
P.S. Этой технологией заинтересовались на государственном уровне в Беларуси, Украине, Казахстане.
Поделиться

