Археология в пещерах
Удивительно, но спелеология (изучение пещер и подземных полостей) в сочетании с археологией, палеонтологией, изучением древних культур и обычаев нашего края, краеведением, геологией и географией образуют нечто качественно новое. Все эти знания, собранные вместе, дают мощный научный инструмент, способный творить чудеса, позволяющий получать обильные результаты. Тому пример — подвижническая работа в течение полутора десятков лет моего давнего знакомого — Владимира Юрина.
Удивительно, но спелеология (изучение пещер и подземных полостей) в сочетании с археологией, палеонтологией, изучением древних культур и обычаев нашего края, краеведением, геологией и географией образуют нечто качественно новое. Все эти знания, собранные вместе, дают мощный научный инструмент, способный творить чудеса, позволяющий получать обильные результаты. Тому пример — подвижническая работа в течение полутора десятков лет моего давнего знакомого — Владимира Юрина.
Не удержусь, приведу лишь только несколько цифр и фактов. За пятнадцать лет исследований проведено 274 (!) экспедиции на территории 26 административных районов нашей области. Были экспедиции в Башкирии, Пермском крае, Свердловской области, и буквально каждая — научное открытие. Добавлю, что Владимир Юрин осмотрел и описал 2019 (!) пещер и подземных полостей, из них более девяноста процентов впервые. А где-то им открыты пещеры, о которых вовсе никто и не подозревал: в Кизильском, Варненском, Уйском, Еткульском, Пластовском районах.
У Юрина просто какое-то невероятное чутье на пещеры, точнее своя авторская научная и практическая методика их обнаружения. Экстрасенс, ясновидец — такое может казаться со стороны, когда Юрин показывает на неприметную в степи ямку и говорит: «Будем рыть здесь Это вход в пещеру, он за многие века забит окружающей породой». И что вы думаете? Опыт и чутье его не подводят!
Так было, например, при открытии в отвесном берегу реки Ай в Саткинском районе целого древнего города наших далеких пращуров. Он сейчас называется Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, состоит из множества пещер, где были найдены бесценные для археологии предметы, а по остаткам костей древних животных было уточнено «меню» человека каменного века. Кстати, о мамонтах. На территории нашей области их в древние времена было довольно много, Юрин, например, обнаружил и первично обследовал около двухсот мест с останками мамонтов на пятнадцати реках нашей области! Есть и другие уникальные находки. Например, в открытой и описанной Юриным пещере, названной им в честь Петра Симона Палласа, кстати, самой крупной, открытой в Челябинской области за послед-ние четверть века (ее длина более сотни метров), им были обнаружены кости древнего дикобраза. В пещере Смеловская-II — кости эласмотерия, в пещере Маковка — кости самой крупной лошади, найденной на территории Урала и Сибири.
Для новичков сообщу, что в научную практику именно мой герой ввел определение и понятие системы подземных пещер-городов: пещерный комплекс и археологический пещерный комплекс. Первым стал в 1995 году Сикияз-Тамакский подземный пещерный комплексов. Затем открыто еще 75 (!) пещерных комплексов. Это, например, Злоказовский пещерный комплекс в Кусинском районе у реки Большая Арша, комплекс «У Омутя» на реке Сим в Катав-Ивановском районе, Ашинский пещерный комплекс на ручье Барсучий Дол и другие.
С чего началась такая сильнейшая тяга к истории, археологии, спелеологии? Ведь по первому своему образованию Владимир Юрин профессиональный военный, подполковник, некогда закончил Челябинское автомобильное училище. А там в учебных программах никакой археологии-спелеологии не было и в помине, а история преподавалась как военная история, история битв, войн, сражений… Оказывается, как-то в детстве, а жили Юрины в Еткульском районе, отправился он с ровесниками-пацанами полазить по старой пещере, всем известной окрест и давно разграбленной. И тут случилось чудо — босой ногой Володя случайно наступил на старую монету — петров-ский пятак, лежавший в пыли. Шутки-шутками, но именно этот пятак и подтолкнул мальчика попристальнее вглядеться в родную историю, попробовать понять, кто и как жил здесь века тому назад. А после службы в войсках офицер Юрин был направлен преподавать на военной кафедре университета на Украине.
Там и познакомился с маститыми профессорами археологии, напрашивался к ним в экспедиции, где и проводил ежегодно в течение десяти лет все свои преподавательские летние отпуска без остатка. Участвовал в археологических экспедициях в десятке областей Украины. Конечно, многое при этом познавал из практики, из истории, науки.
Так продолжилось его постижение археологии, начатое в детстве, продолженное в экспедициях по области во время курсантских каникул, подшлифованное на Украине и развернувшееся во всю ширь в Челябинской области после окончания исторического факультета ЧелГУ.
Сейчас на счету Юрина кроме всего прочего — первичное обследование около двух сотен памятников археологии, среди которых половина в пещерах, им же открытых, вскрытие погребенных пещер. В пятнадцати пещерах Юрин обнаружил впервые следы палеолитической эпохи, есть даже открытая им наскальная живопись человека каменного века — писаница Ельцовская на реке Юрюзань.
Еще на его счету несколько видов древних каменных сооружений, в том числе мегалитических: пирамиды, платформы, дольмены…
Сейчас Владимир Юрин откапывает заваленную пещеру в районе речки Сухарыш, где как раз и провел годы детства. Пещера обещает быть громадной, с несколькими выходами и подземными лабиринтами. Хотя Юрин ежегодно по собственным туристско-краеведческим маршрутам и в экспедициях проводит по Южному Уралу много сотен ребятишек, открытые новые пещеры он не спешит показывать широкой публике. Ибо не раз убедился, как варварски посещают уникальные объекты многие горе-туристы. Откалывают сталактиты и сталагмиты, оставляют кучи мусора, сажу от факелов и рисунки даже на бесценной наскальной живописи. Увы, государство такие объекты не охраняет…
…Недавно для археологов, историков, краеведов состоялся настоящий праздник. Вышла объемистая книга Владимира Юрина «Из опыта исследования спелеобъектов Южного Урала и Зауралья. Наш чудный и таинственный Урал». Здесь собрано несколько десятков статей автора о его научных находках. На презентацию уникального издания, вышедшего под эгидой областного общества краеведов, Регионального отделения Русского географического общества, центра комплексного изучения пещер «Следопыт» собралось более ста ученых историков, географов, геологов, археологов, краеведов. Это доктора наук Надежда Рассказова (географические науки), Сергей Боталов (археология), кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Таранина, председатель Челябинского отделения Русского географического общества, кандидат географических наук Сергей Захаров, кандидат исторических наук Алексей Терехов и многие другие, друзья-соратники. Оно и понятно, подобного столь обширного издания по спелеоархеологии мы еще не видели…
Александр Чуносов
Поделиться

