Технологии открытий

26 Июля 2012
Технологии открытий

В областном центре уже лет двадцать активно развивается весьма эффективная молодежная программа совершенствования интеллекта «Шаг в будущее». Ее популярность нынче растет из года в год и давно перешагнула границы России.

Можно ли научить изобретать и человека, и компьютер?


В областном центре уже лет двадцать активно развивается весьма эффективная молодежная программа совершенствования интеллекта «Шаг в будущее». Ее популярность нынче растет из года в год и давно перешагнула границы России.

Но мало кто подозревает, что своему рождению и триумфальному продвижению по странам и континентам она обязана в том числе Челябинску. Один из разработчиков Всероссийской программы «Шаг в будущее» известный инженер-строитель, учитель высшей категории, патентный работник высшей квалификации, методолог научно-технического творчества, изобретатель СССР Евгений Кузьмин. Вместе с коллегами из «собрата» ЮУрГУ –  московскими учеными МГТУ имени Баумана  удалось превратить существовавшую ранее программу НТТМ в нечто грандиозное и качественно новое, чем является сегодня интеллектуально-социальная программа «Шаг в будущее».

Что такое ТРИЗ?


На счету Евгения Николаевича более десятка изобретений — проблемы он научился буквально как семечки щелкать! И сам научился, и других обучает. Все начиналось в конце шестидесятых, когда молодой талантливый инженер натолкнулся на системы, предложенные бакинским ученым Генрихом Альтшуллером ТРИЗ и АРИЗ. Оказывается, есть объективно существующие законы, следуя которым ученый, изобретатель, инженер может безо всяческой мистики типа божественного наития и подсказок внеземных цивилизаций либо вселенского космического разума решать сложнейшие «неподъемные» задачи.


Это открытый Альтшуллером алгоритм изобретений, следуя за которым шаг за шагом, ученый постепенно приближается к решению научной проблемы или изобретательской задачи. Когда весь путь, указанный алгоритмом, пройден, проблема оказывается решена! Это действует АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач, исправно работающий без всякой чертовщины.


АРИЗ, конечно, инструмент довольно сложный, чтобы им овладеть, нужны часы труда и учебы, кроме того, не всякий способен его освоить. Например, для обучения системе ТРИЗ-АРИЗ даже самих преподавателей вузов, людей в науках опытных, требуется более 80 часов лекций, семинаров, практики. И еще, АРИЗ — инструмент мышления, а не вместо мышления, инструмент решения нестандартных задач. А ТРИЗ — это уже техника (технология) решения изобретательских задач, то есть применение АРИЗ на практике.

Мой герой прекрасно освоил эти технологии сам и других начал обучать. Конечно, поначалу обучать детей таким наукам речи не шло, Кузьмин взялся обучать своих коллег по техническим вузам Урала, инженеров заводов. Результаты всех просто ошеломили. Судите сами: инженер ММК М.Н. Шарапов к 1977 году, через десяток лет после окончания курсов Кузьмина уже имел на своем счету более тридцати авторских свидетельств, а у Ю.В. Чиннова за это же время вообще «зашкалило» далеко за сотню! Конечно, оба они стали заслуженными изобретателями страны.


Впечатляет такая цифра: за десять лет через эти школы ТРИЗ прошло более семи тысяч слушателей, ими подано огромное число заявок на изобретения и полезные модели — более одиннадцати тысяч! Затем наступили сумбурные времена, такие мощные союзы изобретателей, пользовавшиеся поддержкой на государственном уровне, как например знаменитый ВОИР, где-то растворились в «дымке» непрозрачной экономики, а сами изобретатели вдруг оказались для «рыночных» реалий как будто и не нужны вовсе — вместе со всеми их проблемами и премудростями ТРИЗ.

А детям повезло...


Промышленность, само движение изобретателей и рационализаторов конечно при уходе от системы подготовки ТРИЗ-АРИЗ потеряло очень много: как бы не отстать нам навсегда от передовых в технологическом отношении стран! А единственный в нашей области такой специалист по ТРИЗ Евгений Кузьмин остался вроде не у дел. Руководил Институтом технического творчества и патентоведения (студенческий поток) в ЮУрГУ и неожиданно для многих пришел в школу. Стал,  преподавать талантливым ребятам курс «Технология творческого мышления — ТРИЗ». Не пропадать столь бесценным и таким трудом накопленным технологиям!?


Словом, ученикам школы «ЮНЕСКО» № 104 крупно повезло, как и впрочем многим талантливым школьникам и студентам нашего региона. Неугомонный Кузьмин со своими московскими единомышленниками из «Бауманки» дали старт программы «Шаг в будущее», этой ныне знаменитой школе юных гениев, ученых, изобретателей. Без малого двадцать лет работает с талантливыми детьми ибо понял, что серьезный изобретатель и ученый высокого полета может получиться только тогда, когда его начинают знакомить с технологиями решения научных проблем и технологиями изобретательства с молодости. Буквально с детских лет. В итоге благодаря в значительной мере энергии и усилиям Кузьмина, как координатора региональной программы «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ», ежегодно более шести тысяч школьников области участвуют в конкурсах южноуральской программы.

А для соперников в Москве во время заключительного, теперь уже международного фестиваля юных интеллектуалов «Шаг в будущее», приезд ребят из Челябинской области является своего рода кошмаром. Уральцы безжалостно забирают большие урожаи медалей и дипломов!

Не от мира сего?..


— А как относятся друзья, родственники, однокашники по учебе в вузе к тому, что вы не пошли в крупные строительные фирмы, бизнес или в науку, а стало быть с детишками возитесь?


— Многие считают такую мою деятельность чуть ли не блажью. Мол, человек, видимо, не от мира сего, и покручивают пальцем у головы. Есть и такие. Да, многие мои сокурсники изрядно взлетели на «лифте жизненного успеха». Все они очень неплохо зарабатывали — кто-то стал президентом преуспевающей фирмы, кто-то быстро и легко продвигался по служебной лестнице, из нашей студенческой группы один даже стал мэром города-миллионника... С их точки зрения я Дон Кихот, который борется с «мельницами» за маленькую зарплату...


— Но благодаря вашим энергии, знаниям, упорству за два десятка лет «мельница» школьной и студенческой науки напротив, изрядно раскрутилась.


— Это заметил в том числе президент России. В составе коллектива ученых МГТУ имени Баумана я был отмечен премией в области образования за разработку и реализацию Всероссийской программы «Шаг в будущее». За это же награжден местными — губернаторской, имени Виктора Поляничко и городской думы «Признание».  А мои питомцы не раз завоевывали престижные научные кубки России и Большие научные кубки Евросоюза и так далее.


— А какое распространение получила система ТРИЗ-АРИЗ за рубежом?


— Многие ученики и соратники Альтшуллера, когда в России начался разгром фундаментальной науки под флагом «экономической оптимизации», уехали. В США не могли предположить: при соответствующей программе на базе ТРИЗ компьютер можно научить... изобретать! В Бостоне теперь работает над этой темой вполне успешно группа ученых, выходцев из России. Одна из крупнейших американских фирм предложила им один миллиард за создание кибер-изобретателя, но в обмен за отказ от авторских прав. Чем кончится этот торг, пока не ясно.

Александр Чуносов

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты