Экспресс-идеи

22 сентября 2011
Экспресс-идеи

Задача продвижения инновационного товара вчера решалась в... поезде

Задача продвижения инновационного товара вчера решалась в... поезде

Вчера в Челябинск прибыл так называемый «Поезд инноваций». Это действительно настоящий железнодорожный состав, только с особой «начинкой».

Состав представлял из себя передвижной выставочный комплекс, где всем желающим могли рассказать, чем сейчас живут и что изобретают генераторы идей для нашей науки.

Правда, круг этих генераторов на этот раз замкнулся на ОАО «РЖД» и двух госкорпорациях: «Роснано» и «Росатом». Под лозунгом «Энергосбережение. Энергоэффективность. Экологическая безопасность» «вписалась» еще одна компания — Philips. Поезд уехал уже сегодня. Хотелось бы верить, что побывал он у нас не напрасно.

От «Сапсана» до атома

Под моросящим дождем и порывистым ветром начальник ЮУЖД Виктор Попов вводил в курс дела представителей региональных властей и приглашенных гостей.

Говорил, что проект запущен ОАО «РЖД», что «целью его реализации является демонстрация отечественных достижений и технологий» и что Челябинск станет тридцатой по счету станцией в расписании движения первого рейса «Поезда инноваций», который 3 августа отправился с Рижского вокзала Москвы и следует через всю Россию.

Первый выставочный вагон демонстрировал инновационное развитие РЖД. Экспозиция включала в себя фото поездов с 1937 по 2011 год и макеты экспрессов «Сапсан», «Аллегро» и электропоезда регионального сообщения «Ласточка».
Площадку второго вагона заполнили масштабные макеты железнодорожной техники, третьего — макеты-панорамы путей в разрезе, станций, переезда, стрелочного перевода.

Четвертый вагон знакомил с таинством нанотехнологий: демонстративная зона была наполнена экспонатами продукции, произведенной членами госкорпорации.

Пятый — рассказывал и показывал, как повысить энергоэффективность и экологическую безопасность посредством светодиодов. Следующие два вагона были ориентированы, по-видимому, на молодежь: лекционный зал «крутил» тематические 3D-ролики и демонстрировал модель звездного неба, зал тренажерных комплексов развлекал по-взрослому.
И «на закуску» — инновационные достижения Росатома. Гвоздем программы здесь был анимированный макет транспортабельной ядерной установки в натуральную величину.

Предлагаем сэкономить

Внутри необычного поезда не раз дали понять: рельсы у страны сегодня одни — инновационные. Безальтернативность явного намека сквозила в каждом вагоне и даже почти объединила собравшихся.

Первый заместитель губернатора Сергей Комяков постоянно справлялся у лекторов об экономической эффективности проектов. И эксперты, предвидя такие вопросы, конечно же были подкованы. Но основной упор был сделан на энергоэффективности всего, что только было привезено с собой (кстати, тоже с уклоном на нужды муниципалитета).
Одно общество развития инноваций и технологий вывело нехитрую формулу продвижения идей на рынок: «вначале мы изучаем новый товар, определяем его конкурентные преимущества.

Далее — методы мотивации потребителей. Затем — места, где обитает потенциальный потребитель, потом определяем каналы коммуникации, из которых он узнает о новом товаре применительно к его насущным проблемам. После определения способов розничных продаж можно говорить уже и об оптовых каналах поставок товаров».

— Все мы пассажиры и все пользуемся транспортом, — резюмирует впечатления Сергей Комяков, — сейчас вот ознакомились с новыми транспортными технологиями. Альянс с Роснано и Росатомом связан с приоритетами, над которыми сейчас работает страна: энергоэффективность и энергосбережение. Многое из того, что представлено, мы уже видели, но за рубежом. Сегодня стало понятно, что в России есть то же самое и ничуть не хуже.

Так, первый вице-губернатор приводит социальный пример, в котором заинтересованы муниципалитеты,  «силовые» установки на железной дороге экономят до 30-40 % электричества. И есть надежда, что когда железная дорога перейдет на такой подвижной состав, снизится стоимость проезда для пассажиров.

Также сейчас прорабатывается вопрос освещения города светодиодными светильниками. Единственное, что пока тормозит процесс — их недешевая стоимость. В общем, «Поезд инноваций» оставил властям и бюджету-2012 планов громадье. А если представить, что состав объедет 46 городов…

Жили-были два лазера…

Виктор Попов в своей вступительной речи оговорился об одной немаловажной детали: проект рассчитан на молодежь, на всех и на каждого. Иными словами, узнать, что такое ядерная установка, и как она выглядит в разрезе, может даже школьник. При этом, как показывает практика, попытки популяризировать концепции инноваций в России на поверку оказываются не всегда удачными.

Многие компании, продвигающие инновации, до сих пор не могут забыть мультфильм от Роснано, рекламирующий гибкий волоконный лазер. Ролик, начинающийся словами «жили-были два лазера», очень повеселил пользователей рунета. Разве что только повеселил. О должном социальном аспекте не было и речи: инженеров-химиков от этого больше не стало, как не стало больше и светлых идей.

Не сказать, что история полностью повторяется на примере «Поезда инноваций», но баланс на грани очевиден.
В экспозиции Росатома показан ядерный реактор в разрезе. Нажав на кнопку, посетители могли понаблюдать, как функционируют системы в комплексе, а надев специальные очки, — посмотреть, как выглядит проект современной российской атомной станции в формате 3D. Народ ходит и веселится: какие смешные очки, и как забавно будет взорвать реактор…

Дмитрий Медведев, помнится, как-то пожурил россиян за неумение совмещать свои таланты с зарабатыванием денег: «У нас очень творческая нация, наш многонациональный народ очень креативный. У нас есть другая проблема — мы действительно не умеем зарабатывать на этом деньги».

Остается только надеяться, что такие проекты как «Поезд инноваций» действительно помогут решить эту ментальную недоработку. Возможно, в этом поезде и сосредоточено будущее маркетинга наших инноваций.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты