Зерновой колосс

18 Февраля 2012
Зерновой колосс

Самая загадочная достопримечательность Челябинска находится прямо в центре города. Это заброшенное старое здание с сохранившейся надписью «Челябинскiй элеваторъ государственного банка». Корреспондент «ЮП» изучил судьбу бывшего зернохранилища.

Репортаж с южноуральского места силы

Самая загадочная достопримечательность Челябинска находится прямо в центре города. Это заброшенное старое здание с сохранившейся надписью «Челябинскiй элеваторъ государственного банка». Корреспондент «ЮП» изучил судьбу бывшего зернохранилища.

 

Таинственные тоннели

— Наверное, уже полгорода побывало на элеваторе, — говорит двадцатипятилетний диггер Илья Воронов, исследователь подземных сооружений и коммуникаций, глядя на полуразрушенную «архитектурную глыбу», расположенную примерно в 500 метрах от главной площади Челябинска.

Заброшенный элеватор государственного банка — сорокаметровое серое обшарпанное здание с выбитыми окнами, большим балконом и несколькими башенками. Он больше похож на средневековый замок с привидениями, чем на бывшее зернохранилище.

— Любителей экстремального туризма элеватор «манит» своими тоннелями, расположенными в стенах подвала. Наиболее длинные уходят аж в сторону улицы Шаумяна. Размеры остальных колеблются от десяти до ста метров. В конце всех тоннелей — завалы, так что выводили ли они куда-то — загадка. Скорей всего, это бывшие водопроводы, — поясняет Илья. — На верхних этажах, возможно, стояли бункеры с зерном и мукой — сохранились остатки похожих на них сооружений. В остальном все, как в старом заброшенном здании — многочисленные колонны, всякие железяки, полуразрушенные лестницы.

Походами на подземные и заброшенные объекты Илья увлекся в 2006 году. Любопытные фотоотчеты со своих «ходок» он выкладывает в Интернет. Элеватор попал в число первых объектов, которые он посетил.

— Для новичка там, действительно, атмосфера жутковатая. Некоторые тоннели довольно низкие и ветхие. Ходить по ним приходилось с опаской, согнувшись. Много крысиных нор довольно больших размеров, — вспоминает юноша.

Вылазки на элеватор, по его словам, были популярны года три-четыре назад. Тогда вход в заброшенное здание был открыт, и можно было подняться в башни.

— Сейчас в элеватор не пробраться. С одной стороны его захватила «лесопилка», с другой — автостоянка с охраной и собакой. Основание здания «зашили» досками. Тоннели в подвалах затоплены, часть их завалена. В общем, делать там нечего, — считает Илья. — Теперь частые гости элеватора — это голуби, крысы и бомжи, которые залезают в подвал, чтобы переночевать.

 

Геодезическая точка

Местная охрана рада, что интерес к элеватору сейчас снизился. Говорит, что надоело постоянно гонять незваных посетителей. Мало ли что там с ними случится, а им за это отвечать. Впрочем, проникнуть вовнутрь элеватора и устроить там фотосессию вполне возможно и сейчас, только не тайно, а вполне законным путем. Для этого нужно получить разрешение на посещение объекта у его собственника, написав на его имя заявление.

— Так адекватные фотографы поступали и шесть лет назад, и десять, и сейчас, — говорит один из охранников. — Хотя теперь таких желающих все меньше.

Что фотографы находят в бетонных голых стенах внутри элеватора, охранники не понимают. Внешний вид куда более колоритный. А наибольший интерес, по их мнению, представляет само местоположение здания.

— Это самая точная геодезическая точка. С оглядкой на нее делаются расчеты координат при строительстве объектов, — утверждает охранник, указывая на возвышающийся над элеватором шпиль. — Не раз сюда приезжали специалисты делать замеры для проектирования метро.

 

Здание-гигант

Как отмечает историк, краевед Владимир Боже, потребность возвести сельскохозяйственный объект возникла в 1913 году. Дело в том, что после строительства транссибирской магистрали Челябинск стал «узловым» пунктом, соединяющим восточную и западную часть страны. Власти установили тариф за провоз сибирских хлебных грузов через наш город. В итоге из Сибири в столицу Южного Урала буквально хлынул дешевый хлеб, и надо было его где-то хранить. Проектировать сооружение пригласили опытного инженера Константина Жукова, специализировавшегося как раз на хозяйственный зданиях.

— К 1916-му был возведен главный корпус элеватора, в 1918–1919 годы — установлены машины. Правда, хлебная история к тому времени стала вторичной. Еще перед Первой мировой войной Челябинск перестал быть единственным на пути движения хлеба из Сибири, фактически тарифный перелом перестал действовать. Поэтому в первые годы элеватор главным образом обслуживал Наркомпрод и являлся преимущественно зернохранилищем. И только с 1924 года, с передачей здания Госбанку, он стал работать по своему прямому назначению, то есть использовался для потребностей хлеботорговли, — поясняет Владимир Боже.

В начале XX века элеватор считался самым высоким зданием города. На фоне малоэтажных построек сорокаметровая громадина была видна из любой точки Челябинска. Горожане считали его главным архитектурным символом.

— Самыми высокими постройками в то время были храмовые. Двух- и трехэтажные дома уже считались небоскребами, не говоря уже о высотном здании элеватора, — замечает Владимир Боже. — Строение интересно как объект промышленной архитектуры. В нем сочетаются элементы модерна и эклектики, отражается дух того времени.

 

Судьба элеватора

Элеватор прослужил южноуральцам весь советский период, и только в конце 1990-х здание полностью забросили. За десять лет оно превратилось в подобие средневекового замка. По неподтвержденной информации, бывшее зернохранилище — это единственное в России заброшенное здание такого размера, находящееся в самом центре города-миллионника.

От сооружения сегодня осталась лишь его центральная часть: две примыкающие конструкции были разрушены полностью. Однако главный корпус достаточно прочный и простоит еще немало лет, если принять попытки по его сохранению.

— Элеватор государственного банка — часть истории Челябинска. Относится к выявленным объектам исторического наследия и находится на государственной охране. Считаю, что обращаться с ним нужно, действительно, как с памятником истории, архитектуры, и шаги к сохранению должны быть предприняты. Но, к сожалению, пока мы не видим этой тенденции, — констатировал Владимир Боже.

Состоянием памятника озабочены многие челябинцы. Жители неоднократно предлагали свои проекты по реорганизации здания. Как сообщили в управлении государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры Челябинской области, судьба элеватора не раз обсуждалась. По словам начальника управления Александра Баландина, рассматриваются вопросы о возможности включения элеватора в Единый государственный реестр памятников истории и культуры и дальнейшей его реконструкции.

Юлия Махлеева, фото Вячеслава Шишкоедова

 

Из досье "ЮП"

Интерес для истории представляют около 764 объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области. Все они включены в единый государственный реестр памятников истории и культуры. Также в список выявленных объектов культурного наследия уже включено более двух тысяч объектов, имеющих историческую, высокую общественную, научную, художественную и иную культурную значимость, подтверждающую их причастность к важнейшим историческим событиям Челябинской области (к ним относится и элеватор). После проведения государственной историко-культурной экспертизы они также пополнят единый государственный реестр.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты