Люди из «гари»
Выставку «Старообрядчество как феномен русской культуры», об открытии которой писала «ЮП», Челябинским областным краеведческим музеем решено продлить. Причина — популярность этой экспозиции среди южноуральцев.
Старообрядчество во многом определило ход южноуральской истории
Выставку «Старообрядчество как феномен русской культуры», об открытии которой писала «ЮП», Челябинским областным краеведческим музеем решено продлить. Причина — популярность этой экспозиции среди южноуральцев.
Посвящена эта выставка одному из трагических и удивительным образом забытых обществом явлений русской истории — расколу, точнее, той важной и бесценной составляющей русской духовной культуры, которая была создана старообрядцами.
Для многих сегодня слова «раскол», «старообрядчество» не говорят ни о чем, некоторые знают, что староверы крестятся двоеперстием, то есть двумя сложенными пальцами, а не троеперстием, как прочие православные и… все. Подробно рассказывать о выставке не буду — убежден, что гораздо лучше увидеть самому, чем прочесть «впечатления о». Для тех, кто интересуется историей своей страны и родного края, там есть что посмотреть — выставка будет открыта до середины ноября. А я постараюсь вкратце описать ситуацию с расколом на наших территориях в XVIII веке.
Предал анафеме
Собственно причиной раскола послужили реформы, начатые новым Патриархом Русской православной церкви Никоном в 1653 году. Целью реформы провозглашалось исправление ошибок, накопившихся в богослужебной литературе и, соответственно, практике с момента крещения Руси. Ошибки появлялись при переписывании книг, из-за разночтений при переводах и прочее. Но, декларируя исправление книг по древним богослужебным текстам, Никон организовал приведение текстов книг в соответствие с современными ему (то есть XVII в.) греческими книгами. Реакция православного общества на реформы была неоднозначна — значительная часть верующих не приняла изменений. Собственно, это и было расколом церкви — православные разделились на тех, кто принял реформы, и тех, кто отстаивал «древлее благочестие».
Собор 1667–1669 гг. предал анафеме (проклятию) приверженцев старой обрядности. Примечательно, что этот же собор анафемствовал и Никона, зачинателя реформ… Фактически с этого времени староверы оказались объектами постоянного прессинга, причем не только идеологического, но и административного, поскольку гонения происходили не только от церковных властей, но и от светских. Царевна Софья после стрелецкого бунта выпустила указ, который вообще обрекал на смертную казнь за принадлежность «к расколу». При Петре I ситуация несколько смягчилась, но постоянное давление и преследования остались. Так продолжалось вплоть до начала XX в., когда, наконец, старообрядцы были уравнены в правах с прочими православными гражданами России.
Прихожане на бумаге
Уже с конца XVII в. многие приверженцы прежней обрядности старались уйти в те области, где была меньше опасность преследований. Многие устремлялись на восток Российского государства, на Урал и в Сибирь. Но и здесь старообрядцев настигали преследования. Тысячи беглых укрывались во владениях Демидовых. Многих из приверженцев старой обрядности официально «не существовало» — это были так называемые скрытые старообрядцы, то есть на бумаге они числились прихожанами официальной церкви, а в действительности таковыми не были. Но в ходе ревизии (переписи) 1743–1747 гг., как пишет выдающийся исследователь истории Сибири Н.Н. Покровский: «Тяжким ударом для консистории (Тобольской — Г.С.) было появление 1166 записных старообрядцев в… Исетской провинции, где до II ревизии все старообрядцы были тайными».
Одним из самых страшных явлений, связанных с расколом, были так называемые «гари» — самосожжения. Старообрядцы были уверены, что близится конец света, что Петр I если не сам антихрист, то его предвестник. Самосожжение было способом ухода из проклятого мира и актом самоочищения («огненного крещения»). Для тех, кто полагает подобный способ ухода изуверским, напомню, что сожжение в «порубе» (срубе), это был и одним из видов казни, который применялся к старообрядцам властями. Так что раскольники, по сути, выбирали между огнем и пламенем.
В 1750-х годах «гари» полыхали в Зауралье. Духовные власти в Тобольске решили искоренить раскол и активно занимались «увещеванием» старообрядцев, которое обычно сопровождалось битьем кнутом и другими способами воздействия. Часть «увещеваемых» обычно соглашалась креститься в официальное православие, а по возвращении домой и «одумавшиеся» и «закоснелые» нередко жгли себя… Это явно не по нраву было светским властям, которые были заинтересованы в том, чтобы население (то есть, если говорить современным языком, налогоплательщики) увеличивалось, в этом вопросе они объективно вступали в конфликт с властями духовными. Доходило даже до прямых столкновений отрядов, направленных духовным ведомством, с отрядами, посланными, скажем, Главным правлением горных заводов. Так, в 1750 году против команды под руководством каптенармуса Хлебникова, отправленной из Тобольской духовной консистории в Нижний Тагил, был направлен отряд под командой берггешворена Клепикова. Хлебников арестовывал старообрядцев, а Клепиков их освобождал. Постепенно начиналось и административное противодействие светских властей Тобольской епархии.
Количество старообрядцев в Челябинске середины XVIII века остается пока неизвестным. В 1748 году здесь было 712 человек не бывших у исповеди и святого причастия — это из тех, кто числился прихожанином официальной православной церкви. Учитывая, что все население города тогда было едва ли более 2500 человек, это довольно много.
Кроме этого, были и «явные» старообрядцы, но документов, где бы указывалось их число, мне, как исследователю, пока в руки не попало. Есть лишь отдельные свидетельства. Так, в1750 г. местный духовный заказчик (старший над «заказом», то есть над 8–10 церковными приходами) Флоровский писал о 200 казаках, обратившихся из раскола. Затянувшееся строительство Христорождественского собора (1748–1767 гг.) церковные власти также объясняли большим количеством «раскольников» в Челябинске.
Вообще, границы между старообрядчеством и «нестарообрядчеством» в ту пору были очень размыты.
Стала «сестрой»
Надо понимать, что история старообрядчества это не только история выживания в тяжелейших условиях, но и часть истории русской культуры: старообрядческая книжность, иконопись являются яркими составляющими культурного наследия России. В развитии и того и другого огромную роль сыграло Выговское «общежительство» (монастырь), существовавшее на Русском Севере до 1850-х годов. Именно здесь получила развитие традиция книжности, были написаны многие житийные и полемические произведения. На Урале также существовали скиты и монастыри, где писали иконы, переписывали книги, составляли родословия. Это не только часть нашей истории, но и современности — общины старообрядцев и сейчас существуют в Челябинске, Миассе и многих других населенных пунктах области.
Необходимо добавить, что поместный Собор Русской православной церкви в 1971 году снял проклятие, наложенное собором 1667–1669 годов, и признал старообрядческую церковь «сестрой» РПЦ.
Гаяз Самигулов
Великому господину Преосвященнейшему Силвестру Митрополиту Тобольскому и Сибирскому челябинского заказщика священника Петра Флоровского доношение
Прошедшаго августа 25 числа сего года за некоторою о расколниках справкою был я нижайший в Ысетской провинциальной канцелярии, того ж времени пришед в ту ж канцелярию челябинской томожни бургомистр и откупщик Сергей Хохлов которой увидевши меня неучтиво говорил мне: для чего де моему приказщику Ивану Дружинину дьячек Василий Райков повелевает ходить в церковь, коему де я как ныне так и впредь в церковь ходить не повелевал; да нынеж как начали людей в церковь принуждать ходить то де и весь скот вывалился, от чего весь народ разорился; в то время были и слышали геодезии прапорщик Петр Павлуцкий и канцелярист Дмитрий Портнягин, копиисты Дмитрий Тюкачев, Григорий Голявинской, Тимофей Коптев.
Реченной же Дружинин прежде того был в премерзском раскольничском злочестии; вышеозначенного августа 16 числа от раскола обратился и по печатному чиноположению к присяге приведен, в чем и подпискою в силу указов, с поруками утвержден. К тому ж повелено было ему исполнить седмицу говением, и приходить в церковь святую на всякое славословие божие, и исполнивши оное исповедатца, и по удостоении духовником приобщитца пресвятых тайн тела и крове Христовой. Токмо он, чаятелно по оному Хохлова запрещению, никогда по учинении присяги от 16 августа в церкви святой не бывал, да и доныне не ходит; и жену и детей к обращению не представляет.
Вашего Преосвященства всегдашний богомолец священник Петр Флоровский.
Поделиться

