Строитель земли Оренбургской
В апреле 1742 года прибыл к месту службы на должность начальника Оренбургской комиссии Иван Иванович Неплюев. Он один из самых известных «отцов» Оренбургского края. Трудно переоценить значение его деятельности для нашей территории, тогдашней Исетской провинции — восточной части Оренбуржья середины XVIII века.
270 лет назад на Южном Урале началась «неплюевская эпоха»
В апреле 1742 года прибыл к месту службы на должность начальника Оренбургской комиссии Иван Иванович Неплюев. Он один из самых известных «отцов» Оренбургского края. Трудно переоценить значение его деятельности для нашей территории, тогдашней Исетской провинции — восточной части Оренбуржья середины XVIII века.
Следующий начальник
Началось все в 1734 году, когда по ходатайству обер-секретаря Сената Ивана Кирилловича Кирилова была создана Оренбургская экспедиция. Экспедиция была нацелена на освоение богатств Средней Азии и Ближнего Востока. Однако вспыхнувшее башкирское восстание скорректировало планы, и экспедиция была тихо преобразована в Оренбургскую комиссию, то есть в орган, созданный для решения конкретных вопросов, в данном случае, видимо, вопросов, связанных с обустройством территории Южного Урала. Кстати, изначально такой цели перед экспедицией не стояло, единственной планировавшейся задачей в отношении здешних территорий было промышленное освоение окрестностей Оренбурга (строительство города было запланировано заранее, в Петербурге, и название дано тоже заранее, отсюда и название экспедиции, а впоследствии комиссии — Оренбургская).
После смерти И.К. Кирилова, в 1737 году начальником комиссии становится В.Н. Татищев, однако в 1739 году его отзывают с Урала и отдают под следствие на основании заявлений нескольких людей, в том числе полковника Тевкелева. Больше на Урал Татищев не возвращается. На его место присылают генерал-поручика князя Василия Алексеевича Урусова. В июле 1741 года князь Урусов скончался в Самаре от цинги. Следующим начальником Оренбургской комиссии стал Иван Иванович Неплюев.
Ирония судьбы
Иван Иванович был талантливым дипломатом, деятельным чиновником, его карьерный рост мог бы вызвать зависть у многих современников. Прослужив 14 лет послом в Турции, по возвращении он занял должность Киевского губернатора, а впоследствии главноначальствующего над всей Малороссией (Украиной).
Но в конце 1741 г., после восшествия на престол Елизаветы Петровны, угодил под следствие по подозрению в злоумышлении против императрицы. После ареста был лишен чина, наград и имений в Малороссии. Вскоре следствие установило, что Неплюев невиновен — награды и чины восстановили, но имения уже были розданы другим людям.
Вообще, здесь есть определенная ирония судьбы — приход к власти Елизаветы Петровны по-разному отразился в судьбе двух людей, сыгравших большую роль в истории нашего края: бывшего Главного командира Сибирских и Казанских горных заводов, бывшего начальника Оренбургской комиссии В.Н. Татищева и будущего начальника той же комиссии И.И. Неплюева. Татищев, находившийся под следствием, был помилован царским указом (после воцарения Елизавета Петровна помиловала всех «претерпевших» в предшествующее царствование). А Неплюев, который при Анне Иоанновне и Бироне был «на коне», наоборот, попал под следствие по подозрению в причастности к делам прежних фаворитов (в первую очередь, графа Остермана).
«Приискать и поохотить»
После оправдания и возвращения чинов Неплюев был назначен начальником (главным командиром) Оренбургской комиссии. В апреле 1742 года Иван Иванович прибыл к исполнению обязанностей — канцелярия Оренбургской комиссии размещалась тогда в Самаре. Первое время новый начальник знакомился с ситуацией, осматривал территорию, предварительно наметив несколько мест, удобных для постройки крепостей по реке Яик (Урал). В 1743 году он принимает решение о переносе Оренбурга на новое место, к Бердской крепости — на этом месте этот уральский город благополучно стоит и по сей день. В том же году намечены места для постройки ряда крепостей по реке Уй, в том числе и Троицкой крепости.
24 марта 1743 года Иван Иванович направляет в Сенат рапорт об улучшении устройства Исетской провинции, в котором были предложения о переводе в Челябинск Исетской провинциальной канцелярии и организации здесь же ярмарки. На основании этого рапорта 22 сентября того же года следует указ Сената, где говорится: «Провинциальному Правлению, по общему его Тайнаго Советника с Сибирским Губернатором Генерал-Майором Сухаревым соглашению, по силе прежних указов и по способности, быть в Челябинской крепости; что же к тому Правлению определены от него в должности Воеводской — Оренбургскаго полка Подполковник Бахметев, а товарищем (заместителем. — Прим.авт.). Капитан Агарев, вместо того, что было надлежало с особливым жалованием Воевод и товарищей определять, оное хотя апробуется, токмо притом смотреть и того, дабы за оным определением в полковых управлениях неисправностей не было, а паче в случаях к защите и обороне при неприятельских набегах, от чего по тамошним степным народам всегда крепкую предосторожность иметь должно».
Правда, о ярмарке в указной части документа ничего не говорилось, но какое-то время она, видимо, существовала, хотя в 1761 году она уже не упоминается в описании Челябинска. Видимо, жизнь ее была недолгой, для развития ярмарочной торговли мало одной решительности руководителей, необходимо, чтобы созрели экономические условия.
Еще до того, как был подписан указ Сената о переносе центра провинции в Челябинск, 2 июня 1743 года Иван Неплюев подписывает указ о распространении привилегии, данной Оренбургу на новопостроенные крепости, Оренбургу подведомственные. Вот фрагмент этого указа: «понеже де при новых крепостях, а особливо в Чилябинской яко главной немалая потребность есть завести купечество и цеховых ремесленных людей, того ради Исетской провинциалной канцелярии иметь старание… для поселения (…) крепостях, а наипаче в Чилябинскую достойных и пожиточных купцов и ремесленных приискать и поохотить, и при поселении отводить им под строение домов и кладовых амбаров места безденежно и вечно. О чем также и в протчем до градских порядков принадлежащем, поступить с ними по привилегии, пожалованной Оренбургу».
В 1750 году в Троицке проводится первый широкомасштабный меновой торг.
«А прошлаго 1751 года, Генваря от 29 дня, в Сенат он же, Тайный советник и кавалер Неплюев, да Брегадир Тевкелев представляли, что… для произведения с киргиз-кайсаками (казахами. — Прим.авт.) торгу и мены, сверх Оренбургской, в Троицкой крепости торг и мену необходимо учредить определено». Фактически с этого времени меновая торговля в Троицке становится постоянным явлением. Вскоре строится Меновой двор, организуется таможня. Из Троицка, как и из Оренбурга, отправляются торговые караваны в Среднюю Азию. Троицк становится одним из важных центров азиатской торговли России.
«За знатное приращение доходов»
Именно при Неплюеве начинается промышленное освоение Южного Урала. Первые документы, связанные с планируемым строительством заводов подписаны в 1743—1744 гг.
В 1744—1747 гг. закладываются Воскресенский завод И. Твердышева и И. Мясникова, Каслинский завод Я. Коробкова, Нязепетровский завод П. Осокина. Неплюев обосновывает перед правительством необходимость предоставления широких возможностей для заводского строительства в Оренбургском крае частным предпринимателям, и его программа получает одобрение Сената. В 1750-х гг. строятся крупные заводы — Кыштымские, Саткинский, Златоустовский. Можно уверенно сказать, что Иван Неплюев обустроил край, сделав Оренбургскую губернию не просто пограничной, а действительной частью Российской империи.
В 1758 году Иван Иванович подал в отставку с поста губернатора. Но на покой он не ушел, продолжая службу в Петербурге. В 1764 году Екатерина II подписала указ о награждении его имениями в Малороссии (Украине): «Всемилостивейше пожаловали мы нашему тайному действительному советнику, сенатору и кавалеру Ивану Ивановичу Неплюеву за долговременную службу, а особливо за учиненное им, в бытности его в Оренбурге, знатное приращение государственных доходов…».
За 16 лет управления Оренбургским краем Неплюев успел сделать многое, возможно, далеко не все заслуги принадлежат единолично ему, но он, как руководитель, сумевший претворить в жизнь самые разнообразные начинания, несомненно заслуживает памяти потомков.
Гаяз Самигулов
Поделиться

