Заложили город в урочище. Пять поводов для сомнений челябинских историков

25 Февраля 2015
Заложили город в урочище. Пять поводов для сомнений челябинских историков

Тема о неких «предшественниках» существующих городов и сел очень популярна. По популярности с ней может соперничать, пожалуй, только тема подземных ходов, которые, как всем известно, имеются в каждом уважающем себя населенном пункте

Тема о неких «предшественниках» существующих городов и сел очень популярна. По популярности с ней может соперничать, пожалуй, только тема подземных ходов, которые, как всем известно, имеются в каждом уважающем себя населенном пункте.

Иначе говоря, есть и успешно продолжают существовать приятные нашему сердцу сказки о том, что история наших селений древнее, чем официально считается. Тема эта поднималась не раз и не два. Но все же попытаемся еще раз разобраться, откуда же взялись эти рассказы об Александровской слободе, Чебаркульской слободе и так далее.

Реконструкция событий

Начинается все с публикаций дореволюционных авторов. В первую очередь, войскового старшины Оренбургского казачьего войска Ф.М. Старикова, автора книг «Откуда взялись казаки», «Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска», «Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска». Стариков писал, что «в апреле 1736 г. он (тайный советник Татищев. — От авт.) дал инструкцию полковнику И.Н. Татищеву слободы Верхне-Миясскую, Бродо-Калмацкую и Александровскую (ныне город Челябинск), основанныя исетскими казаками (первая — в 1685 г., вторая — в 1687 г., и третья — в 1696–1700 гг.), переименовать в крепости и укрепить, а затем основать вновь Еткульскую и Чебаркульскую» крепости.

Владимир Стейгонович Боже не так давно размышлял о том, что отмахиваться от мнения Ф.М. Старикова не стоит и надо найти архивный документ, на который он опирался. Источником информации об Александровской, Бродо-Калмацкой и Верхне-Миасской слободах Ф.М. Старикову послужил «Указ Оренбургской губернской канцелярии от 19 октября 1819 г. войсковой канцелярии, которым разъяснено время основания этих крепостей». Еще Н.В. Чернавский прокомментировал в свое время, что источники, использованные для подготовки самого указа, наводят на сомнения. Этот указ 1819 года найти пока не удалось, хотя я сам пытался его отыскать: это не значит, что его не было, просто уцелевшая копия пока не попалась в руки заинтересованных исследователей. Надо отметить, что использовать более поздний документ для реконструкции событий, произошедших почти за век до его составления, можно далеко не всегда. Однако, даже не имея на руках самого указа, мы можем проанализировать содержание того самого отрывка из книги Ф.М. Старикова, с которого все пошло.

Итак, начнем. Первое: полковник Иван Никитич Татищев весной 1736 года командовал Шешминским драгунским полком, который базировался на Закамской линии, то есть в Приуралье, и никакого отношения к строительству крепостей в Зауралье в 1736 году не имел. Иначе говоря, давать полковнику Татищеву инструкцию о строительстве крепостей в Зауралье в апреле 1736 года было бессмысленно. Второе: в апреле 1736 года, когда В.Н. Татищев якобы давал полковнику И.Н. Татищеву инструкцию, командир Сибирского драгунского полка, полковник И.С. Арсеньев уже строил Чебаркульскую крепость, по поручению того же В.Н. Татищева, о чем В.Н. Татищев написал в донесении на имя императрицы Анны Иоанновны от 17 апреля 1736 года. Согласитесь, что было бы странно, если бы он в то же самое время давал поручение полковнику И.Н. Татищеву когда-то потом, после завершения дел с Миасской и Бродо-Калмацкой слободами, поставить Чебаркульскую крепость…

Третье: не существовало слободы Бродо-Калмацкой, была деревня Калмацкий Брод Теченской слободы. В 1706 году башкиры разорили деревни Теченской слободы — Калмацкий Брод и Солоцкую, где было убито 45 человек, 25 пленено и угнано много скота. То есть в 1706 году Калмацкий Брод уже существовал, но вовсе не как слобода, а как деревня, образованная от Теченской слободы. Деревня Калмацкий Брод на реке Тече зафиксирована и в 1728 году. На плане Калмацкого Брода 1736 года, составленном Генрихом Магнусом фон Траубенбергом, значится: «деревня Калмацкой Брод, круг которой ныне городок».

Верхне-Миасская слобода не была преобразована в Миасскую крепость, а осталась слободой под своим вторым названием — Чумлятская, или Чумлякская. В Наказной памяти на основание слободы, выданной 9 ноября 1685 года, написано: «Барневской слободы крестьяном Васке да Кондрашке меншему Соколовым проехав верх по Миясу реке на левую сторону на устье речки Чюмляков на перевозе Казанской дороги строит им вновь слобода Верх Мияская». А в одном из документов 1695 года указано: «Верхняя Миасская Чюмлятская слобода: и в прошлом во 192-м году по указу великих государей… заводил и строил тое слободу Васька Соколов з братом».

И пятый момент. «Исетские казаки» не основывали упомянутые слободы просто потому, что Исетское казачье войско возникает после 1737 года, то есть после образования Исетской провинции. Во второй половине XVII века исетскими казаками называли только казаков Исетского острога, но они отношения к основанию той же Верхне-Миасской Чумлятской слободы не имели, как ясно из процитированного выше документа.

«Велел чертежи сочинить»

Иначе говоря, практически вся информация, которая содержится в процитированном фрагменте книги Ф.М. Старикова, абсолютно недостоверна. Это редкий случай, когда концентрация ошибок просто невероятна. Ну и Александровская слобода, очевидно, входит в число этого невероятного клубка неверной информации.

Для сопоставления я приведу фрагменты из реальных документов 1736 года, где говорится о строительстве крепостей. Первый — это указ В.Н. Татищева командиру Сибирского драгунского полка полковнику И.С. Арсеньеву от 11 марта 1736 года: «А понеже от Течинской слободы к Верх Яитской пристани для комуникации и безопасности, також для пресечениямеждо башкирцами и Казачьей ордою (т.е. казахами. — От авт.) согласия, усмотрено одно наилутшее место к строению крепости при озере Чебаркуле, для которого посланы отсюда геодезист Шишков да инженерной ученик Баннер. С которыми вам осмотреть как при Чебаркуле, там междо оною к сибирским слободам и Верх Яитской пристани, где удобно крепости построить и какие, велеть им чертежи сочинить, и возврасчаяся назад, во оных местах оставя пристойное число людей, велеть немедленно остроги делать и правиантом удоволствовать, а суда обстоятелно писать и чертежи оные с геодезистом Шишковым прислать, а к строению крепостей велено отсюда отправить к вам припасов».

Доношение Арсеньева Татищеву от 20 апреля о постройке крепости на Чебаркуле: «при Чебаркуле по усмотрению и по общему согласию штап и обер афицеров, с присланными от вашего высокопре­восходителства с геодезистом Шишковым и инженер­ным учеником Банером на острову, где была деревня башкирская Ябалакова, крепость построили рубленую в вышину семь аршин и с полевую сторону кругом по­крыта, а начали строить с 14 а кончили 20 числа».

Доношение Я. Павлуцкого В.Н. Татищеву от 21 июля 1736 года: «Придя я с командою на Мияс 19 дня июля и того ж дни осматривали место где удобно строить, улуча где б сено готовить, которое того ж числа иссмотрели пониже немного дороги и прежней переправы на ровном и удобном месте возле Мияса, где и покосы имеютца во близости. И сего июля 20 числа разметили место и готовили фашинник и с помощью Божиею заложили июля 21 числа и управитель господин Калачев, отбывшей вашего высокопревосходителства, а посовершении той крепости и надзирател лесов Карцов до вашего высокопревосходителства отправлен будет неудержно».

Полковник А. Тевкелев 21 августа 1736 года писал «из лагиря при деревне Калмацкого Броду»: «Две крепости: Чебаркулска и Мияская построены да третья на Калмацком Броде ныне заложена» и «в ней обывателское строение забором обнесено».

Крепости без слободы

Последнее — доношение А.И. Тевкелева о закладке Челябинского городка: «Вашему превосходительству покорно доношу: се­го сентября 2 дня на реке Миясе в урочище Челяби от Мияской крепости в 30 верстах заложил город, где оставя для строения оного Челябинского городка и кошения сена надежную команду, регулярную и нерегулярную, и несколько мужиков, сего же сентября 10 числа прибыл я с командою моею в Чебаркульскую крепость благополучно».

Прошу прощения за обилие цитат из документов, однако так наглядно можно показать, что в реальной переписке 1736 года не фигурирует Бродо-Калмацкая слобода, нет никаких указаний поставить крепость на месте Верхне-Миасской слободы. Александровская слобода также нигде не названа, даже в сообщении А.И. Тевкелева о постройке Челябинской крепости: он пишет об урочище Челяби, но ни слова об Александровской слободе. Такое было возможно только в одном случае — если слободы просто не существовало. Более того, если бы слобода существовала, то сама постройка крепости была бессмысленна: эти крепости ставили именно потому, что на всем пути от Калмацкого Брода до Верхояицкой пристани не было ни одного русского населенного пункта. А.И. Тевкелев потратил неделю на то, чтобы выбрать место для постройки Челябинской крепости: 25 августа он вышел в путь от Миасской крепости, а 2 сентября был заложен Челябинск.

Окончание следует

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты