Тайна синих «Порогов»
Более ста лет пролежали эти уникальные документы на берегу реки Большой Сатки в заброшенном доме управляющего завода «Пороги». И сколько бы пролежали еще, если бы не пытливый взгляд челябинского историка Елены Рохацевич…
Найдены чертежи уникального завода царской России
Более ста лет пролежали эти уникальные документы на берегу реки Большой Сатки в заброшенном доме управляющего завода «Пороги». И сколько бы пролежали еще, если бы не пытливый взгляд челябинского историка Елены Рохацевич…
Та самая синька
Елена Рохацевич (на снимке) работает в госкомитете по делам архивов Челябинской области. Вчера здесь стартовала ставшая традиционной акция «Пополни историю», в ходе которой в архив челябинцы приносят все самое ценное из своих личных коллекций — старинные фотографии, столетние новогодние игрушки и даже обыкновенную колотушку, которая осталась в доме после раскулачивания…
Сюда же, в архив и сдала на государственное хранение свою находку Елена. Вместе с этими чертежами госархив принял на хранение и технический паспорт комплекса «Пороги» за 1909 год.
— А вот это и есть та самая синька, — говорит мне Елена, разворачивая «полотно неведомого мариниста». — То есть не сам технический чертеж, а его репродукция, полученная с помощью контактной печати на светочувствительной бумаге. Такая копия делалась с использованием так называемого метода цианотипии и применялась инженерами и проектировщиками еще с середины ХIХ века. Чертежи выходили в виде негативов по отношению к оригиналу. Поэтому все темные линии становятся светлыми, переходящие — видите? — в слегка голубоватый цвет. Сам же фон копий чертежей был темно-синего цвета. Отсюда, должно быть, название пошло — «синька».
Эта синька и была тем самым найденным чертежом будущих знаменитых «Порогов» — с подписью самого Александра Филипповича Шуппе, горного инженера, организатора производства, предпринимателя, статского советника. Документу действительно более 100 лет…
Договор на 99 лет…
Выдающийся инженер изучал производство жести в Германии, Англии, Австрии, Швеции. Был управителем Саткинского завода, Златоустовского завода и Златоустовской оружейной фабрики. Именно его можно считать отцом строительства первого в России электрометаллургического завода, получившего название «Пороги» — предприятия по выплавке ферросплавов. И само место под строительство завода было разведано в 1904 году тоже им, Шуппе, считавшим электрометаллургический способ получения ферросплавов с использованием энергии потока воды самым дешевым.
Найденные документы подтверждают, что 29 сентября 1905 года Шуппе подал на имя министра финансов прошение об отведении участка казенной земли площадью 50 десятин на берегу Большой Сатки под строительство электрометаллургического завода. Близ плотины построена гидроэлектростанция с динамо-машиной, в том числе для освещения завода и рабочего поселка. Уже 1 июля 1910 года завод был пущен в эксплуатацию. За первые 155 рабочих дней выпустил 33 325 пудов ферросилиция, 12 785 пудов феррохрома.
Любопытно, что 3 июня 1906 года с казной был заключен договор на аренду земли сроком на 99 лет. То есть до 2005 года…
Правнучка мецената
Кроме найденных чертежей Елена Рохацевич сдала в архив и множество старинных фотографий. На одной из них, датированной 1903 годом, развеваются разноцветные флаги, на фоне которых стоят маленькие девочки.
— Это дочери Василия Михайловича Колбина, моего прадеда, — рассказывает Елена Рохацевич. — Он был купцом 2-й гильдии, предпринимателем, общественным деятелем, личным почетным гражданином Челябинска. Помимо того, что осветил наш город, построив первую электростанцию, обеспечил челябинцев и первыми телефонами. При этом он находился еще и в должности председателя Челябинского добровольного пожарного общества. И, между прочим, сам играл на виолончели в составе оркестра, созданного при этом обществе.
Вот как раз на этой редкой фотографии запечатлено открытие так называемого Острова, любимого места горожан, находившегося на реке Миасс, где и играл этот оркестр.
Елена не стала добавлять, что ее прадед был меценатом: выделял средства на строительство доходных домов, храмов. На его средства надстроено здание соборной церковно-приходской школы, возведены здания 1?го мужского приходского училища, низшей ремесленной школы, придела Казанско-Богородицкой церкви… Как не сказала и то, что сама она тоже стала своего рода меценатом. Более десяти лет назад в рамках Всероссийской благотворительной программы «Новые имена» Елена учредила стипендию имени своего прадеда, которую выплачивает из собственных средств (!) одаренным ученикам музыкальной школы при Челябинском институте музыки.
Марат Гайнуллин,
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться

