Что делали «чильтаны» в урочище Чильляби?

29 августа 2013
Что делали «чильтаны» в урочище Чильляби?

Предлагая читателям «ЮП» этот материал, мы не просто приурочиваем его ко Дню города. По мнению известного челябинского ученого...

 Предлагая читателям «ЮП» этот материал, мы не просто приурочиваем его ко Дню города. По мнению известного челябинского ученого и писателя Салима Фатыхова, новые знания об истории места, в котором мы проживаем свою жизнь, одновременно помогают проследить исторические корни России — страны, вобравшей в себя язык и культуру многих индоевропейских народов.

 

Луперкалии под Челябинском

 

— Салим Галимович, существует, пожалуй, добрый десяток версий происхождения топонима «Челябинск». Например, такое: название урочища Челеби происходит от тюркского личного имени Челеби, то есть «царевич». Со времен потомков первопоселенцев бытует мнение, что название крепости «Челяба» восходит к башкирскому слову «Силәбе», то есть «неглубокая яма».

— Да, вы еще вспомните, что название нашего города происходит от слова «ведро» («чиляк»), как это пытаются доказать некоторые исследователи! Конечно, категорически отвергать вышеперечисленные версии я не буду, хотя, с другой стороны, не уверен, что когда‑нибудь и кому‑нибудь удастся докопаться до подлинной этимологии слова «Челябинск». Но поскольку сферой моих научных интересов является, прежде всего, история древних культур, то и на пространства, занимаемые нашим мегаполисом, я тоже смотрю именно с этой точки зрения.

Сегодня, быть может, трудно представить, но тектонический разлом, который проходит в районе Ленинградского моста, заставляя круто поворачивать реку Миасс, окружающие долину плейстоценовые сосновые леса, в том числе Каштакский бор, пять тысяч лет назад считались благодатным и счастливым местом. И прежде всего, для протоарийских, индоиранских племен, кочевавших в степях Зауральского пенеплена (понижения).

Можно даже предположить, что в эпоху средней бронзы этими этническими объединениями здесь проводились межплеменные и межпромысловые инициальные мистерии и так называемые оргиастические промискуитетные празднества, наподобие индийских весенних праздников холи, римских сатурналий и луперкалий.

 

— Инициальные мистерии, сатурналии и луперкалии — это все, конечно, очень интересно. Но ведь обряды инициации в эпоху палеолита и неолита обычно проводились в пещерах. И одним из таких знаковых культовых мест была Игнатьевская пещера. А в лесостепном Зауралье, на территории которого расположен Челябинск, пещер, как известно, практически нет…

— Все правильно, пещер, олицетворявших чрево матери Земли, в ближайшем окружении нет. И поэтому племенные вожди выбирали для инициальных обрядов и годовых празднеств речные долины и урочища, а также опушки сосновых массивов.

 

Еще раз про любовь

—  И кто же, по вашему мнению, в этих обрядах посвящения представлял неофитов, то есть инициируемых?

— Мифологический и этнографический материал свидетельствует, что под такими неофитами часто воображались группы из сорока девушек и сорока юношей, которые после инициальной изоляции входили в детородный статус. Если в переводе на тюркский язык число сорок звучит как «крык» (отсюда отряды из сорока девственниц и одновременно распутниц — Крык-Кыз), то на персидском (иранском) языке сорок — это чиль, чилля. Сорок девушек или сорок юношей до обрядов посвящения назывались чильтанами, чиль-духтарон — «сорок незапятнанных, то есть святых». А после обряда посвящения их уже должны были называть чильляби, то есть «сорок полюбивших, влюбленных», или (если это касалось персонально кого‑то) — один из сорока полюбивших (а значит, посвященных).

«Ляб», «лав» — звукоподражательная лексическая единица, образовавшаяся при жестком и быстром размыкании губ во время мягкого, нежного и страстного поцелуя. У многих народов мира она образовала слово «любовь». В древнеиндийском языке, к примеру, приобрела звучание lubhyati, lobhas, lobhayati в значении «желает», «желание», «жажда», «возбуждает желание». В готском языке звук мягкого страстного поцелуя превратился в слова lubainsliufs — «надежда», liufs — «дорогой, милый»; в древненемецком языке в слово liob — «желанный, милый»; в латинском в lubet, libet, lubido, libido — «угодно», «угодный», «страстное желание»; в албанском в laps — «желаю, жажду»; в персидском в «ляббай»; в старославянском и древнерусском языках в «любъ» и, наконец, в русском языке в слово «любовь».

Таким образом, почему бы не предположить, что персидское чиль, чилля («сорок») на каком‑то уровне трансформации первичного этимона и слияния со звукоподражательной морфемой «лав», «лаб» как раз и калькировалось в название прекрасного урочища, в котором и возникли первые поселения на месте нынешнего Челябинска.

Многие иранские, а также некоторые тюркские племенные образования считают, что они произошли от 40 влюбленных юношей и 40 влюбленных девушек, которые соединились во время оргиастического праздника любви после силовых состязаний и скачек на лошадях. В существование чиль-духтарон — «сорок святых» и чильляби еще в конце XIX века верили башкиры и уфимские татары. Правда, у уфимских татар сорок скрытых влюбленных юношей превратились вначале в сорок юношей-друзей, а потом — в «семь отроков пещеры». А нечто подобное оргиастическим любовным состязаниям в реликтовых формах еще недавно можно было наблюдать в ритуалах башкир, проживающих в Курганской и в Челябинской областях.

 

Где жил Змей Горыныч?

—  Другими словами, вы предполагаете, что слово «Челябинск» нисходит к «Чильляби» — к тем самым сорока влюбленным?

— Это только моя гипотеза, или версия — называйте, как хотите. Но в ее обоснование можно привести немало аргументов. Ведь мы говорим о той самой местности на том берегу реки Миасс и на той окраине реликтового плейстоценового бора, где тысячи лет тому назад останавливались для годовых агамных праздников племена кочевников. Именно там позднее были заложены и первые поселения. Доказательством этой гипотезы может служить и название Каштакского бора, раскинувшегося за Металлургическим районом Челябинска. Словом «каштак» на персидском (иранском, таджикском языках) назывался межплеменной годовой костер, который разжигался в каком‑либо красивом ландшафтном месте, и к которому раз в год съезжались племенные вожди, чтобы обсудить актуальный для этноса вопрос и принять совместное решение.

Мне, конечно, могут возразить: «какие протоарии, какие индоиранцы, чушь порете, уважаемый…». Однако, по данным археологии, антропологии и палеолингвистики, родиной современных ираноязычных, как и многих других индоевропейских народов, могут быть степи Евразии, а одним из главных центров мог быть, с высокой степенью вероятности, Южный Урал. Вспомните, сколько археологических открытий было сделано в конце ХХ века на Южном Урале! Именно они позволили предположить, что в глубокой древности здесь существовала уникальная протоцивилизация, достигшая высокого для своего времени уровня развития.

Об иранских и авестийских культурных маркерах на Южном Урале можно судить и по некоторым реликтам топонимических названий — сохранившимся в гидронимах и оронимах (вид топонима, обозначающего название горы, хребта, других объектов рельефа местности). Они прямо или косвенно подтверждают свое индоевропейское происхождение. Такие, например, как названия рек Сатка и Аша (Сатка — созвездие, благоволящее ариям, Аша — авестийская богиня Благой Истины), как наименование хребта Ажигардак (авестийский Змей Горыныч Ажи-Дахак — «Обжигающий дыханием», «Огнедышащий»), название озера Кундравы (Гандарва — кривой змей, казначей Ажи-Дахака).

А река Синташта в Брединском районе нашей области! Этот гидроним имеет явно санскритские корни, сообразные с понятием «Сантоши», означающим «небесное удовлетворение», «небесную благость» — «син». Более того, в индийском пантеоне есть богиня Сантоши-ма — «мать удовлетворения». Те же истоки, кстати, имеют названия реки Санарка и озера Синара. В этих топонимах «сан» и «син» означают «небо», «синий», «благостный», «высокий», «святой». С этим корнями связаны и полузабытые сегодня слова «синод» и «сан».

 

Досье «ЮП»

Салим Галимович Фатыхов

российский общественный деятель, доктор культурологии, поэт и писатель, член Союза писателей России, Союза журналистов России. Автор шести книг, в том числе самой известной — «Мировая история женщины: хроно-культурологическое и фактографическое осмысление».

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты