В Челябинском краеведческом музее открылась выставка «Знак качества: советский агитпром»
«Повидло и джем — полезны всем!»
Как хорошо было когда то — взял в руки спичечный коробок и еще до того момента, как зашипел газ или затлела папироска, узнал, как надо жить: что сегодня приготовить на обед, как связаться с близкими, куда поехать отдыхать… Никаких проблем с выбором, если на этикетке того самого коробка в твоих руках указана четкая рекомендация — это и есть истинный «Знак качества», когда рекламируют образ жизни, а не товар, который, по сути, в этом и не нуждается.
Чего греха таить — в советские годы порой такой нужды не было вовсе не из-за особого качества, а попросту потому, что возможность выбора отсутствовала. Вот, например, под хрупким стеклом лежит спичечный коробок тех времен, а на нем — парящий в облаках самолетик и подпись: «Летайте самолетами аэрофлота!». Ну да, а какими же еще? Выходит, что смысл здесь совсем другой — просто — летайте самолетами, люди.
— Это очень интересный подход, — рассказывает Владимир Чугунов, научный сотрудник отдела истории Челябинского краеведческого музея. — Вы почти нигде не увидите рекламу какой то определенной марки товара. Рекламировали не вещи, а действия, связанные с их использованием. Причем это касается абсолютно всего!
И действительно, на глаза попадаются коробки с надписями: «Сорочки, украинки — удобная и красивая одежда», «Повидло и джем — полезны всем!», «Электорополотер облегчает труд хозяйки», «Обувь требует ухода», «Пользуйтесь почтовой рассылкой» и другие забавные рекомендации.
Вообще, спичечных коробков в экспозиции немало, ведь как рассказал Владимир Чугунов, в советские годы они выпускались миллиардными тиражами и служили самой массовой рекламой. А из-за интереса коллекционеров в свое время даже выходили специальные альбомы с этикетками с коробков — на них в музее тоже можно посмотреть.
Вкус эпохи
Экспонаты новой выставки легкой горечью отзовутся в сердцах людей старшего поколения. Ностальгия по прошедшим временам обеспечена, стоит только взглянуть, например, на образец советской кухни. Как рассказал Владимир Чугунов, хронологически она оформлена в стиле 70--80-х годов, причем размер узенького подиума — равен площади среднестатистической советской кухни: от обеденного стола до плиты — полтора шага, не больше (как у Бродского, помните? Полторы комнаты, полтора кота…). Убранство ее подобрано с особым смыслом — все-таки это именно южноуральская кухня. Хотя, признаться честно — понять это, наверное, смогут только жители тех незабвенных времен, потому что комментарий экскурсовода мне, например, не позволил в мясорубке, закрепленной на столе, или здоровенных картофелинах на сковороде разглядеть признаки уральской культуры. А вот атмосфера, действительно, особая — кажется, что хозяйка вышла из комнаты 5 минут назад и вот-вот вернется — докручивать фарш, дожаривать картошку…
Есть в экспозиции и магазин советской эпохи, в котором продается все — от чулков, до консервов. Как отметил Владимир Сергеевич, это, скорее, сельский магазин — в городе все выглядело несколько иначе, а в сельпо подчас витрины были куда более разнообразными — все-таки не было такого потока покупателей, да и кто, например, в деревне станет покупать капроновые чулочки? Вот и получалось, что дефицитные в городе товары иногда пролеживали в деревенских захолустных лавочках неделями.
Все экспонаты, связанные с питанием — настоящие, некоторые из них никогда и не открывались, например — сок в трехлитровых банках или надежно закупоренная бутылка водки.
— Потом, конечно, придется ее вылить, а бутылку сохранить в нашем музее, — рассказывает Владимир Сергеевич. — Но не будем о грустном. По крайней мере, сейчас мы можем своими глазами увидеть нетронутые предметы прошедших времен.
Экспозиция будет интересна не только для тех счастливчиков, которым довелось на себе испытать все диковинки прошедшей эпохи. Все-таки советские годы — эта история, но история настолько близкая, что порою даже странно, как ее отрешенно задевают школьные программы. Добавить эмоций, взглянув на все изнутри — иногда этого не хватает нынешним школьникам, и теперь у них такая возможность появилась. Чего стоит хотя бы надпись на растяжке над входной дверью (конечно же — красным по белому): «Все для блага человека, все во имя человека!». Да и весь зал окутан особой атмосферой — то ли что то чужое, даже пугающее, то ли наоборот — в доску родное, свойское… Здесь тебе и посуда, как на детских родительских фото, и наивные постеры с надписями типа: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!».
— Детям и молодежи выставка тоже интересна, но по-своему, — поясняет Владимир Сергеевич. — Например, они удивляются, увидев такое разнообразие парфюма. Большинство из них до сих пор думали, что кроме «Красной Москвы» раньше вообще ничего купить нельзя было.
За чашкой чая
Посмотреть на диковинные экспонаты — это, конечно, здорово, но с головой в советскую эпоху не втянет. А вот чтобы действительно погрузиться в прошлое и поплавать там, в музее проводятся «кухонные посиделки». Участвовать в них могут учащиеся старших классов и студенты — попивая чаек, обсуждать насущные политические проблемы или травить шуточки (где же раньше еще это было делать, как не на кухне?).
Для детей помладше есть прекрасная возможность узнать, о чем говорят родители, вспоминая себя пионерами. Специально для этого проводятся занятия, на которых школьникам подробно рассказывают о пионерах и даже инсценируют посвящение.
— Мы о таких занятиях заранее заявляем, — рассказывает Владимир Сергеевич. — И согласовываем с преподавателями. Вообще, всегда, когда создается новая выставка, в ее концепции продумываются какие нибудь мероприятия — лекции, семинары, салоны, вечера… Вот и здесь не обошлось без этого.
Выставка создана из экспонатов Екатеринбурга и Челябинска и продлится до начала декабря.
Поделиться

