Правозащитник на судебном ринге
Известный в области правозащитник, боксер и журналист Владимир Филичкин вышел на очередной судебный ринг...
Известный в области правозащитник, боксер и журналист Владимир Филичкин вышел на очередной судебный ринг. По иску к нему и 31-му телеканалу бывшего первого вице-губернатора Андрея Косилова (одновременно в двух районных судах Челябинска — Центральном и Советском) началось рассмотрение гражданского дела «о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда». Косилов утверждает, что якобы сведения, изложенные 20 апреля этого года в фильме «Дело продкорпорации» и телепередаче «Личное мнение», не соответствуют действительности и порочат его имя. Насколько обоснованы эти утверждения?
Уйти от обвинений… через суд?
— Андрей Косилов пытается добиться политической реабилитации в связи с его причастностью к «делу продкорпорации», — считает Владимир Филичкин. — Но мало того, похоже, он рассчитывает на «судебно-следственную неприкосновенность», своего рода индульгенцию, в рамках так называемой судебной преюдиции: если судья вынесет решение в пользу истца даже в рамках гражданского дела, его нельзя будет привлечь к уголовной ответственности по делу продкорпорации.
По словам Филичкина, в иске допущено немало грамматических ошибок, купюр высказываний ответчика (к примеру, «по моему мнению»). Не имеет ли он своей целью ввести в заблуждение суд, выдать желаемое за действительное? Свои «нравственные страдания» Косилов оценивает весьма в круглую сумму: с каждого из ответчиков он требует взыскать по сто тысяч рублей.
Общественность взывает к президенту
В защиту Владимира Филичкина выступила Общественная палата области. Она направила президенту РФ, председателю Верховного суда РФ, полномочному представителю президента в УрФО и в Общественную палату России обращение, в котором усматривает в «деле продкорпорации» скрытые признаки коррупции с отмыванием бюджетных средств и настаивает на проведении тщательной проверки федеральными антикоррупционными органами.
Общественная палата не только вправе, но и должна стать своего рода «народным контролем» соблюдения законности. 21 января этого года президент России Дмитрий Медведев поручил Общественной палате РФ «стать контролером выполнения антикоррупционной программы в стране». На встрече с общественностью были озвучены шокирующие данные, согласно которым восемьдесят процентов россиян не доверяют решениям судов.
Дмитрий Медведев в связи с этим заявил: «Надо сделать так, чтобы суд был максимально независим от властей, и в то же время, максимально зависим от общества.
Судьи — это не замкнутая корпорация».
А 15 февраля на совещании председателей судов председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев поддержал идею проведения общественных и независимых экспертиз по резонансным делам. По его мнению «Общество вправе и должно высказывать свое мнение о деятельности судей, она должна быть открытой».
Вопросы без ответа
При Общественной палате Челябинской области уже создана общественная экспертная комиссия для углубленного изучения материалов судебного исследования уго-ловного дела продкорпорации по хищению бюджетных средств. По мнению общественников, главные виновники до сих пор остаются безнаказанными. Не случайно по предписанию выносившего приговор Центрального районного суда возбуждено новое дело о продкорпорации по отмыванию похищенных госсредств.
У Общественной палаты немало вопросов вызывает письмо за подписью тогдашнего первого вице-губернатора Андрея Косилова, которым он разрешает продкорпорации открыть кредитную линию в «Челябкомзембанке» на двести миллионов рублей для пополнения оборотных средств сей структуры и якобы помощи сельхозпроизводителям, а также завизированный им договор о залоге товаров и приложение к нему.
Как отмечается в обращении, это прерогатива не вице-губернатора, а правительства области.
Общественная палата области считает, что до сегодняшнего дня «компетентным и органами не дана правовая оценка действиям бывшего вице-губернатора Андрея Косилова, который вопреки Бюджетному Кодексу РФ и Закону Челябинской области «О предоставлении государственных гарантий» (это функция правительства области) единолично подписал документы о предоставлении гарантии в банк, на основании которых ГУП «Продовольственная корпорация» получило кредитные деньги, и направило их в мошенническую схему».
Кроме того, Общественая палата считает, что экс-гендиректор продкорпорации Владимир Швадченко не мог единолично принять решение о совершении многомиллионных сделок: есть мнение, что оно подсказывалось «сверху». Что и привело к хищению более 240 миллионов рублей бюджетных средств.
Критика наказуема?
14 июня Владимир Филичкин обратился с открытым письмом к председателю Челябинского областного суда Федору Вяткину и прокурору области Александру Войтовичу, которое вызвало большой общественный резонанс. Правозащитник сообщает, что Андрей Косилов одновременно обратился в Центральный и Советский районные суды Челябинска с идентичными исками без даты, и, что удивительно, те были приняты к производству, а не оставлены без рассмотрения.
Оно назначено… на один день и час: 14 часов 21 июня этого года.
По мнению правозащитника, это явное нарушение Европейской конвенции по правам человека: никто не может быть осужден дважды за одно и то же деяние. Кроме того, Филичкин ходатайствовал о применении нормы международного права — статьи 10 Конвенции о свободе выражения своего мнения и информации, без какого-либо вмешательство со стороны публичных властей.
Право на криктику политических деятелей и должностных лиц (а Андрей Косилов был во времена «дела продкорпорации таковым) — одно из важнейших прав, закрепленных в международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод, оно необходимо для создания правового государства, демократического общества.
В случае, если не будет иного выхода, Владимир Филичкин готов обратиться в Хельсинскую гражданскую ассамблею (он является ее официальным представителем по Российской Федерации).
В его компетенцию входит оказание правозащитной помощи, защита потерпевших в судебных инстанциях, мониторинг ситуации по правам человека, а также подготовка отчетов по этим вопросам для Совета Европы (ассамблея является его ассоциативным членом) и других международных институтов по правам человека.
В свое время Владимир Филичкин ездил в международный трибунал в Гааге с обращением по поводу экологической ситуации в Карабаше, где в экосистему сбрасывались токсичные отходы медного производства. Скандал вышел на международный уровень, и ЗАО «Карабашмедь» пришлось принять срочные меры по нормализации экообстановки.
Чемпион держит удар
Правозащитник ради спра-ведливости, отстаивая интересы простых людей, не раз рисковал жизнью, выступая против всемогущего «главного приватизатора» области Владимира Головлева. И — нажил немало врагов.
— Я не боюсь преследований, — говорит Владимир Филичкин. — За свою жизнь натерпелся всякого: боролся с бандитами в уголовном розыске, ОМОНе, повоевал и в горячих точках, был ранен. В середине девяностых дверь моей квартиры взрывали пластиковой взрывчаткой, а два года назад кто-то устроил поджог (причем, наша милиция замяла дело, а в отказной бумаге указали, что причиной пожара стал непогашенный окурок, хотя в семье никто не курит).
В борьбе с коррупцией правозащитника в свое время поддерживали известные борцы с этим злом, раскрывшие нашумевшее «ады- ловское дело» в Узбекистане Тельман Гдлян и его соратник наш земляк (он родом из Троицка) Николай Иванов. А что сказали бы они сейчас? Почему «радетелю за народ» приходится отстаивать свою правоту на судебном ринге?
Впрочем, Владимир Филичкин боец старой закалки и к подобным баталиям готов. И нравственно, и физически: хотя ему на днях «стукнуло» 57, по-прежнему постоянно посещает клуб профессионального бокса «Чемпион» (сейчас ОТВ снимает о нем фильм), часто выходит на ринг. На его счету немало побед над самыми титулованными тяжеловесами: не случайно его давний противник экстрасенс Владимир Филимонов отказался выйти на «поединок вызова».
А теперь правозащитник сойдется в суде «один на один» с другим, «политическим» оппонентом. «В своей правоте я уверен, — говорит он. — И буду до последнего отстаивать право на свободу слова, на изобличение тех, кто, как я считаю, нарушает закон, путает свой карман с государственным».
СЕРГЕЙ ПРОКУДИН
Поделиться

