Зачем пугают экономику?

26 января 2013
Зачем пугают экономику?

Информационная война, заказанная против Челябинской области, хотя имеет цель вполне политическую — дестабилизировать систему региональной власти и снести легитимного губернатора, на самом деле может привести к куда более негативным последствиям — экономической нестабильности и, как следствие, ухудшению благосостояния жителей региона.

Куда могут вытолкнуть регион заказчики информационной войны

Информационная война, заказанная против Челябинской области, хотя имеет цель вполне политическую — дестабилизировать систему региональной власти и снести легитимного губернатора, на самом деле может привести к куда более негативным последствиям — экономической нестабильности и, как следствие, ухудшению благосостояния жителей региона.


Понимают ли это заказчики информационной атаки против региона? Или главная цель у них оправдывает любые средства? Вопросы риторические.


А пока они будут на них отвечать или уклоняться от оных, мы решили поговорить с нашими экспертами, как в принципе информационные войны могут повлиять на один из самых чувствительных факторов экономического развития региона — инвестиционную привлекательность.  Влияние на инвестиционный климат мы обсуждаем не случайно —  в 2013—2014 годах должны прийти беспрецедентные объемы капитала в региональную экономику.

 

Препятствие для ускорения


 Андрей Диргин, руководитель аналитического центра FOREX CLUB (г. Москва):

— Конечно, информационные войны негативно влияют на экономику любого региона и снижают его инвестиционную привлекательность. Кроме этого, очень важным является в этом контексте сам имидж территории. Смотрите, как сложно, к примеру, приходится Приморскому краю расставаться со славой криминального региона. Властями этого региона мобилизованы значительные ресурсы по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Но необходимо отметить, что основные инвестиционные проекты в вашей Челябинской области реализуются российскими инвесторами, например, ЧТПЗ и предприятия ТМК реализуют масштабные проекты технической модернизации производства, и вряд ли информационные войны их остановят от реализации инвестиционных программ.


Естественно, более чутко на негативный информационный фон реагируют иностранные инвесторы. Хотя самое важное значение для них имеет транспортная и логистическая инфраструктура. Посмотрите на позитивный пример Калужской и Ленинградской областей. Транспортная доступность и внятная налоговая политика делает эти регионы привлекательными для иностранных инвесторов.


Также как снижается инвестиционная привлекательность региона, так и акции конкретных предприятий в случае информационной атаки дешевеют. Например, недавние слухи о поломках в новом самолете Boeing привели к снижению стоимости акций эмитента на 15 %.


Когда могут последствия от информационных атак на ваш регион стать очевидными? Поскольку сейчас металлургия находится в противофазе своего цикла, то есть,  ждать существенного роста цен на металлы и продукцию металлургов в этом году не приходится, то мы ожидаем рост ВРП Челябинской области на скромный 1 % до 910 млрд рублей. Надо понимать, что информационные войны не останавливают рост экономики, но они препятствуют его ускорению.

 

Поток может быть снижен


 Юлия Боровкова, старший преподаватель Челябинского филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук:


— Информационные войны, с экономической точки зрения, направлены на устранение конкуренции. А любые подобного рода неэкономические методы, ограничивающие конкуренцию, негативно сказываются на экономике области.


«Заказ» на распространение негативной информации может повлиять на инвестиционную привлекательность региона, а значит, существенно снизить поток инвестиций в регион, делая невозможным реализацию планируемых проектов и сворачивая уже действующие.

 

Не продадут, так выведут капитал


 Алексей Шумаков, заведующий кафедрой экономической теории и регионального развития ЧелГУ, кандидат экономических наук, профессор:


— Когда начинается чехарда, связанная с противостоянием сил, ухудшением здоровья руководителей или любыми другими ситуациями, это приводит к нестабильности и непредсказуемости в экономике. На этом фоне можно не ожидать принятия крупных инвестиционных решений. Всякие неурядицы подобного рода отпугивают инвесторов.


Само собой, если инвестпроект уже запущен, к примеру, строится завод, то сворачивать этот процесс не станут. Как говорят мои зарубежные коллеги-экономисты, когда вас в парикмахерской усадили в кресло, завернули в простыню и начали стричь, лучше не дергаться, пока мастер не закончит работу, даже если за окном происходит что-то необыкновенное или страшное. Так же и с реализуемыми инвестиционными проектами: в неблагоприятном инвестклимате сразу после завершения строительства бизнес постараются продать или же в течение нескольких лет выведут из него капитал.

 

Когда в элитах нет согласия


 Оксана Воложанина, профессор кафедры «Экономика, управление и инвестиции» ЮУрГУ, доктор экономических наук:


— Безусловно, любые информационные войны показывают, что в элитах нет согласия. В этой ситуации проблемы могут возникнуть на ровном месте у любого предпринимателя, даже никак не связанного со сторонами конфликта, а тем более у инвестора. Паны дерутся — у мужиков чубы летят. Тем более, вокруг полно регионов (и стран), где все спокойно и стабильно и инвестор именно туда может направить свой взор.


Однако, уже запущенные инвестиционные проекты, скорее всего, сворачиваться не будут. Конечно, если речь не идет о самой начальной стадии, когда денег и сил пока еще вложено немного. Однако потенциальные инвесторы могут насторожиться и отказаться от своих планов. В этом случае более всего  «пуглив» иностранный капитал. Хотя это зависит от многих факторов: отрасли, источников денег, собственной силы и прочего.


Если речь идет об акциях публичных компаний, связанных со сторонами конфликта, они падают в цене. Остальные региональные по происхождению акции вряд ли серьезно изменят цену до появления проблем. Российские биржи для этого недостаточно чувствительные, а у кого акции котируются за рубежом, слишком крупные для этого.

 

Подрыв стабильности экономических процессов


 Юлия Бабанова, директор научно-образовательного центра «Управление инновациями» Южно-Уральского государственного университета, консультант по стратегическому развитию бизнеса, кандидат экономических наук, доцент:


— Информационная война — это актуальное и действенное оружие экономики знаний, получившей развитие в современном мире в последнее десятилетие. Естественно, развязывание противоборства в любой сфере, не исключая и информационную, подрывает стабильность экономических процессов, что непременно отпугивает инвесторов. Не является исключением в данных закономерностях и экономическая позиция Челябинской области.


Однако на каждое воздействие есть противодействие, таковым, по моему мнению, могла бы стать реально действующая долгосрочная стратегия развития Челябинской области.

К сожалению, на официальных сайтах данный документ отсутствует. А ведь сегодня именно стратегия развития и неотступное следование однажды определенному курсу является эффективным инструментом управления в условиях жесточайшей неопределенности.


Таким образом, дестабилизация инвестиционной привлекательности области может быть не только последствиями закулисных манипуляций, но и еще одним «сигналом», призывающим перейти от краткосрочной тактической деятельности к стратегическому мышлению на всех уровнях власти.

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты