Ревизская сказка земельного передела

29 Сентября 2008

С приходом на село городских «шефов» пайщики племзавода «Россия» лишились заработанных тяжким трудом наделов В племзаводе «Россия» разгорелась настоящая битва за землю между новым руководством сельхозпредприятия и недовольными пайщиками.

С приходом на село городских «шефов» пайщики племзавода «Россия» лишились заработанных тяжким трудом наделов В племзаводе «Россия» разгорелась настоящая битва за землю между новым руководством сельхозпредприятия и недовольными пайщиками. Хозяйство, некогда славившееся своими рекордными надоями и высокими урожаями зерновых, после смены собственника резко сбавило обороты и уже вряд ли скоро наверстает упущенное.

Племзавод стал ареной судебных баталий между его новыми хозяевами из Челябинского гормолкомбината, активно скупающими за бесценок паевые земли, и разочарованными крестьянами. Дошло до того, что из общедолевой территории племзавода стали выделять участки для единоличного бытия… на «мертвые души» уже умерших пайщиков.

Земля ушла за бесценок

В прежние годы, при директоре Герое Социалистического Труда Иване Григорьеве, «Россия» получила престижный статус племзавода по выращиванию высокоудойных буренок черно-пестрой породы, потомство которых везли на развод по всему Южному Уралу. Хозяйство было одним из лучших в области. Но около двух лет назад его пригородные земли стали скупать «шефы» из Челябинского гормолкомбината (собственник Дмитрий Еремин).

На одном из общих собраний ОАО «Племзавод «Россия» избрали его нового генерального директора — ставленника руководства гормолкомбината Сергея Деревскова. К тому времени он уже приобрел на свое имя немало земель. А потом выяснилось, что свои земельные паи люди, в основном малообеспеченные пенсионеры, продавали за гроши, а вовсе не по реальной стоимости. К примеру, свою земельную долю в 3,9 гектара Лариса Синицких продала всего за 7,5 тысячи рублей, Валентина Мартын и Сагира Султанбекова — за 15 тысяч. Так Деревсков стал собственником пахотных земель близ поселков Касарги, Мирный и Ужевка.

Поначалу доверчивые пенсионеры оформили на нового директора и доверенности на регистрацию земель в собственность, а потом, поняв, что реальная стоимость паев намного выше, аннулировали их. Поскольку Деревсков не мог оформить участки на себя в Федеральной регистрационной службе, он стал подавать иски в суд о понуждении людей выполнить регистрацию, а заодно оштрафовать продавцов за неисполнение своих обязательств.

На суде многие пайщики заявили, что речь шла вовсе не о продаже земли, а о передаче ее в аренду. Кто-то, по их словам, заключил с новым руководством племзавода договор доверительного управления, а потом оказалось, что вместо него получил договор о продаже земельной доли. Многие люди заявили, что они не подписывали эти документы, а каким образом на них появились их подписи, не знают. По деревням ездили незнакомые люди, уговаривали продать землю.

В Сосновском районном суде уже скопилось около двухсот исков Деревскова к бедолагам-пайщикам, которые передумали продавать землю. А те, в свою очередь, подали на него встречные иски, требуя признать договоры купли-продажи земельных долей недействительными. Люди готовы вернуть полученные под расписку деньги, лишь бы получить назад свидетельства права собственности на свои участки.

Но в суде выяснилось, что оспаривать сделки уже поздно — прошел годовой срок давности. Доверчивые люди опомнились слишком поздно, незнание юридических тонкостей их подвело. К тому же не было доказательств подделки их подписей под договорами. Поэтому в большинстве случаев суд отклоняет встречные иски и удовлетворяет исковые требования нового хозяина. Мало того, людям приходится выплачивать штрафы «за уклонение от взятых на себя обязательств» — в размере половины стоимости проданных земельных паев.

К примеру, такие решения Сосновский районный суд принял в отношении целого ряда «уклонистов» 28 января и 10 апреля этого года.

Крестьянский надел на судебном ринге

Между тем конфликт в племзаводе разрастался, обманутые люди жаловались во все инстанции, выражали свое возмущение. В декабре 2006 года инициативная группа провела в поселке Касарги общее собрание пайщиков племзавода. Было решено выделить ряд участков из общедолевой собственности хозяйства в частную. Причем, как позже выяснилось, предлагалось направить документы на регистрацию наделов даже на людей, которые, поддавшись на уговоры «шефов», де-юре уже продали свои земельные паи.

Но иные пайщики не согласились с таким раскладом и подали на организаторов собрания в суд, требуя признать его решения недействительными. И тут выяснилось, что многие дольщики не знали о собрании и не пришли на него.

Позже оказалось, что единоличные участки накладываются на земли лесного фонда и Мирненского сельского поселения. Мало того, всплыли накладки и на земли смежных землепользователей — крестьянского хозяйства «Альфа», садоводческого товарищества «Касарги», территорию деревни Касарги и поселка Есаульский. «Выдельцы» не обеспечили свободный доступ к землям соседей, отсюда неразбериха, чересполосица. Все это создает массу неудобств.

Суд счел, что на собрании не было кворума: оно считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 20 процентов от численности пайщиков (их всего в «России» 2200) или владельцы более половины долей в общей собственности. В итоге суд признал решение о выделении земельных участков из «общего котла» хозяйств незаконным.

Передумали слишком поздно

Однако на этом противостояние не закончилось. В ноябре 2007 года прошло еще одно общее собрание долевиков «России». На нем снова были приняты решения о выделении земельных участков, избрана согласительная комиссия и инициативная группа по взысканию задолженности по арендной плате за использование паевых земель.

На собрание пришел и новый генеральный директор племзавода Сергей Деревсков, представивший документы, подтверждающие право собственности хозяйства на 99 земельных долей, а также доверенности от 559 человек. По всем вопросам он проголосовал «против» и был уверен, что доводы «раскольников» не пройдут. Но все повернулось по-иному — собрание проголосовало за предложения инициативной группы. Дело в том, что 247 голосов гендиректору не были засчитаны. Семь доверителей-пенсионеров умерли, и их доверенности не были действительны, а 132 человека передали свое право голосования председателю собрания Мамаевой.

Новое руководство племзавода «Россия» оспорило решения собрания в суде, требуя признать их недействительными. Собрание все же было признано правомочным, но… его организаторы не явились на суд, не предоставили документы об отмене выданных Деревскову доверенностей. И — проиграли.

В итоге суд частично удовлетворил иск, признав решения общего собрания пайщиков незаконными. Согласительная комиссия по урегулированию конфликта так и не была создана.

«Мертвые души» земельного регистра

Кульминацией конфликта стало дело о «мертвых душах» земельного регистра. Гендиректор хозяйства Сергей Деревсков и ОАО «Племзавод «Россия» обратились в суд с иском к управлению Федеральной регистрационной службы, требуя признать недействительными регистрационные записи на умерших долевиков и аннулировать их.

Двое пенсионеров-дольщиков Александр Насонов и Александр Зорин в свое время подали заявление о выделе их участков из общей земельной собственности племзавода. Но вскоре умерли, а наследники не удосужились оформить право собственности на себя. 12 декабря 2006 года на общем собрании дольщиков было принято решение о выделе участков Насонова и Зорина.

Однако Сосновский районный суд 12 февраля этого года признал решение общего собрания о выделе им земельных участков незаконным. Судом была наложена и обеспечительная мера — запрет на госрегистрацию права собственности на эти участки. Но Федеральная регистрационная служба все же зарегистрировала это право и выдала свидетельства о регистрации, создав юридический прецедент.

Словом, все по Гоголю: казалось бы канувшая в небытие «ревизская сказка» закрепления крестьян на земле и сегодня создает лазейки для всевозможных афер. Пробелами и нестыковками в законодательстве порой пользуются и чичиковы наших дней.

С заявлением о регистрации права собственности на участки умерших пайщиков в июле этого года обратился по доверенности в регистрационную службу некий представитель. Хотя он не мог не знать, что Александр Насонов умер еще в декабре 2006 года, а Александр Зорин — в феврале 2008 года. А в соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса РФ действие доверенности, в случае смерти человека, прекращается.

28 августа 2008 года Сосновский районный суд признал регистрационные записи о праве собственности умерших пайщиков Александра Насонова и Александра Зорина на земельные участки незаконными. Регистрационную службу обязали исключить их из государственного перечня. Решение суда вступило в законную силу.

…В последнее время ситуация в племзаводе «Россия» еще более накалилась. Противоборствующие стороны не идут на мировую, и бесконечные тяжбы продолжаются. Людей, понадеявшихся на авось и за бесценок продавших свое единственное достояние — земельные участки, можно только пожалеть. Они остались на старости лет ни с чем, и теперь приходится доказывать свою правоту в судах. Но зачастую уже слишком поздно: их уже вычеркнули из ревизской сказки земельного передела. Кто следующий?

Комментарий заместителя министра сельского хозяйства области Юрия КОСАРЕВА:

— Сегодня ситуация в «России» такова, что сельхозпредприятие может потерять статус племзавода. Новый собственник — Челябинский гормолкомбинат — не выполняет свои обещания, и хозяйство быстро теряет прежние позиции. Правда, инерция еще есть — специалисты и механизаторы здесь остались, но образцово-показательным сельхозпредприятие уже не назовешь. Я считаю, не выполняются многие требования, предъявляемые Минсельхозом РФ к племзаводам — по удоям на фуражную корову, объемам продаж, улучшению генофонда буренок.

Мое мнение — во многом это следствие непродуманной политики новых хозяев СХП, которые не спешат вкладывать деньги в экономику села. Например, взять СХПК «Коелгинское» (директор Иван Шундеев): в этом году в развитие материальной базы здесь вложили около 50 миллионов рублей, обзавелись доильным залом на компьютерном управлении. А в «России» ничего этого нет, там работают по старинке. Если «Коелгинское» — это коллективное сельхозпредприятие, кооператив, то «Россия» — фактически частное хозяйство, где контрольный пакет акций у молкомбината. Все вопросы стратегии и тактики сельхозпроизводства здесь решаются единолично.

Во многом в сложившейся ситуации виноваты сами бывшие собственники земельных паев. Я знаю, их уговаривал не продавать паи бывший директор Иван Григорьев, и мы рекомендовали ввести в уставный фонд АО неделимый «земельный капитал». Но там поступили по-своему, и теперь расхлебывают кашу.

Сегодня фермы в деревне Ужевке стоят обветшавшие, полупустые — здесь один молодняк. Ради чего молокопереработчики пришли на землю? Или они и не планируют возрождать племзавод, а намерены пустить лакомую пригородную землю под коттеджную застройку? Я не исключаю и вариант с перепродажей «золотой» земли какому-то пришлому застройщику. Вторичный земельный рынок в области формируется, гектар в Аргаяшском районе уже стоит от 40 тысяч до 200 тысяч рублей! Стремительно взлетели цены и в Сосновском районе: рядом с селом Касарги уже вырос коттеджный поселок. А что будет завтра, не потеряем ли мы некогда лучшее хозяйство области?

И это вовсе не единичный пример. Так, в Чебаркульском районе один предприниматель (он родом из этих мест), у которого нефтяной бизнес в Тюменской области, скупил на родине около 4 тысяч гектаров паевой земли, а теперь заявляет крестьянам СХПК «Чебаркульский»: уходите, я здесь хозяин. Он предлагает фермы и прочее имущество сельхозкооператива взять в аренду с правом последующего выкупа, но селяне на это не идут. Недавно они обратились к руководству КХП имени Григоровича (у него по соседству уже есть подшефное СХП «Тимирязевский») с предложением взять под крышу холдинга и «Чебаркульский». Но теперь это сделать куда сложнее — часть земель уже в собственности тюменского бизнесмена.

Говорят, на чужих ошибках учатся, но, видимо, опыт «россиян» не пошел и соседям впрок… Похоже, в области грядет большой земельный передел. Сегодня пайщикам, чтобы оформить собственность на землю, приходится несколько раз ездить в город — в Роснедвижимость, кадастровую палату, регистрационную службу, проводить межевание. Все это, особенно для пенсионеров, очень недешево и хлопотно. Вот иные люди и поддаются на уговоры скупщиков земли, которые обещают «все устроить», и — продают свой надел за гроши.

Госдума уже дважды продлевала сроки оформления паевых земель в безвозмездную собственность селян. Очередной срок подходит к концу, и если наши законодатели не пролонгируют сроки «земельной приватизации» (с таким предложением выступил ряд регионов), все неоформленные участки скоро перейдут в муниципальную собственность. А сегодня «зеленки» не получены почти на половину земель сельхозназначения! Если пайщики не поспешат, они потеряют все.

Но при этом нельзя доверяться обещаниям «богатых дядей» продавать землю-кормилицу за бесценок. Они сулят долевикам златые горы, а сами готовы ободрать крестьянина как липку. Горький опыт «России» должен нас многому научить.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты