Вагонный фрахт: нежеланных клиентов—с колеса?

5 Мая 2009

Перевозки по стальным магистралям — как пассажирские, так и грузовые — сегодня удовольствие не из дешевых. Но, оказывается, и другие услуги ОАО «РЖД» дорожают день ото дня, больно бьют по карману клиентов

Перевозки по стальным магистралям — как пассажирские, так и грузовые — сегодня удовольствие не из дешевых. Но, оказывается, и другие услуги ОАО «РЖД» дорожают день ото дня, больно бьют по карману клиентов. Свидетельством тому эти дела, рассмотренные в облуправлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС).


Весовой тариф — «на-гора»
В управление ФАС по Челябинской области в прошлом году поступило две жалобы по одному и тому же поводу. Птицефабрика «Равис» и Магнитогорский комбинат хлебопродуктов «Ситно» сетовали на то, что ОАО «РЖД» явно завышает стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту вагонных весовых приборов. К примеру, в Карталинской и Златоустовской механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ дирекции по управлению терминально-складским комплексом ЮУЖД в 2008 году подняли «весовой тариф» сразу на 40 процентов!
Но выбора нет: пришлось работать на условиях железной дороги. В итоге по сравнению с предыдущим годом стоимость услуг для «Рависа» в 2008 году выросла более чем на 27 тысяч рублей. Кроме того, птицефабрика должна была дополнительно оплатить стоимость госповерки весов.
— У ОАО «РЖД» даже нет какого-либо нормативного акта, раскрывающего понятие и содержание работ по техобслуживанию весовых приборов по договорам с клиентами, — говорит начальник отдела антимонопольного контроля облуправления ФАС Юлия Расторгуева. — А многие термины в сфере законодательной метрологии не значатся.
21 октября 2008 года облуправление ФАС признало в действиях ОАО «РЖД» необоснованное завышение цен за техобслуживание и средний ремонт весовых приборов. Это явное нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Железной дороге выдано предписание прекратить нарушения антимонопольного законодательства, установить экономически обоснованные цены за свои услуги.
Не согласившись с решением антимонопольного ведомства, ОАО «РЖД» обратилось в областной арбитражный суд, требуя его отмены. Но и он счел позицию ФАС вполне убедительной и отказал железнодорожникам в иске. А 15 апреля 2009 года такое же решение было принято и в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде.


Фигура умолчания
Однако, как выяснилось, это вовсе не единственный факт игнорирования требований закона со стороны ОАО «РЖД». В рамках все того же «весового дела» облуправление антимонопольной службы направило туда запрос с требованием представить документы, устанавливающие единые расценки по оплате услуг, по техобслуживанию и ремонту вагонных весов. Но эти документы были предоставлены только в разрезе одного филиала ОАО «РЖД» — ЮУЖД, а по остальным шестнадцати получен отказ.
Челябинское УФАС за непредоставление информации привлекло железнодорожное ведомство к административной ответственности, наложив штраф в 300 тысяч рублей. Это решение было обжаловано в областном арбитражном суде, но тот утвердил его. А 18 марта 2009 года позицию антимонопольщиков поддержал и арбитражный апелляционный суд. Недавно штраф был уплачен.
Экспедитор «в отставке»
Впрочем, к железнодорожному монополисту немало претензий и у других игроков «перевозочного рынка». К примеру, у ООО «Транс-бриг», оказывающего заказчикам экспедиторские услуги при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Оно обратилось в облуправление ФАС с жалобой: железная дорога необоснованно отказывается пролонгировать договор об организации перевозок грузов с оплатой через экспедитора. Согласно этому документу «Транс-бриг» принял на себя обязательство по привлечению к грузоперевозкам по железной дороге не менее пяти тысяч тонн в месяц, а РЖД обязались своевременно перевозить грузы. Причем экспедитор должен вносить стопроцентную предоплату.
Экспедитор направил в адрес ОАО «РЖД» письмо с просьбой продлить срок договора, однако на сей раз был получен ничем не мотивированный отказ.


Рассмотрев дело, комиссия облуправления ФАС сделала вывод, что железная дорога, пользуясь своим доминирующим положением на перевозочном рынке, допустила серьезные нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». Антимонопольный орган признал отказ ОАО «РЖД» от заключения договора с экспедитором необоснованным, создающим препятствия доступу на рынок оказания таких услуг. Железной дороге выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, составлен протокол об административном правонарушении.
ОАО «РЖД» обжаловало решение ФАС в областном арбитражном суде. Первая судебная инстанция не усмотрела в действиях Российских железных дорог нарушений закона «О конкуренции» и удовлетворила иск. Однако в антимонопольной службе не согласны и обжаловали это решение в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты