Кто отдает команду «На взлет»?

25 Августа 2009

В преддверии уборки зерновых цены на горючее снова взлетели до небес, кое-где они уже перешагнули докризисный уровень. После некоторого ценового снижения, сделанного под давлением власти и Федеральной антимонопольной службы

В преддверии уборки зерновых цены на горючее снова взлетели до небес, кое-где они уже перешагнули докризисный уровень. После некоторого ценового снижения, сделанного под давлением власти и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следствие временного падения мировых цен на нефть, — новый виток. Для южноуральского села, пострадавшего от кризиса, засухи и градобоя, это как удар ниже пояса. Почему так происходит? Этим заинтересовались в облуправлении ФАС, где в отношении бензиновых королей возбуждено очередное дело о ценовом сговоре.


За горючкой — в Америку?
Сегодня в адрес президента России, правительства РФ и Федеральной антимонопольной службы поступает множество жалоб по поводу необоснованного роста цен на горючее. Люди требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. Однако им неизменно отвечают, что действующим законодательством такое регулирование не предусмотрено, цены на нефтепродукты должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
В России (у нас горючее дороже, чем в США!) уровень конкуренции на рынке нефтепродуктов недостаточен, поскольку он контролируется вертикально интегрированными нефтяными компаниями и их структурами.


Опт «потянул» розницу
Реализаторы сетуют, что сегодня на розничных рынках отразился июньский всплеск оптовых цен, когда приходилось покупать горючее по завышенному тарифу. А первое повышение оптовых цен на нефтепродукты нефтяные магнаты сделали еще в январе — феврале 2009 года. Тогда это привело к замедлению снижения розничных цен на горючее. И вот новый ценовой виток оптовиков… Он уже привел к резкому подорожанию бензина и дизельного топлива. А доходность розничной продажи горючего с января по июль, по подсчетам ФАС, даже снизилась. Например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России упала с 6 рублей 91 копейки за литр до 1 рубля 5 копеек. Так кто же все-таки виноват?
По мнению антимонопольщиков, именно нефтяные магнаты, хозяева крупнейших холдингов, в январе—феврале и мае—июне этого года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит, спровоцировали ажиотажный спрос на него у перекупщиков. Отсюда и резкий ценовой взлет на розничном уровне.


Кстати, за 2008—2009 годы ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний — как в опте, так и в рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушений, наложены штрафы на общую сумму более шести миллиардов рублей. По миллиарду с лишним выложат хозяева холдингов «ТНК-ВР — Холдинг», «НК Роснефть» и «Лукойл». К примеру, «Лукойл», на который приходится главная доля бензинового рынка Челябинской области, в масштабах страны оштрафован более чем на 1,4 миллиарда рублей. А в регионах штрафы на нефтяных королей достигли почти полуторамиллиардного уровня. Десяток решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.


Монопольный реестр на весах арбитражной фемиды
А как обстоят дела у нас, в Челябинской области? В регионе нефтедобыча не ведется, здесь нет и своих нефтеперерабатывающих заводов. Горючее на Южный Урал везут из Башкортостана (НК Лукойл-Уфимский нефтеперерабатывающий завод»), Пермского края (ООО «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез») и Омской области (ОАО «Сибнефть» — Омский НПЗ). Из Перми и Омска автомобильное топливо везут по железной дороге, а из Башкирии — в цистернах и по трубопроводу, принадлежащему ОАО «Уралтранснефтепродукт».
Ситуация на топливном рынке Южного Урала во многом определяется доминирующим положением вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО НК «Лукойл»: у нас ее представляет дочерняя структура холдинга — ООО «Лукойл — Уралнефтепродукт». Эта компания еще в 1996 году была включена в реестр хозяйствующих субъектов, контролирующих более 35 процентов оптовой и розничной торговли горючим.
Правда, «Лукойл» недавно подал в областной арбитражный суд заявление, в коем требует исключить его из реестра доминантов бензинового рынка. По словам помощника директора «Лукойл-Уралнефтепродукта» Аркадия Сафронова, за последние годы положение изменилось, и сейчас доля компании якобы ниже 35 процентов. Однако в антимонопольном ведомстве считают, что «Лукойл» по-прежнему контролирует более шестидесяти процентов местного рынка горючего, а значит, является монополистом.
Останется ли «Лукойл» в реестре доминантов бензинового рынка? В июле областной арбитраж исключил из него стопроцентную дочку этого холдинга — фирму «Лукойл-аэро», у которой было выявлено немало нарушений антимонопольного законодательства в заправочном бизнесе Челябинского аэропорта. А теперь на выход из реестра претендует и «материнская» компания. Но при любом раскладе антимонопольщики намерены довести проверку до конца, и если подозрения подтвердятся, привлечь нарушителей к ответу.


Фигуранты снова за старое
На розничном рынке автотоплива крупнейшие игроки — это ООО «Лукойл — Уралнефтепродукт», ИП Казыханова и ИП Азаркевич. «Лукойлу» в регионе принадлежит 101 автозаправка, в том числе 41 — в Челябинске. У предпринимателя Ф. Казыхановой в области 36 АЗС, из которых 23 в Челябинске, а в холдинге ООО «Абиком М» — ИП Азаркевич — соответственно 41 и 10. Недавно в СМИ была опубликована информация, что г-н Азаркевич свой заправочный бизнес продал компании «Газпромнефть», она сейчас проверяется антимонопольным ведомством.
В прошлом году облуправление ФАС признало факт ценового сговора компаниями «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова (Азаркевич, как оказалось, к согласованным действиям непричастен). Цены на дизтопливо, бензин АИ-92 и АИ-95 подскочили в этих фирмах почти одновременно и на одинаковую величину. Согласованные действия на бензиновом рынке, по мнению антимонопольщиков, тогда привели к необоснованно высокой цене на горючее, нанесли немалый ущерб интересам потребителей.


В марте 2009 года облуправление Федеральной антимонопольной службы вновь возбудило весьма схожее дело по признакам нарушений целого ряда статей закона «О защите конкуренции». Его фигуранты — ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ИП Казыханова и ИП Азаркевич. Они подозреваются в установлении не-обоснованно высокой цены и в согласованных действиях на бензиновом рынке.


Колебания цен под монопольным контролем?
Антимонопольщики считают, что с ноября 2008 по январь 2009 года эти компании безо всякого основания завышали цены на бензин и дизельное топливо. По данным облуправления ФАС, при почти двукратном падении мировых цен на нефть снижение стоимости бензина на автоза-правках «Лукойла» составило менее четверти от стоимости горючего. К примеру, если летом прошлого года литр бензина АИ-92 стоил 23 рубля, то в конце зимы — 19.
— К нам поступила масса новых заявлений на необоснованное повышение цен на горючее все теми же фигурантами дела, — говорит заместитель руководителя облуправления ФАС Елена Семено- ва. — Поэтому мы расширили временные рамки проверок до начала августа 2009 года. 19 августа состоялось очередное заседание антимонопольной комиссии, на котором было решено затребовать дополнительные документы и отложить рассмотрение дела на октябрь. Мы по-прежнему усматриваем в действиях этих компаний явные признаки согласованных действий и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Причем теперь речь идет уже не только о недостаточном снижении, но и об одновременном повышении цен на горючее.
Прошлогоднее решение ФАС о ценовом сговоре бензиновых королей утвердили областной арбитраж и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Сейчас по кассации «Лукойла» и ИП Казыханова дело рассматривает окружной арбитражный суд УрФО в Екатеринбурге.


P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что на вчерашнем заседании арбитражного суда УрФО был вынесен вердикт в пользу антимонопольной службы. Ценовой сговор бензиновых королей в 2008 году подтвержден и на уровне окружной арбитражной Фемиды.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты