Черный передел «Лазурного»

20 октября 2009

В «Южноуральскую панораму» обратились жители села Лазурное Красноармейского района: после банкротства здешнего сельхозпредприятия их земельные паи едва не ушли на сторону

В «Южноуральскую панораму» обратились жители села Лазурное Красноармейского района: после банкротства здешнего сельхозпредприятия их земельные паи едва не ушли на сторону. Арбитражный управляющий ликвидируемого хозяйства, не спросясь у пайщиков, продал чужие наделы, и люди оказались перед перспективой остаться без земли-кормилицы. Им пришлось долго отстаивать свои права в суде, добиваться справедливости.

Стальная «крыша» не спасла


В начале девяностых бывший совхоз имени 50-летия СССР, оказавшись на грани банкротства, вошел в состав ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат». Сельскому цеху присвоили новый статус — «Сельскохозяйственное производство «Лазурное» ЧЭМК». Но комбинат тогда сам переживал нелегкие времена. Инвестиций от «старшего брата» селяне так и не дождались.


И вот 12 марта 1996 года на общем собрании пайщиков было решено выйти из-под «металлургической крыши» и создать новую структуру — сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью (СООО) «Лазурное». В его уставной капитал учредители-дольщики внесли свои имущественные (но не земельные) паи. Тогда земля, находившаяся в «общем котле», была по договору аренды передана СХП для ведения сельхозпроизводства. Но надежды селян не оправдались: вскоре и это хозяйство оказалось в долгах как в шелках, там была возбуждена процедура банкротства.


— В 2005 году ко мне обратились работники сельского детсада с просьбой помочь оформить продажу свидетельства о праве собственности на землю, — говорит член инициативной группы лазурненских дольщиков Вера Баранова. — В отличие от нынешней «зеленки», дающей все права собственника, этот документ образца 1992 года (его прозвали «розовой бумагой») предоставлял право только на земельную долю в общедолевой собственности. Знающие юристы нам подсказали, что землю хочет забрать тогдашний арбитражный управляющий М. Сабиров.

Но по закону «Об обороте земель сельхозназначения» невыделенную из «общего котла» долю могут купить только пайщики этого сельхозпредприятия.


По предложению инициативной группы дольщиков 10 декабря 2005 года состоялось общее собрание собственников земельных долей СООО «Лазурное». Они решили выделить свои доли и выйти из обанкротившегося сельхозпредприятия. Крестьяне понимали, что в одиночку им родное хозяйство не возродить, нужен надежный инвестор. И обратились к руководству соседнего крепкого сельхозпредприятия «Ильинка» с просьбой взять их «под крыло».

Там на такой вариант согласились и вскоре приобрели двести гектаров лазурненских земель. Но на большее средств у соседей не хватило. Вера Баранова выкупила паи семидесяти селян, а еще 119 помогла оформить землю (547 гектаров) в собственность. Так удалось отстоять около тысячи гектаров крестьянских наделов.


В 2006 году в отношении Сабирова было возбуждено дело. Его отстранили от должности и передали дела новому арбитражному управляющему СООО «Лазурное» Сергею Широкову.

Документы сгорели без следа


«Единоличники», вышедшие из состава хозяйства-банкрота, собирались передать в аренду либо продать свои земли СХП «Красноармейское» и «Ильинка». По этому поводу уже шли переговоры, и вдруг все планы рухнули: в 2007 году владельцам паев вручили повестки в суд. Некий Сергей Гришаев обратился к ним с иском об отмене государственной регистрации права собственности на землю. Он утверждал, что якобы купил у арбитражного управляющего Широкова на торгах лазурненские земли и вдруг выяснил, что они уже числятся за другими хозяевами-пайщиками.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Гришаев приобрел эти участки единым куском общедолевой собственности, что по закону не допускается. Кроме того, возникло подозрение о подделке решения общего собрания пайщиков-учредителей СООО «Лазурное» от 12 марта 1996 года. По словам бывшего председателя наблюдательного совета хозяйства В. Фердера, в уставной капитал вносились только имущественные паи, о передаче земельных паев вообще разговора не было.


Прокуратура затребовала протокол собрания. И вдруг конкурсный управляющий Сергей Широков заявляет, что документ сгорел и подтвердить слова пайщиков нет никакой возможности. Копия договора хранилась в территориальном отделе Роснедвижимости по Красноармейскому району. И вдруг сюрприз…

У дольщиков закралось подозрение, что тогдашний руководитель этой структуры Ольга Васильева (позже она была осуждена судом) предоставила арбитражному управляющему все договоры аренды, а также список владельцев земельных долей, по которому предоставлялись свидетельства о праве долевой собственности на землю. А потом документы безвозвратно исчезли…

Земельные войны на выживание


Долевая тяжба селян длилась более двух лет. В апреле 2008 года Красноармейский районный суд вынес решение в их пользу, отказав Гришаеву в удовлетворении иска. Это решение утвердила и кассационная инстанция областного суда. И вдруг… Облуправление Роснедвижимости в надзорном порядке обжаловало этот вердикт в президиуме областного суда, и тот по чисто формальным причинам отменил его, направил дело на повторное рассмотрение в районном суде. Тяжба пошла по второму кругу.


Пайщики обратились за помощью к главе Красноармейского района Василию Васичкину, тот поддер¬жал их, отстаивая права селян на всех уровнях. Администрация района выступила в суде в качестве третьего лица. И вновь районный суд вынес решение в пользу дольщиков. Гришаев обжаловал его в областном суде. Поначалу кассационная коллегия к единому мнению не пришла, окончательное решение отложили на месяц. И вот 10 апреля 2009 года после замены состава судей она утвердила решение районного суда.


— Казалось бы, мы окончательно победили, — говорит представитель дольщиков Вера Баранова. — Но г-н Гришаев и на этом не успокоился: он одновременно подал иск в областной арбитражный суд к Федеральной регистрационной службе, требуя оформить ему в собственность купленные 4,5 тысячи гектаров у села Лазурное. И вначале выиграл иск: участок зарегистрировали. Но позже выяснилось, что под этим кадастровым номером числится участок не в 4,5 тысячи, а 7,5 тысячи гектаров. Тем самым были нарушены права дольщиков, не успевших оформить свои наделы в собственность.

Победа с горчинкой


— Имея на руках такое решение арбитражного суда, рейдеры могли взять в банке крупный кредит якобы на развитие сельхозпроизводства, — возмущается Вера Баранова. — В этом случае банк взял бы недвижимость в залог, и дело бы затянулось. Но мы не допустили этого. Апелляционный суд отменил решение областного арбитража. Гришаев обжаловал этот вердикт в кассационной инстанции Арбитражного суда УрФО в Екатеринбурге, но и там нам удалось доказать свою правоту.


Казалось бы, все мытарства пайщиков позади. Но вот новый сюрприз: внутри поля обнаружились два участ¬ка (4,7 и 28 гектаров), оформленные на совсем других людей. В Роснедвижимости эту накладку объясняют очередным техническим сбоем в компьютерной программе, но не слишком ли часто они происходят?


Между тем ликвидатор СООО «Лазурное» Сергей Широков развил в Красноармейском районе бурную деятельность по продаже других обанкротившихся хозяйств. К примеру, он одновременно вел конкурсное производство в ООО СХП «Родник», но был отстранен. А теперь между его преемником конкурсным управляющим Сергеем Лигостаевым и работниками сельхозпредприятия идет тяжба на предмет законности продажи имущества СХП…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты