Молоко «за вознаграждение». Ценовые бонусы торговле бьют по карману потребителя

2 Февраля 2011
Молоко «за вознаграждение». Ценовые бонусы торговле бьют по карману потребителя

Во время недавней поездки в Аргаяшский район губернатор Михаил Юревич подверг критике монополистов-молокопереработчиков, искусственно занижающих закупочные цены на молоко, ставящих крестьян на грань разорения.

Во время недавней поездки в Аргаяшский район губернатор Михаил Юревич подверг критике монополистов-молокопереработчиков, искусственно занижающих закупочные цены на молоко, ставящих крестьян на грань разорения.

Глава региона дал поручение обратиться в антимонопольную службу, чтобы разобраться с монополистами. Эта проверка еще предстоит, но, как выяснилось, молокозаводы допускают и согласованные действия с сетевой торговлей, выплачивают ей «бонусы» за поставку молока, что сказывается на конечной цене, бьет по карману покупателя…

Отступные «Пятерочке»

Недавно вступил в силу новый федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Им наложен запрет на выплату торговле вознаграждения за поставку молока — так называемых входных бонусов. Эти «отступные» доступны лишь крупным молочным холдингам, а крестьянам и прочим мелким сельхозпроизводителям не по карману. Чтобы обеспечить равные условия для всех поставщиков, такие поборы теперь запрещены.

Но как соблюдается новый закон? Облуправление федеральной антимонопольной службы (ФАС) провело внеплановую проверку розничной сети «Пятерочка», где ведет торговлю ООО «Компания «УралАгроТорг». В ходе нее выяснилось, что основными поставщиками молока здесь являются Челябинский, Магнитогорский молкомбинаты и Чебаркульский молочный завод. Все они входят в холдинг предпринимателя Дмитрия Еремина, контролирующего семьдесят процентов региональной переработки молока.

В адрес этого холдинга не раз высказывались претензии о занижении закупочной цены на молоко: она около четырнадцати рублей за килограмм, в то время как в среднем по России — девятнадцать. Но в магазинах цены ниже не становятся, и продукт повседневного спроса становится обременительным для малообеспеченных горожан.

Проверка показала, что во всех договорах молзаводов холдинга с торговой сетью «Пятерочка» есть условия о выплате ей вознаграждения за поставку пастеризованного молока. Но это противоречит статье 9 закона о торговле. Такие выплаты не допускаются, и согласно постановлению правительства «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости».

По мнению антимонопольщиков, такой единый подход поставщиков имеет явные признаки согласованных действий на продовольственном рынке, что строго запрещено законом «О защите конкуренций». Однако при разбирательстве дела антимонопольной комиссией молокопереработчики заявили, что формально нарушений закона не допускают. Дело в том, что на молокозаводах холдинга выпускают молоко не по ГОСТу, а по ТУ — техническим условиям. Недавно производство молока в России, в том числе и в Челябинской области, в соответствии с мировыми стандартами было переведено на так называемые технические регламенты (условия). Между тем, в законе не учтено это новшество, оговорен только продукт, производимый по ГОСТу. Этой юридической зацепкой и воспользовались молокопереработчики и сетевики, чтобы «финансово закрепить сотрудничество».

Закон о госрегулировании торговой деятельности содержит немало подобных пробелов и нестыковок, и в него будут внесены свои корректировки. Но еще до их принятия Госдумой антимонопольный орган рекомендует торговым сетям проявить социальную ответственность и исключить из договоров оплату вознаграждения поставщиками молока, произведенного в соответствии с техническими условиями.

С другой стороны, сегодня даже за «гостовское» молоко, в случае выявления подобных нарушений, антимонопольная служба не может привлечь к административной ответственности, наложить штраф. В Кодексе РФ об административных правонарушениях не учтены требования нового закона о торговле. И вот этот пробел будет устранен: на днях Государственная Дума во втором и третьем чтениях утвердила поправки к КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

За создание дискриминационных условий для доступа на рынок или выхода из него предлагается установить штрафы в размерах от двадцати до сорока тысяч рублей для должностных лиц и от двух до пяти миллионов — для юридических лиц за навязывание контрагенту торговой сетью либо ее компаниями-поставщиками запрещенных условий: от тридцати до пятидесяти тысяч рублей и от двух с половиной до пяти миллионов соответственно. А за включение при заключении договора поставки в цену товара вознаграждения, превышающего десять процентов его стоимости, на должностные лица может налагаться штраф от двадцати до сорока тысяч рублей, на предприятия — от одного до пяти миллионов. После утверждения поправок Советом Федерации и президентом России закон вступит в силу.

Аппетиты «Петровича» укоротили

Но уже сегодня можно требовать от торговых сетей и поставщиков молока соблюдения закона о торговле. К примеру, немало нарушений вскрылось в ходе проверки антимонопольной службой розничной сети «Петрович», где продает продукты ООО «Сырный ряд». Этому холдингу свои товары поставляют Челябинский гормолкомбинат, ОАО «Молоко», Уйский сыродельный завод, фирмы «Либер Баро», «Регион-трейд», ИП Кожевников и компания «Золотые луга».

Выяснилось, что в договоре поставки с ОАО «Золотые луга» оговорено денежное вознаграждение: поставщик предоставляет торговой сети постоянную двухпроцентную скидку от объемов поставок. Кроме того, торговле предоставляется трехпроцентная скидка и премия в один процент в зависимости от объемов поставляемой продукции. А если товара привозят от тридцати до сорока тонн в месяц, поставщик обязуется сохранить эту скидку и выплатить повышенную премию в размере трех процентов от объема закупа. «Золотые луга» согласно договору должны поставлять товары в определенном ассортименте: молоко «пюр-пак» и в целлофановых пакетах жирностью 2,5 процента, а «Ситниковское» финн-пак — 2,5 и 3,2 процента.

В ходе рассмотрения дела поставщик представил дополнительное соглашение к договору, где закрепляется перечень социально значимых продуктов, за поставку которых вознаграждение не взимается. Оно было заключено совсем недавно, 18 октября 2010 года. Но почему-то в нем оговорены только «определенные объемы» поставок молока.

Оказалось, что «Золотые луга» — единственное предприятие в области, производящее молоко не по техусловиям, а по ГОСТу. А значит, уже сегодня есть основания для отмены кабальных требований. Кстати, с другими компаниями, поставляющими в «Сырный ряд» молоко по техусловиям (в их числе и Челябинский гормолкомбинат), вознаграждение не предусмотрено.

В Челябинской области 42 торговых объекта, находящихся под управлением ООО «Сырный ряд» и работающих под общим брендом «Петрович». А значит, налицо все признаки единой торговой сети. И повсюду в договорах предусмотрено вознаграждение за поставку молока. Но это требование прямо противоречит закону «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», ставит мелких поставщиков в дискриминационные условия, затрудняет им доступ в торговую сеть. В государственный перечень социально значимых продуктов, освобожденных от таких поборов, включено и молоко 2,5—3,3-процентной жирности.

Челябинское УФАС России признало договор поставки между ООО «Сырный ряд» и ОАО «Золотые луга» противоречащим закону о торговле. Выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, приведении договора в соответствие с требованиями нового закона. На это отведен срок до 14 февраля 2011 года. А действие дополнительного соглашения об отмене вознаграждения должно быть распространено с даты заключения договора — 21 сентября прошлого года.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты