Бензиновый виток: опт «потянул» розницу?

25 Марта 2011
Бензиновый виток: опт «потянул» розницу?

Правительство Челябинской области предпринимает меры по обузданию цен на горюче-смазочные материалы. Какова ситуация на рынке нефтепродуктов Южного Урала?

Премьер-министр РФ Владимир Путин дал поручение «разобраться» с поставщиками горючего, в преддверии посевной вздувающими цены на бензин и дизельное топливо. Мало того, он требует снизить необоснованно поднятые цены до уровня ноября 2010 года — примерно на двадцать-тридцать процентов. Эту позицию поддержал и губернатор Михаил Юревич.

Правительство Челябинской области предпринимает меры по обузданию цен на горюче-смазочные материалы. Какова ситуация на рынке нефтепродуктов Южного Урала?

В управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Челябинской области поступают обращения граждан о росте розничных цен на бензин и дизельное топливо. Чем это вызвано?

Челябинское УФАС России по этим тревожным сигналам проводит расследование на предмет выявления нарушений в действиях крупнейших игроков местного «бензинового» рынка — ООО «Лукойл—Уралнефтепродукт» и «Газ-промнефть—Челябинск». Есть ли в их ценовой политике признаки согласованных действий, строжайше запрещенных законом «О защите конкуренции»? Если подозрение подтвердится, будет возбуждено антимонопольное дело по обвинению в ценовом сговоре.

Но поставщики топлива утверждают, что не виноваты. Дескать, они якобы порой вынуждены повышать розничные цены из-за роста оптовых, которые диктуют переработчики-монополисты. В адрес облуправления ФАС поступило обращение НП «Топливная ассоциация Челябинской области» о том, что «Лукойл» и «Газпромнефть» в последнее время даже несколько снизили розничные цены, что привело к минимальной разнице между ними и оптом. По мнению «Топливной ассоциации», это может привести к убыточности «горючего» бизнеса и вытеснению независимых участников рынка нефтепродуктов. Кто же все-таки прав?

Думается, наши поставщики ГСМ в чем-то лукавят, перекладывая все грехи на партнеров. К примеру, наш «Лукойл» входит в вертикально интегрированный холдинг с тем же названием, у которого есть свой нефтеперерабатывающий завод в Перми, откуда и поступает горючее на Южный Урал. Между тем, 18 февраля 2011 года комиссия Пермского УФАС России признала факт нарушения этим заводом (ООО «Лукойл—Пермнефтеоргсинтез») требований закона «О защите конкуренции» — установление монопольно высокой цены на автомобильное топливо. Переработчикам выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Остается надеяться, что завод-изготовитель под давлением антимонопольной службы все-таки снизит оптовые цены на нефтепродукты. Хочется верить, что это приведет и к уменьшению розничных цен на АЗС Челябинской области, где нет своих нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов. Все нефтепродукты в нашу область поступают из других регионов, на территории которых расположены заводы-изготовители — Республики Башкортостан, Пермского края, Нижегородской, Омской, Свердловской областей, Москвы. Как показал анализ, рынок оптовой торговли нефтепродуктами не ограничивается Челябинской областью, а является межрегиональным.

Надежду вселяет и тот факт, что центральным аппаратом ФАС России 9 февраля 2011 года возбуждено три дела по признакам установления монопольно высокой цены на оптовом рынке нефтепродуктов в отношении компаний ОАО НК «Лукойл», ОАО «Газпромнефть» и ОАО «Роснефть». Все это должно привести к снижению цен на горючее по всей цепочке — от нефтеперерабатывающих заводов до автозаправок.

Но немало вопросов вызывает то, что факты ценового сговора наших «бензиновых королей» повторяются из года в год. За последние четыре года Челябинским УФАС России было возбуждено и рассмотрено четыре дела по фактам согласованных действий ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ИП Казыхановой и ИП Азаркевича (он по последнему делу) по завышению цен на горючее. Законность двух решений антимонопольной службы о нарушении закона «О конкуренции» подтверждена арбитражными судами всех инстанций. Третье же решение в суде не оспаривалось, выявленные нарушения были добровольно устранены.

Наши предприниматели — дилеры оптовых поставщиков горючего порой идут на любые ухищрения, чтобы избежать ответственности. Так, Ю. Азаркевич, арендовавший заправки «Сибнефти» на началах франчайзинга, разделил бизнес на 28 мелких фирм, и, похоже, это в 2006 году позволило ему уйти от обвинений в ценовом сговоре. Но потом объединил все АЗС «под одной крышей» и ему пришлось разделить ответственность вместе с «Лукойлом» и ИП Казыхановой.

Однако по инициативе «Газ-промнефти» договор аренды с дилером был расторгнут, и автозаправки сейчас работают напрямую, без всяких посредников. Азаркевич продал бизнес и реализацией горючего не занимается.

28 апреля 2010 года антимонопольная служба вновь признала факт ценового сговора на рынке ГСМ между ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ИП Казыхановой и ИП Азаркевича. Им выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Одновременно на участников ценового сговора наложен административный штраф в два процента от годового оборота (он может налагаться от одного до пятнадца- ти процентов) — 15 миллионов 642 тысячи рублей. Сейчас это решение оспаривается в Восемнадцатом апелляционном арбитражном суде. Рассмотрение дела назначено на 24 апреля этого года.

И все-таки, кто является монополистом «бензинового рынка»? Раньше в «монопольный реестр» области входило ОАО «Лукойл—Челябинскнефтепродукт» — предшественник нынешнего «Лукойл—Уралнефтепродукта». В то время на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов региона доля «Лукойла» составляла соответственно 76,7 и 95,7 процента.

Однако в последние годы в области появились новые игроки этого крайне прибыльного бизнеса — ООО «Газпромнефть—Челябинск» (торговые марки «Газпром», «Сибнефть»), ООО «Компьютер ЛТД-1» («Челнефть»), ООО «Оптан—Челябинск» («Оптан»), ИП Казыханова («Челнефть»), ООО «Регион» («Башнефть»). Сегодня доля «Лукойл—Уралнефтепродукта» на оптовом рынке нефтепродуктов сократилась и составляет менее половины общего объема, поэтому компания в 2009 году исключена из реестра фирм, занимающих в нем доминирующее положение.

Однако в розничной торговле по основным видам бензина и дизтоплива в Челябинске и Златоусте доля «Лукойла» по-прежнему более пятидесяти процентов, и он занимает на этих рынках доминирующее положение, то есть, по мнению ФАС, является монополистом.

В ходе предварительной проверки антимонопольной службы не выявлено признаков злоупотребления ОАО «Лукойл—Уралнефтепродукт» доминирующим положением на розничном рынке нефтепродуктов. Антимонопольщики считают, что рост цен на горючее вызван завышением отпускной цены нефтеперерабатывающих заводов. Но те тоже входят в холдинг «Лукойла», и головная компания, думается, должна разделить ответственность. А проверка ее уральской «дочки» пока не закончена, и кто знает, какие еще сюрпризы она может принести?

Продавцы горючего заявляют, что на росте розничных цен сказывается не только завышение опта, но и увеличение тарифов на услуги естественных монополий: ОАО «РЖД» и ОАО «Транснефтепродукт» — по транспортировке горючего в железнодорожных цистернах и по трубопроводам. Дескать, к этому ведет и рост тарифов на электроэнергию, водо- и теплоснабжение, увеличение налоговой нагрузки (с 1 января 2011 года единый социальный налог повышен с 26 до 34 процентов). Но не отговорки ли это?

— Чтобы избежать «нестыковок» в цепочке от производителя горючего до потребителя, ФАС России обратилась в правительство РФ с предложениями о структурных изменениях в нефтяной отрасли, исключении излишних посредников в торговле нефтепродуктами, — говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. — Предлагается ужесточить антимонопольные правила при реализации горючего на федеральном оптовом рынке (продукции нефтеперерабатывающих заводов), увеличить долю продаж на товарных биржах, что должно привести к росту конкуренции. Кроме того, обязать крупные нефтебазы предоставлять мелким партнерам услуги по хранению горючего, а в торговле — за-претить совмещать опт и розницу.

Одновременно ФАС России разработала формулу цены на нефтепродукты, которую можно применять на внутреннем рынке до появления в России объективных «ценовых индикаторов», основанных на биржевых торгах. А для создания единых «правил игры» на рынке горючего уже подготовлены два проекта новых законов: «Об обороте моторного топлива в РФ» и «О рыночном ценообразовании на моторное топливо в РФ».

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты