Испытание
В июне режим чрезвычайной ситуации объявили четыре южных района области, а с начала июля к ним присоединился почти весь юг области — основной производитель южноуральского каравая...
В июне режим чрезвычайной ситуации объявили четыре южных района области, а с начала июля к ним присоединился почти весь юг области — основной производитель южноуральского каравая. Лето без грозовых дождей не обходится, но они редки и носят локальный характер.
В июне на всю территорию Брединского района выпало 3 миллиметра дождей, Кизильского — 4 миллиметра, больше «повезло» Чесменским полям — 7 миллиметров за месяц, но эти капли не выправили сложившееся тяжелое положение. Даже на тех полях, которые попали под дождь, от влаги не осталось и следа. Прогнозы на урожай зерновых падают пропорционально продолжающейся засухе.
С каждым днем нарастает напряжение и на заготовке кормов — собирают крохи. Поэтому правительство области первые деньги отправило на поддержку животноводства.
Средства поступили в хозяйства Брединского, Карталинского и Варненского районов, которые специализируются на мясном производстве. Следом за ними будут направлены средства в «молочные» хозяйства. Они не заменят дождь, но помогут привлечь дополнительные ресурсы на заготовку кормов. Деньги ждут и в Чесменском районе, в хозяйствах которого насчитывается 4 тысячи коров. На вчерашний день здесь надаивали более 11 килограммов молока от каждой коровы. На таком уровне держался надой и в других районах с чрезвычайной ситуацией, кроме Кизильского. Там среднесуточный надой упал до 7,5 килограмма молока. Но снижение продуктивности дойного стада во всех районах говорит о том, что скоро все районы могут сравняться с этим низким уровнем.
Село делает все возможное, чтобы сохранить поголовье и его продуктивность. Хозяйства добиваются даже большей, чем в прошлом году, продуктивности дойного стада, но бескормица уравняет всех. И перспективы самые мрачные.
На начало этой недели хозяйства Чесменского района заготовили 2 тысячи тонн сена и столько же сенажа. На зиму на фуражных дворах надо иметь 12 тысяч тонн сена и 50 тысяч тонн сенажа. Такое количество кормов — 25 центнеров кормовых единиц на каждое условное животное, с учетом зернофуража, может обеспечить рентабельное производство молока. Сейчас в районе заготовили полтора центнера кормоединицы на каждое животное. Необходимо иметь хотя бы 17, чтобы сохранить поголовье. Здесь не до рекордных надоев.
— Без дополнительных посевов кормовых культур нам не обойтись,— говорит начальник районного управления сельского хозяйства Алексей Чешко. — Но сев без дождей — напрасная трата времени и средств. В нашем районе некоторые хозяйства рискнули и в июне произвели дополнительные посевы. Всходов не дождались, поэтому все надежды на возможные осадки.
Сейчас на селе в прогнозы не верят и руководствуются опытом, своими расчетами. По ним при сухом июле остается надежда на августовские дожди, и при них с дополнительными посевами кормовых культур еще можно успеть. Такая ситуация за последние 50 лет на Южном Урале повторялась не раз. Сохраняется возможность заготовки кормов в северных районах области, хотя и они остаются без дождей. Не исключается заготовка кормов и в соседней Свердловской области. Но на это необходимы дополнительные средства, которых пока нет.
Частник начал индивидуальную заготовку кормов на своих сенокосных участках. В Чесменском районе они сохранились, и до 30 процентов населения доходы получает от ведения своего хозяйства. Поэтому в этой ситуации руководствуется только своими силами и возможностями. Часть крестьян получит корма в качестве арендной платы. Но все корма достанутся по очень дорогой цене и в ограниченном количестве.
В этой связи нельзя не обратить внимания на одну особенность. Бескормица резко взвинтила себестоимость молока, и многие хозяйства начинают работать в убыток. Здесь бы перерабатывающим предприятиям поддержать производителей сырья, но потеря высоких прибылей уступает риску потере всей сырьевой базы. При этом, самые низкие закупные цены — от 10,8 до 11,5 рубля за килограмм молока держат Чебаркульский молочный завод и челябинская переработка. В то же время в Чебаркуле и Челябинске самые высокие розничные цены на молоко и молочную продукцию.
При этом в нашей области есть примеры более рациональных подходов. Озерский молочный завод закупает сырье по 13,5 рубля за килограмм молока и не «задирает» отпускные цены. Следовательно, можно работать за «цивилизованные» проценты прибыли и не забывать о своем производителе сырья. Такому правилу следует весь западный рынок, с которого мы берем пример, но не во всем. И если село пока выдерживает испытание на прочность, то система закупа осталась в стороне от всех крестьянских бед.
Виктор Струков,
strukov-vn@rambler.ru
Чесменский район
Поделиться

