Уже новый фасад, еще старая мебель

7 Сентября 2009

В октябре программой «Сафари» заслуженного артиста России Сергея Нестерова в Челябинском цирке стартует новый сезон. К этому времени его директор Роман Гармаш обещает завершить ремонт фасада здания и придать ему сияющий облик

В октябре программой «Сафари» заслуженного артиста России Сергея Нестерова в Челябинском цирке стартует новый сезон. К этому времени его директор Роман Гармаш обещает завершить ремонт фасада здания и придать ему сияющий облик.

Два года простоя
Внешне ремонт идет полным ходом. Рабочие раскрашивают купол в ярко-бирюзовый цвет. Задача — успеть к Дню города. Роман Гармаш говорит, что это невероятно красивое строение будет сиять так же, как и в конце декабря 1979-го, когда его только-только возвели на пустыре.
К власти нынешний директор пришел почти шесть лет назад, сменив на посту Александра Сергеева, обожаемого местными артистами. Государственная компания Росгосцирк, которой принадлежит здание, назначала Гармаша как антикризисного руководителя. Благо он знает цирковую кухню не понаслышке — возглавлял коллектив артистов, занимался организацией концертов в России и за рубежом. Однако первые два года при новом директоре челябинский цирк не работал вовсе — московское руководство приняло решение приостановить его функционирование из-за целого комплекса проблем.
По словам Гармаша, когда он только приступил к работе, челябинский цирк находился в состоянии предбанкротства. Долги переваливали за пять миллионов рублей. С финансовой нестабильностью разобраться удалось. Задержек по зарплате перед работниками цирка нет (в здании трудятся порядка ста человек), все налоги платятся вовремя.


Начался и затяжной ремонт.
— Первоочередной задачей стало создание пожарного оповещения, — вспоминает директор. — Кроме этого, заменили всю электропроводку и сделали аварийное освещение. Решили и проблему с водо- и теплоснабжением. Теперь вода не хлещет из труб при малейшей поломке, а зимой в цирке тепло. А ведь еще четыре года назад зимой люди сидели на представлениях в шубах.
Всего же на ремонт сооружения Росгосцирк потратил за несколько лет в общей сложности порядка 20 миллионов рублей.
Впрочем, ситуация с реконструкцией здания могла решиться гораздо быстрее, если бы пять лет назад генеральный директор Росгосцирка, народный артист России Мстислав Запашный согласился передать его в собственность области.
— В то время мы имели возможность сделать в цирке капремонт за счет средств областного бюджета, — рассказывает министр культуры Челябинской области Владимир Макаров. — Но Запашный категорически отказался, не став даже рассматривать этот вариант. А сейчас, конечно, из-за кризиса лишних денег нет.
Впрочем, несмотря на идущий полным ходом ремонт, проблем в челябинском цирке хватает.

Сине-красно-зеленая жизнерадостность
В репертуаре Елены Бахаревой несколько номеров: с огнем, с исполинскими мыльными пузырями и ручными змеями. В ее квартире живут три рептилии — питоны Барон и Персик и удав по прозвищу Тарзан. До создания собственного шоу (сейчас артистка работает в основном на «корпоративах» и детских праздниках) Елена состояла в системе российского цирка. Уволилась «повелительница змей» из-за невысокой зарплаты. О проблемах челябинского цирка рассуждает как о чем-то родном и наболевшем.
— Нынешнее руководство, на мой взгляд, достаточно халатно относится к приезжающим артистам, — считает она. — Мои коллеги жаловались на то, что в гримерках нет умывальников. Элементарно негде руки помыть! В других городах ситуация иная. Например, в Екатеринбурге для артистов существует специальная гостиница. В ней прекрасные номера, в которых есть телевизоры, телефоны, в душе всегда идет горячая вода.
Гримерки в цирке и впрямь невелики и своими размерами скорее напоминают крохотную коморку Родиона Раскольникова. Обшарпанные потолки, старые обои и мебель еще советского времени. Другая заметная прореха в облике — «побитый жизнью» зрительный зал. Вид некоторых кресел просто удручает. Зияющие в обивке дыры работники цирка замотали скотчем.


Совсем другое дело — преображение фойе и гардеробов. Стены раскрашены в сине-красно-зеленые цвета и выглядят вполне себе жизнерадостно.
— Проблема с умывальниками также несколько надуманная, — полагает Роман Гармаш. — На этажах здания есть душевые. В них всегда можно привести себя в порядок после выступления. А вот действительно серьезный недостаток — это аварийное состояние конюшни, примыкающей к зданию. Она первой пострадала от беспощадной эксплуатации и стала непригодной для использования. Но мы располагаем закулисной площадью, предназначенной для содержания крупных животных: слонов, тигров, жирафов. Там установлены стойла, в которых, пусть временно, но можно размещать лошадей. Надеюсь, что новая стационарная конюшня появится в ближайшем будущем.
Проблему со зрительным залом Гармаш тоже собирается решать в ближайшее время. По его словам, челябинский цирк наконец-то стал полноценным филиалом Росгосцирка, и финансирование теперь ведется в постоянном режиме.

Виновата система?
Впрочем, Росгосцирк нещадно критикуют именно за систему филиалов. Его бывший гендиректор Людмила Яирова в одном из недавних интервью газете «Аргументы Неделi» заявила: «Главк (Росгосцирк) принял решение вернуться к схеме, которая работала при Советском Союзе, когда все цирки были не юридическими лицами, а филиалами. Из-за этого директора цирков вынуждены ждать, когда до них дойдет бюджет. Вот и получается, что зарплату платить нечем, на ремонт денег нет. Циркам нужно дать возможность зарабатывать самостоятельно».
Силовой жонглер Игорь Попов тоже видит проблемы в самом устройстве всего российского цирка. По словам челябинского богатыря, сегодня артистам просто невыгодно сотрудничать с главком.
— Если бы я находился в системе Росгосцирка, то с каждого контракта, который я, как сотрудник этой организации, заключаю на работу за рубежом, вынужден был бы отдавать сорок процентов с гонорара, — рассказывает он. — Даже если я сам, без участия главка, договорился с иностранным работодателем. Правда, Росгосцирк даже в этом случае обязан предоставить костюмы, реквизит и арену для репетиций. Но и несмотря на это, считаю, что процент просто сумасшедший.
У Игоря Попова подписан контракт с одним из санкт-петербургских цирков. Но силач вынужден сидеть в Челябинске из-за отсутствия достойного заработка.


— У меня самый высокий разряд — семнадцатый, плюс мне должны приплачивать двести процентов от оклада за мастерство, — продолжает артист. — Но в совокупности это две тысячи рублей в неделю, с трудом хватает на еду. Жить в Питере на такую зарплату просто невозможно. В Росгосцирке ситуация схожая. Из-за этого лучшие артисты вынуждены уезжать за границу. Кто не находит работодателя, дает номера на корпоративах или же вообще ведет нищенское существование. В итоге и сам Росгосцирк в творческом кризисе, по-настоящему хорошие программы случаются все реже и реже.


Роман Гармаш с Игорем Поповым категорически не согласен. По его мнению, начальные зарплаты артистов в Росгосцирке — не меньше двенадцати тысяч рублей, да и творческого кризиса не наблюдается. А зрительская аудитория отечественного цирка за последние десять лет даже выросла.
— Альтернативные зрелища никогда не станут заменой нашего шоу, — полагает он. — Возможно, мы и потеряли зрителей-подростков, которым уже исполнилось четырнадцать лет. Но самая младшая, детская аудитория никуда не делась. На малышей наши программы действуют завораживающе, и они вместе с родителями приходят на представления. Покуда ребятня будет смеяться над клоунами и восхищаться эквилибристами, цирк будет жить!
Будем надеяться, что именно жить, а не выживать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты