Загорелись идеями
Этой весной Южный Урал стал лидером по количеству лесных пожаров в стране. Специалисты говорят, что первую строчку в рейтинге региону обеспечили сельхозпалы, рыбаки и безответственные шашлычники. Почему горит область и как муниципалитетам не допустить этого в будущем сезоне? «ЮП» взглянула на проблему глазами экспертов из разных сфер.
Что поможет региону в борьбе с лесными пожарами?
Этой весной Южный Урал стал лидером по количеству лесных пожаров в стране. Специалисты говорят, что первую строчку в рейтинге региону обеспечили сельхозпалы, рыбаки и безответственные шашлычники. Почему горит область и как муниципалитетам не допустить этого в будущем сезоне? «ЮП» взглянула на проблему глазами экспертов из разных сфер.
По свежим данным от Главного управления лесами по области, с начала пожароопасного сезона удалось справиться с 629 природными возгораниями на площади 5 327 га. Тушили лесные пожары более 4,5 тысячи человек, задействовав 1 652 единицы техники.
В этом году ситуация с пожарами сложнее, чем в прошлом. «Лимит» возгораний, установленный стихией в прошлом году на весь сезон, был превышен еще в апреле. Масла в огонь подлили сухая погода, обилие прошлогодней травы и малоснежная зима.
Красноармейский район горит интенсивнее других территорий. За ним по количеству очагов «тянутся» Кунашакский, Еткульский, Чебаркульский и Октябрьский районы.
В ведомствах говорят, что региону есть чем тушить пламя.
В прошлом году к действующим пожарно-химические станциям (строениям, которые начинены необходимым противопожарным оборудованием) добавили ПТС 3-го типа — круглогодичного действия. Пока они установлены в Аргаяше и Чебаркуле. Они могут выезжать на пожары, переметнувшиеся с сопредельных территорий. По команде их можно направить в Курган, в Свердловскую область, Тюмень, Ханты-Мансийск и другие соседние регионы.
Сгоревший лес обследуют лесопатологи. Делают заключение — сколько процентов обугленного массива необходимо вырубить. Погибшие деревья рубят населению на дрова. Если древесина деловая, ее можно продать.
Оставлять обгоревший лес нельзя — разведутся вредители. К примеру, жуки-усачи и непарный шелкопряд.
С 17 апреля в области действует особый противопожарный режим. Штраф за его нарушение для граждан — 3—4 тысячи рублей, для должностных лиц — 10—20 тысяч, для юридических — от 100 до 200 тысяч рублей. Если пожар создал угрозу людям, то наказание может дойти и до 1 миллиона рублей. В апреле составлено 147 протоколов на сумму — 928 тысяч рублей.
«Игра» на детских чувствах
Татьяна Морозова, директор детского экологического центра, Челябинск:
— Бережному отношению к природе нужно учить с детства! А лучше всего дети запоминают то, что сами прочувствовали, узнали на практике. Эта работа обязательно должна быть системной, когда в процесс вовлечены не только малыши и школьники, но и их учителя, родители, бабушки, дедушки. Сегодня в нашем центре занимаются 720 детей, плюс мы сотрудничаем с 232 образовательными учреждениями города. Для сравнения, в 1999 году их было всего 62.
Доброй традицией в областном центре стал городской экологический марафон, в рамках которого ребята участвуют в конкурсах, слетах, природоохранных акциях, научно-практических конференциях, смотрах по озеленению территорий, театральных постановках и разных других мероприятиях экологической направленности. Самые массовые из них: «Маленький принц», «Тропинка», «Знатоки природы», «Малахитовая шкатулка», «Экомиг», «Папа, мама, я — экологическая семья».
Центр сегодня сотрудничает с более чем 20 социальными партнерами. Нам помогают, к примеру, Челябинский зоопарк, южноуральские вузы, библиотеки, региональное управление Росприроднадзора, Горэкоцентр, ОГУ «Особо охраняемые природные территории по Челябинской области» и другие.
С детьми мы выезжаем на сплавы, ходим в походы, устраиваем туристические слеты. На практике подрастающее поколение учится тому, как, например, правильно обустраивать костер. Иногда в экспедициях сами тушим тлеющие костровища, брошенные горе-туристами и рыбаками, очищаем лес от валежника. Самое важное в экологическом воспитании — формирование практических навыков.
На ура юные экологи принимают и разные творческие состязания. Фотографируют цветы, лес, озера, а самые маленькие — все это рисуют. Ребята постарше создают свои агитбригады и экспресс-театры.
Не только в Челябинске, но и в ряде других муниципалитетах области есть интересный опыт экологического воспитания детей и подростков. И этот опыт нужно распространять. Когда-нибудь он обязательно принесет свои плоды.
Взгляд с воздуха
Александр Ильин, заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Челябинской области (по ГПС), полковник внутренней службы:
— В этом сезоне к борьбе с лесными пожарами региональная служба МЧС подключит беспилотники. Аппараты отечественные, сделаны в Ижевске. Пятеро наших специалистов уже прошли обучение. Сейчас мы согласуем с Росавиацией правила полетов. В нашем регионе беспилотники используют другие службы, к примеру, пограничники. По линии МСЧ опыт Челябинской области, пожалуй, станет первым в УрФО. Авиатехнику спасатели могут подключать к работе и в других случаях, например, для поиска людей на водоемах или в лесу.
Беспилотные летательные аппараты управляются с земли, передвигаясь в небе в радиусе порядка 15 километров. Именно на столько от оператора может отлететь «борт», оснащенный видеокамерой. Оборудование на нем позволяет в режиме реального времени транслировать на ноутбук «картинку» и фотографии местности.
Для мониторинга лесов существует авиация. Главное управление лесами арендует у ДОСААФ небольшие самолеты и вертолет для разведки с воздуха по четырем наиболее горимым маршрутам. Поэтому беспилотники будем использовать на действующих пожарах. Глазами аппарата мы сможем увидеть, куда идет кромка огня, где требуется сосредоточить силы в определенный момент.
Технику поднимем в воздух на противопожарных учениях уже в конце мая.
В этом году традиционные весенние тренировки пришлось задержать. Из-за того, что гореть леса начали раньше обычного дней на 10—15. «Поджечь» в этом году планировали участок в Красноармейском районе. Разработали план с привлечением авиации — вертолета ФСБ, оснащенного водосливным устройством. Этот борт участвовал на учениях в Каштаке в прошлом году. Понятно, что сейчас, в пик природных пожаров, нельзя стягивать силы и технику на тренировки.
Мониторинг ситуации в лесах ведется и со спутника. Оборудование фиксирует температурные очаги на поверхности земли. Это не только пламя в лесах, спутник может «почувствовать» также и вывозимую из печей металлургического комбината продукцию, и горящую городскую свалку, да что угодно! Задача специалистов МЧС — проанализировать данные по термоточкам и отправиться на место для выяснения ситуации.
Кто поджигает?
Виктор Блинов, первый заместитель начальника Главного управления лесами по Челябинской области:
— Есть расхожее мнение, что пожары выгодны арендаторам леса или лесникам. Это не так! Тушить огонь приходится не только лесникам, но иногда и арендатору. Причем, иногда за свой счет. Это раз. Далее — разрабатывать насаждения, пройденные пожаром, дело трудное и затратное.
И самое главное — обгоревшая древесина теряет товарные качества, и кому захочется продавать ее по бросовой цене?
Ходят разговоры, что поджигают китайцы-овощеводы, которым древесина нужна для строительства теплиц. Да, тонкомерная древесина, уцелевшая после пожара, действительно, подходит для этих целей. С начала пожароопасного сезона был случай задержания правоохранительными органами гостя из Поднебесной.
А вот людей обиженных, которым, по их мнению, что-то недодали работодатели или партнеры, например, в процессе реорганизации фирмы, и просто бесшабашных граждан — вот таких поджигателей задерживали.
Как бы то ни было, главам сельских поселений проще отслеживать все эти ситуации. На местах они, как и муниципальная полиция, и противопожарная служба, ближе к людям.
Надо сказать, главы районов иногда обижаются на Главное управление лесами. Мол, зацепились за нас и держите в лидерах по возгораниям. Но рейтинг горимых территорий составляется справедливо. На территории одного только Красноармейского района в начале мая по 3—4 возгорания в день! В Кунашакском — идут постоянные сельхозпалы.
Что ни говори, а жечь стерню фермерам выгодно. Так легче пахать, плуг не забивается, борона идет свободно, не подпрыгивает на кочках. Свежая трава на выжженном поле пробивается быстрее. Фермеры пока не боятся серьезных штрафов. Посудите сами, большая часть сельхозземель не размежевана. Земельные паи скупаются и перепродаются, так что иногда найти хозяина, а тем более виновного в пожаре, — этот как обнаружить иголку в стоге сена.
Еще очень важный момент. За многие годы главы муниципальных образований привыкли, что есть лесхоз, который занимается лесом, и местные власти в это не вмешиваются. Сегодня ситуация изменилась, но в некоторых районах руководители до сих пор не прочувствовали это и по-прежнему стараются отстраниться от лесной отрасли. Не хочу наводить тень на плетень и обвинять глав в том, что они не читали федерального закона. Скорее всего, читали и внимательно изучали, просто никак не могут перестроиться на новые законодательные отношения.
Студенты косить умеют
...Это умение Игорь Синявский, директор Института агроэкологии (филиала ЧГАА), доктор биологических наук, профессор, предлагает использовать в благих целях. Предложения ученого как повод к размышлению:
— Любое тепловое воздействие такой силы, как пожар, губительно для биологического объекта. Лес, лесная почва — это тоже биологическая система, сложная, населенная огромным количеством организмов и микроорганизмов. Земля, пройденная огнем, конечно, восстановится естественным образом. Но процесс этот долгий, его нужно ускорять. Для чего и существуют различные методики, к примеру, культивирования полезных почвенных бактерий. Правда, мероприятия эти дорогостоящие. Кроме того, на выжженных пламенем островках можно высеивать многолетние травы, которые тоже активизируют процесс восстановления баланса.
Вообще, я противник сельскохозяйственных палов. Выжигать стерню на полях сейчас совсем не обязательно. Современные комбайны оснащены функциями, позволяющими во время уборки зерновых, как нужно, собирать солому, а потом ее правильно распределять по полю. Не надо складывать сухую солому в копны и скирды, которые потом и горят. Более того, нельзя разрешать хозяйствам и фермерам палы! Наоборот, лучше обязать их не оставлять солому на скошенных полях.
Еще следует вычищать леса от прошлогодней травы. Еще лет 15 назад, когда агрокомплекс области жил полной жизнью, все поляны выкашивались. Сено заготавливали и для совхозного скота, и в личные подсобные хозяйства. Сейчас эти покосы, в основном, стоят брошенными, на них плотным слоем лежит прошлогодняя сухая трава. От «покрывала» нужно избавляться. Очищать леса, как скверы и парки чистят весной от сухой травы, валежника и разного мусора.
Есть разные способы. Допустим, лесхозы и местные администрации могут договариваться с вузами, чтобы последние отправляли в леса студенческие бригады. Не бесплатно, конечно, как на картошку в советские годы, а за какую-то определенную сумму. Уверен, что к лесным «субботникам» охотно подключились бы и местные жители. В качестве вознаграждения для селян кроме «живых» денег может стать и топливо. Сухую траву можно реализовывать как сено, частично окупая затраты на уборку территории.
Само собой, организация этой работы — удовольствие не из дешевых. Но разве оно дороже мероприятий по тушению пожаров и восстановлению леса? В любом случае, можно просчитать вложения, и вполне вероятно, что борьба с природным бедствием окажется намного затратнее профилактики.
Взяли и поделили
Еще несколько лет назад юг области лихорадило от сильных природных пожаров. Степь полыхала чуть ли не каждый день. Сейчас лесничие, прежде чем оценить ситуацию с лесной стихией в Чесменском и Брединском районах, трижды стучат по дереву.
А постучав, они признают, что пожаров стало меньше, и вспоминают, что однажды главы южных районов собрали на сход фермеров, руководителей дорожных служб, глав сельских поселений и «раздали» им земли. В том смысле, что разделили между ними ответственность за лесные пожары на конкретных территориях. Комментирует ведущий специалист отдела по делам ГО и ЧС администрации Чесменского района Николай Путяйкин:
— Лес занимает всего 3,6 процента территории Чесменского района, но страшны не только лесные пожары, полыхающая степь тоже опасна, всегда есть угроза перехода огня на населенные пункты. Степь горела особенно сильно в 2008 году.
В основном из-за сельхозпалов и безалаберных отдыхающих. Сейчас, к счастью, ситуация меняется. Позиция районной власти находит понимание у глав поселений, арендаторов леса, руководителей крестьянско-фермерских хозяйств и агрофирм. Каждый отвечает за пожарную безопасность на своем участке.
Кроме этого, между лесхозом и предприятиями (12 сельхозпредприятий и один арендатор леса) действует соглашение. По нему владельцы техники, которая использовалась при тушении пожара, получают компенсацию. Рассчитывается за каждый час работы.
В сезон муниципальные службы всегда имеют запас горючего на случай возгораний. Резерв ГСМ создается на уровне района.На территории района выставлены аншлаги, предупреждающие о запрете находиться в лесу во время особого противопожарного режима и поджигать стерню. Ведется патрулирование. Прочесывание территории позволяет задержать нарушителей, ведь в большинстве случаев единственный способ это сделать — поймать их за руку. К примеру, в эти дни в работе находятся два протокола, составленные на юрлиц. Штрафуем и граждан.
Надеюсь, таких беспечных людей у нас стало меньше. Хотя бы потому, что в последнее время мы вместе со специалистами госпожнадзора усилили пропаганду. На местном телевидении идут ролики об ужасах лесных пожаров, в школах созданы «Уголки безопасности», где есть вся информация о том, как вести себя, окажись ты в беде. Школьникам раздают листовки, в прошлом году дарили тематические линейки и азбуки. А местные главы, в свою очередь, беседуют с населением.
Как у них?
n В Омской области леса мониторят с вышек сотовых операторов.
К 20 работающим видеокамерам добавят еще несколько, разместив их на специальных малогабаритных аэростатах. Это дирижабли размерами 10 на 10 метров.
n В Свердловской области этой весной хотели создать порядка 180 добровольных пожарных дружин.
n Федеральный Рослесхоз нарисовал персонажа для детского мульт-фильма «Смешарики». Лесовичок будет учить детей не играть с огнем, рассказывать им о вредных и полезных насекомых и других лесных жителях.
n Необычный с точки зрения светского человека опыт — тоже опыт. Несколько лет назад в Красноярский край привезли несколько православных икон «Купина неопалимая». Региональная епархия, попросила МЧС помочь доставить образа в наиболее пожароопасные территории — в районы Нижнего Приангарья.
n В Подмосковье перед пожароопасным периодом обучали добровольцев, которые готовы подключиться к тушению лесоторфяных пожаров.
В пристоличных территориях для авиаразведки лесов, кроме самолетов, в этом году планировали использовать дельталеты и беспилотники.
n В Германии камеры для контроля ситуации в лесах снабжены автоматическими детекторами дыма. К тому же торфяники и болота на немецкой земле специально не были высушены, как в России. Почти в каждый лес в Германии ведут хорошие дороги, подходящие для тяжелой пожарной техники.
n В США символом противопожарной профилактической работы является талисман Лесной службы — медведь Smokey Bear. Судя по отзывам блоггеров, американцы в борьбе с природными пожарами делают ставку на добровольческие дружины и пропаганду.
P. S. Возможно, сотрудникам российской лесной охраны разрешат носить с собой огнестрельное оружие. Руководство ведомства обещает после некоторых согласований обеспечить лесников также и дубинками, наручниками и рациями для связи с правоохранительными органами.
Кроме этого технопарк лесной службы будет оснащаться вездеходами.
Опыт
Беспилотники не первый год собирают в студенческом конструкторском бюро сверхлегких летательных аппаратов на базе Аэрокосмического факультета ЮУрГУ. Под руководством Бориса Дыкина, в прошлом — пилота гражданской авиации, студенты и школьники конструируют мини-самолеты, которые вполне можно использовать и для обнаружения лесных пожаров. Правда, чтобы использовать авиатехнику, что называется, в промышленных масштабах, ее нужно лицензировать и запускать в массовое производство.
Страницу подготовила Елена Подольская
Поделиться

