Социальный оазис

31 Марта 2009

В Магнитогорске прошел XII всероссийский отраслевой конкурс детского творчества «Металлинка».
Его участниками стали юные таланты из градообразующих предприятий России

В Магнитогорске прошел XII всероссийский отраслевой конкурс детского творчества «Металлинка».
Его участниками стали юные таланты из градообразующих предприятий России. Магнитогорский металлургический комбинат вместе с профсоюзной организацией, в соответствии с принятыми еще в прошлом сезоне обязательствами, приняли делегацию из двухсот детей и нескольких десятков взрослых: поселили на базе отдыха «Березки», обеспечили экскурсию
по Магнитке, отдых в городке аттракционов и аквапарке.


Большинство малышни в аквапарке побывало впервые — потом пищали от восторга при одном только упоминании о нем. И за творческую составляющую краснеть не пришлось: магнитогорские дворцы бросили лучшие силы на встречу и прощание с конкурсом. Настолько лучшие, что хозяйка праздника — Магнитка — обогнала гостей по числу наград. Даже у фаворитов конкурса — челябинцев — их четыре, а у хозяев — шесть.
И на собственные поощрительные шаги Магнитка не скупилась. К примеру, дворец культуры металлургов имени Орджоникидзе учредил приз — он достался белорецкой вокальной студии «Фантазеры». Об уровне приема и качестве творчества все гости отзывались исключительно восторженно. И первые лица города и области не обошли конкурс вниманием: на открытии «Металлинки-2009» прозвучали приветственные адреса губернатора Петра Сумина и президента управляющей компании ММК Виктора Рашникова.
Для заместителя председателя горно-металлургического профсоюза России Ирины Леденевой, приехавшей в Магнитогорск, детский конкурс стал поводом поделиться своими впечатлениями о городе и комбинате. Ей было с чем сравнивать, каждую неделю бывает в социально напряженных регионах. Магнитку же она назвала социальным оазисом.


Несмотря на кризис, здесь кипит строительство. Стан «5000» Ирину Леденеву просто потряс: «Ошеломляющее, фантастическое зрелище, невероятное по своим объемам и потенциалу». Зампредседателя ГМПР обратила внимание, что и на «Металлинке», и на производстве, и в обычных разговорах магнитогорцы часто упоминают Виктора Рашникова.
«Не потому, что он председатель совета директоров комбината, — считает Ирина Васильевна, — а потому, что вырос в Магнитке. Это накладывает особую степень ответственности».


В поездках по российским городам Ирина Васильевна увидела опасную тенденцию — в кризис многие предприятия отказываются от социальных программ, объектов, пунктов в колдоговорах. Для этого есть спасительное прикрытие — «сохранение рабочих мест».
«На конференции в Русской алюминиевой компании, — поделилась она, — работодатели предложили исключить из колдоговора пункты об оздоровлении трудящихся, помощи пенсионерам, помощи при погребении, дотации на питание, выходные дни, чтобы провести свадьбу, проводить в армию, отправить первоклассника в школу… Детское оздоровление под вопросом. И — ушла большая часть социального пакета. Аргумент — если не это, придется сократить рабочих и урезать зарплату. И люди согласились: мол, работа — это главное, а с остальным перебьемся. Работодатели обрадовались: что, профсоюз, утерли вам нос? Действительно, не придерешься — все легитимно.
По мнению Ирины Васильевны, сейчас очень важно поддерживать социальные проекты. Обидно, что в последний момент от проведения финала «Металлинки» отказались в городе Выкса, где есть металлургический завод. А в Магнитке приняли.
— Я знала, что будет хорошо, но чтобы такой высокий уровень организации — просто в голове не укладывается, — говорит Ирина Васильевна. — Наставники детей, родители, руководители делегаций расскажут в других городах о легендарной Магнитке. «Металлинку» принимают в ваших дворцах культуры металлургов. А вы знаете, что таких площадок по стране две-три? Непрофильные объекты забирают часть прибыли. Некоторые говорят, почему бы средства на социальные программы не сложить — получилась бы увесистая прибавка каждому в зарплате. Но тогда потеряется самое важное.


Так, у Иркутского алюминиевого завода был свой дворец культуры — все поколения прошли через него. А в декабре увидели: дворец закрыт и на крыльце дежурит ОМОН. Это компания «Российский алюминий» сдает непрофильные активы. Но вот беда — никому такой дворец не нужен. Он оснащен по последнему слову техники, поэтому муниципалитет его не берет — слишком много денег требуется на содержание. И дворец культуры Таганрога стал недоступен для горожан. Например, провести там конференцию профкома очень дорого. Теперь его могут арендовать только Киркоров или Распутина.


Ирина Леденева считает, что не нужно забывать и о подготовке кадров. Может, она не приносит прямой прибыли, но окупится в перспективе. А нахрапом завербовать рабочих не выйдет. На Красноярском алюминиевом заводе провалился эксперимент по привлечению деревенских ребят, отслуживших в армии. Не подкупили их ни койко-место, ни зарплата — потянулись домой. Уже сейчас в стране дефицит токарей, электриков, наладчиков, ремонтников. Поэтому закрывать колледжи — огромный просчет. А у Магнитки свой политех. Квалифицированный рабочий может быть уверен: его не уволят, заменив дешевой рабсилой.
А еще Ирина Леденева не без оснований считает: Магнитка — социальный оазис среди металлургических городов России. Может, поэтому ей бросилось в глаза — магнитогорцы больше улыбаются, чем жители других городов.


ЕВГЕНИЯ ШЕВЧЕНКО,
СТАНИСЛАВ РУХМАЛЕВ,
ЕВГЕНИЙ РУХМАЛЕВ, ДМИТРИЙ РУХМАЛЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты