Классным руководителем станет общество

27 Августа 2009

Традиционно все августовские совещания работников образования области посвящались подведению итогов прошлого учебного года и планам на будущий. Однако нынешний педсовет отличался от предыдущих

Традиционно все августовские совещания работников образования области посвящались подведению итогов прошлого учебного года и планам на будущий. Однако нынешний педсовет отличался от предыдущих. Как никогда близко, рядом были поставлены такие понятия, как экономика и наука, конкуренция и знания, образование и благосостояние общества, инновации, прогресс, образовательная интеграция и мировой авторитет государства. Именно эту современную взаимосвязь подчеркнул губернатор области Петр Сумин, открывая совещание: «Образование не может само по себе стать локомотивом вытягивания экономики из кризиса, но способно успешно решать проблему опережающего обучения кадров, участвовать во внедренческой практике, чтобы двигать инновации в производство». В этом контексте выступление классного руководителя одной из поселковых школ стало одним из запоминающихся.

Миф или реальность?
Выступления Галины Александровны Ермаковой, классного руководителя средней общеобразовательной школы № 41 поселка Новогорного Озерского городского округа, я ждал, пожалуй, больше всех. Ведь то, о чем собиралась рассказать коллегам учитель, лауреат областного конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный 2009 года», было главным делом нашей Общественной палаты всех четырех лет ее существования. Раньше о модернизации школ с участием гражданских институтов не было и речи. В наши дни мы уже говорим о налаживании диалога, взаимодействия государства и общества в сфере образования.
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования сейчас стало изменение характера управления системой образования на всех его уровнях: от местного до общероссийского. И оно получило определение «государственно-общественное управление».
Впервые это словосочетание было применено по отношению к отечественной системе образования еще в 1988 году, когда Всесоюзный съезд работников образования отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.
В 1992 году в Законе Российской Федерации «Об образовании» впервые был закреплен общественно-государственный характер управления образованием. В нынешней редакции закона демократический государственно-общественный характер управления определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (статья 2). Такое управление должно строиться на сочетании единоначалия и самоуправления (статья 35).


Об этом же говорится и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В соответствии с этой концепцией отечественное образование должно развиваться как открытая и единая государственно-общественная система, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования. Курс на развитие общественной составляющей в общей системе управления образованием прослеживается и в национальном проекте «Образование».
В 2000 году при Институте управления образованием РАО была открыта лаборатория государственно-общественного управления образованием под руководством доктора педагогических наук В.И. Бочкарева. И уже через два года ученым удалось разработать Концепцию государственно-общественного управления общим образованием в России на основе анализа и обобщения опыта муниципальных образовательных систем и школ по этой проблеме.


В чем же суть новшества? По-научному: в сочетании деятельности субъектов управления государственной и общественной природы. По-государственному: в демократизации системы образования. А для каждого из нас — в сокращении расстояния между школой и семьей, между учащимися и учителями.
Действительно, привлечение общественности к управлению общим образованием позволит постепенно превратить образование в открытую демократическую систему, даст возможность реализовать регламентированные Законом РФ «Об образовании» права общественности на управление образовательными учреждениями, позитивным образом скажется на гражданском воспитании учащихся, гармонизирует взаимоотношения педагогов, учащихся, родителей.
Во многих образовательных учреждениях России, в том числе и в нашей области, существует интересный опыт диалога общества и государства в образовании.
…А выступление Галины Александровны Ермаковой понравилось всем участникам совещания. Ее опыт создания института вожатых старшеклассников для младших классов, секреты общения с трудными подростками, волонтерство родителей в жизни класса, школы, микрорайона и многое другое коллеги Галины Александровны взяли себе на заметку.

Модель современной школы
В Челябинской области, в городе Челябинске, во всех его районах уже несколько лет успешно работают советы родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Предложения совета родителей в обязательном порядке рассматриваются всеми органами управления образованием. Такие полномочия совета, как осуществление контроля за подбором и расстановкой кадров в школе, пресечение попыток диктата по отношению к коллективу школы, проведение аттестаций педагогических работников, становятся посильными для общественного органа, а выступление с инициативой расторжения трудовых договоров с несостоятельными педагогами, контроль за расходованием бюджетных ассигнований, внесение предложений о прекращении полномочий директора уже не блокируется администраторами разных уровней.
Органы управления образованием всех уровней понимают необходимость привлечения общественности к проблемам отрасли. И такое сотрудничество дает хорошие результаты.


Одна из инициатив совета родителей — общественные приемные родителей в каждом районе города. Задача таких приемных — формирование заинтересованной позиции родительской общественности по проблемам муниципальной образовательной системы.
Главное сейчас — это формирование позитивного отношения общественности к проблемам образования, возможность открытого обсуждения того, что происходит в образовательной системе города. В дальнейшем — это участие в обсуждении проектов и программ развития муниципальной образовательной системы, в общественной экспертизе деятельности городской системы образования. Проблем много, но без активного участия гражданского общества школу не изменить к лучшему.


До сих пор подавляющее большинство руководителей образовательных систем считают, что для предания государственно-общественного характера управлению вполне достаточно к официальным органам присоединить произвольно созданные любые коллегиальные структуры с совещательными и экспертными функциями. Такое положение не случайно: в высших педагогических учебных заведениях отсутствует, а в учреждениях повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров кое-где только начинают понимать суть демократических принципов управления.
Еще наблюдается авторитарность у многих руководителей в образовании, их нежелание делиться частью своих полномочий с органами общественного управления и самоуправления. Проведенные исследования показывают, что только около 20 процентов руководителей общеобразовательных учреждений советуются с органами самоуправления при принятии своих управленческих решений. Отмечается низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса, затрудняющий обретение ими законных прав на участие в управлении образованием.
Мы все хорошо понимаем, что без образованного общества, без его интеллектуального капитала нет и не может быть движения вперед. Именно в образовании заложен огромный потенциал нашего государства: экономический, научный, культурный, нравственный и, конечно, геополитический.

Грант от президента страны
Проблемы образования многогранны. Сегодня как никогда актуально социальное партнерство институтов гражданского общества и государственных структур.
Несколько лет назад был проведен анализ совместной деятельности власти и общественных организаций в Челябинской области. Вывод, сделанный учеными, вселяет оптимизм: в области сформирована система работы властных структур с институтами гражданского общества. Накоплен положительный опыт социального содружества и сотрудничества во многих областях жизни.
Как мы знаем, в нашей области официально зарегистрировано две тысячи общественных организаций. По нашим подсчетам, их вдвое больше. Они вносят весомый вклад в социально-экономическую жизнь региона. Концепция общественного развития в области определила пути сотрудничества общественных организаций с властью. Его основным вектором стал Гражданский форум. Кстати, этот опыт был использован и при создании Общественной палаты в нашей области.
Все эти общественные структуры работают по принципу: государственные интересы — это прежде всего интересы самих граждан. Люди, участвуя в диалоге с властью, поверили в свои силы. Изменилась сама психология общественного сознания. Общественные организации активно стали участвовать в решении социально значимых проблем совместно с властью, всеми ее структурами.
При каждом министерстве правительства области, при комитетах и управлениях Законодательного Собрания уже давно действуют общественные советы. Кстати, при министерстве образования и науки работают десять общественно-государственных советов.
Принята областная программа поддержки студенческой молодежи. Создана общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Челябинской области. Студенты вузов активно принимают участие в дискуссиях и диалогах. Например, при обсуждениях проекта федерального закона «О национальной политике» студенты челябинских вузов внесли свои компетентные предложения, которые были учтены федеральными органами.


Совет родителей активно сотрудничает со СМИ, депутатами. Создание собственной газеты совета родителей, убежден, повысит эффективность деятельности этой общественной структуры. Решение совета отдать газету в руки студентов — это приобщение молодого поколения к решению проблем. В планах — создание детского городского совета, который будет развивать способности молодежи в ученическом самоуправлении и формировать инициативу, коммуникативные способности.
Вопросы, которые рассматривает совет родителей, касаются различных сторон деятельности образовательной системы: качество образования, инновационная деятельность, дополнительные образовательные услуги, качество питания и здоровье детей, защита их прав, также вопросы, связанные с финансированием.
Представители совета родителей участвовали также в конкурс¬ной комиссии по отбору лучших учреждений, выдвинутых на грант президента Российской Федерации и губернатора Челябинской области, а также в конкурсном отборе лучших учителей.
Работа совета уже признана общественностью. Руководитель Совета родителей Челябинс¬кой области Евгений Алексеев избран в состав Общественной палаты области. Совет родителей стал победителем в российском конкурсе среди некоммерческих организаций. Распоряжением президента страны выдана денежная награда на развитие материально-технической базы совета.

Советы от Совета
На моем рабочем столе на самом видном месте лежит документ, которым я очень дорожу. Называется он «Предложения Совета родителей Челябинской области по организации работы образовательных учреждений». Одни из этих положений уже претворены в школах с помощью спонсоров и попечительских советов, другие находятся в разработке, есть и такие, которые пока не воспринимаются властями. Но дело не в этом. На мой взгляд, этот гражданский документ свидетельствует не только о масштабе работы совета родителей. В первую очередь он показывает, какими шагами новая общественная структура в лице совета родителей приобщается к серьезной государственной проблеме: обновлению современной школы.


Совет родителей Челябинской области предлагает:

 

  • уменьшить наполняемость детей в классах;
  • сохранить учреждения «школа-детский сад»;
  • сохранить систему дополнительного образования;
  • сохранить в школе медицинскую службу;
  • ввести или сохранить в ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) ставки специалистов: инструктор по физической культуре, педагог изо, психолог, социальный педагог;
  • принять соответствующие меры по сохранению педагогического состава ДОУ;
  • систематизировать, обновить нормативно-правовую базу взаимодействия семьи и школы;
  • регламентировать и рекомендовать формы попечительства в образовательных учреждениях;
  • провести методический семинар по организации работы с родителями и для руководителей образовательных учреждений;
  • пересмотреть функциональные обязанности, штатные расписания на предмет выявления штатных сотрудников, координирующих педагогическую, психологическую, организационную, управленческую работу с родителями;
  • ввести в школах инспекторов ПДН или РУВД вместо охранников;
  • сохранить медицинский персонал;
  • удешевить проезд учащихся в городском транспорте, рассмотреть вопрос бесплатного проезда в общественном транспорте для учащихся;
  • сохранить льготы для малообеспеченных семей;
  • увеличить заработную плату педагогам, для работников образования установить минимальную заработную плату не ниже прожиточного уровня;
  • рассмотреть вопрос о финансировании из бюджета города охранных услуг общеобразовательных школ;
  • рассмотреть вопрос об обеспечении бесплатными учебниками детей из малообеспеченных семей;
  • осуществлять финансирование по всем статьям фактических расходов учреждения;
  • целевые программы, обеспечивающие здоровьесбережение учащихся («Программа пожарной безопасности», «Кровля», «Компьютеризация образовательного процесса» и др.);
  • осуществление текущего и капитального ремонта образовательных учреждений;
  • восстановление ограждения и благоустройство территории школ;
  • восстановление освещения территорий и микрорайонов образовательных учреждений;
  • приобретение мебели, оборудования для спортзалов, спортплощадок, школьных мастерских;
  • увеличение финансирования на приобретение спортивного инвентаря;
  • увеличение кредитов на организацию питания детей;
  • решение вопросов финансирования содержания зданий школ и замены школьной мебели;
  • сохранение финансирования экспериментальных площадок;
  • сохранение льготного (бесплатного) питания учащимся школ из малообеспеченных, многодетных семей и учащимся, имеющим патологии в развитии и нарушении здоровья, возможности предоставления дотаций на питание другим категориям обучающихся;
  • продолжение строительства стадионов:
  • возобновление постоянного шефства предприятий для оказания адресной помощи.
  • Естественно, этот перечень не исчерпывает все идеи и предложения, будут и еще. Участие общества в управлении образованием, создание демократических традиций уже реальность. Все это в итоге скажется не только на судьбе школ, но и на судьбе выпускников.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты