Интеллект для светофора

1 Октября 2009

ЦУП специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения города Челябинска — центральный управляющий пункт дорожным движением города. Здесь сосредоточена вся информация о происходящем на дорогах

ЦУП специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения города Челябинска — центральный управляющий пункт дорожным движением города. Здесь сосредоточена вся информация о происходящем на дорогах. На переднем плане, во всю стену — огромная схема с мигающими огоньками: улицы, перекрестки, размещенные на них светофоры. На одном из компьютерных дисплеев можно наблюдать трансляцию со сложного, загруженного людьми и транспортом перекрестка: Свердловский проспект-проспект Победы. В режиме реального времени.


Режим горения
Заметив мой интерес, хозяин просторного кабинета, начальник автоматизированной системы управления дорожным движением города Челябинска Юрий Воителев, комментирует:
— В городе 277 светофоров. Из них около 140 — ламповые, остальные более современные, светодиодные. Переход на светодиодные светофоры осуществляется последние пять лет. Энергопотребление у них меньше, а качество лучше. Светодиодные светофоры в Челябинске установлены не только в центре города, но и в новых кварталах. Производятся они в Екатеринбурге, на оптико-механическом заводе, а такая важная деталь, как светоплан — австрийского производства. Качество исполнения очень хорошее. Только один или два вышли из строя за те пять лет, что функционируют.


Я тут же припоминаю недавние слова одного знакомого из Екатеринбурга. Приехав в Челябинск, он откровенно критиковал наши светофоры, называя их «подслеповатыми и тусклыми». Дескать, настрадался на ваших дорогах: невозможно понять, какой цвет преобладает, просто «ориентируешься по народу» — все поехали, значит, зеленый. Естественно, при этом он хвастался своими, екатеринбургскими светофорами — яркими и современными. Я не особый патриот, однако пришлось оправдываться и защищаться.
Юрий Валентинович таким высказыванием гостя нашего города удивлен:
— Челябинск очень неплохо выглядит на фоне других городов УрФО в плане оснащенности современными светофорами, — разъясняет он. — Может, действительно, уступаем (но только немного!) Екатеринбургу. Однако у нас ситуация со светофорами значительно лучше, чем, например, в Кургане и Оренбурге. Более того, сейчас в Челябинске появляются светофоры, которые могут считывать: сколько в час проходит автомобилей через тот или иной перекресток, в какое время движение особенно напряженное, от этого регулируется частота мигания… Это так называемые интеллектуальные светофоры, которые влияют на дорожно-транспортные потоки и их управление. За основу взят европейский и американский принципы: светофоры считывают информацию и удлиняют или укорачивают режим горения зеленого сигнала.


Координация и дисциплина
Впрочем, как выясняется из нашего разговора дальше, не сам светофор «читает» и «переваривает» информацию. Он работает как детектор транспорта, а все сведения по транспортным потокам сбрасывает потом в управляющий пункт — в нашем случае это ЦУП. Там ведется обработка полученной информации. Соответственно, оттуда уже идет команда на удлинение или укорачивание режима горения зеленого сигнала светофора.
Как оказалось, в Нижнем Новгороде — в порядке эксперимента — установили как-то один такой светофор. В итоге на перекрестке поток никуда не девался, даже наоборот, там чаще образовывались «пробки». Через месяц его закрыли — ГИБДД запретило использовать. Причина в том, что один такой светофор — в поле не воин. Их должно быть несколько, и действовать они должны в единой системе, тогда появится эффект.
Но в Челябинске интеллектуальных светофоров пока что нет. У нас существует зато автоматизированная система управления дорожным движением, которая осуществляет жесткое координированное управление. В нее включены несколько перекрестков и участков дороги. Такая система называется «зеленая волна». Светофоры работают в этом режиме на Комсомольском проспекте, проспекте Ленина, Свердловском проспекте, по улицам Воровского, Блюхера (от улицы Салтыкова, в сторону АМЗ, до улицы Ярославского).


— Благодаря координированной системе управления, нам удалось просчитать транспортный поток, — продолжает Юрий Воителев. — Из 277 светофоров координированное управление сейчас введено на 130. Это половина городских перекрестков. Все они входят в «зеленую волну». Происходит последовательное включение зеленого сигнала при прибытии транспорта от одного перекрестка к другому. Для этого должен соблюдаться скоростной режим. Когда-то рассчитывалось, что средняя скорость движения в черте города — 60 км в час. Но, если учесть, что сейчас транспортный поток возрос, то скорость движения, разумеется, снизилась — 40-50 км в час. Поэтому есть некоторые накладки.
Для наглядности Юрий Валентинович приглашает меня взглянуть на экран монитора. Там отражены все городские перекрестки, по которым можно виртуально «проехать» с определенной скоростью. Мы «едем» по Свердловскому проспекту, подъезжаем к улице Краснознаменной, потом к Комсомольскому проспекту… Везде горит «зеленый» свет. Но виртуально мы строго выдерживаем единую скорость движения. Так что, без труда попадаем в «зеленую волну». В реальности любой дисциплинированный водитель тоже способен перемещаться по городу в таком режиме. Если будет соблюдать скоростной режим. Но так получается не всегда.
— Если не всегда получается, так ли уж тогда эта «зеленая волна» необходима? Может ее проще «взять и отменить»? — задаю вопрос неискушенного.
— Когда к нам приезжают VIP-персоны, диспетчер ЦУПа берет управление их передвижением на себя, — рассказывает Воителев. — Здесь «зеленая волна» не просто нужна — необходима! Благодаря ей, нам удается обеспечивать беспрепятственное движение транспортной колонне. Нам заранее предоставляют схему движения, маршрут перемещения. И мы уже следим, чтобы все шло точно по плану.


Исследовательский пыл
Естественно, меня интересовало, как себя чувствуют светофоры в повседневной работе, часто ли они ломаются?
— Довольно часто бывает, особенно по ночам, сбивают светофор — машиной, — поясняет Воителев. — Вот сейчас на Энгельса-Коммуны сбили светофор. Информация об этом поступает к нам от ГИБДД, Гортранса и жителей города. Плюс оператор ЦУПа малейший сбой в работе замечает прямо здесь, на дисплее.
Последние два года в Челябинске пытаются создать свою систему видеонаблюдения. Но по видеонаблюдению в городе большой разброс. Милиция устанавливает свои камеры, ГИБДД — свои, а компания «Интерсвязь» — третьи. Нет единства, систематичности. В итоге в ЦУПе пошли по принципу: лучше меньше, да лучше. Взяли за основу своих наблюдений один перекресток: проспект Победы-Свердловский. И наблюдают за ним с пылом исследователей, очень подробно.
В идеале видеонаблюдение ЦУП планирует установить по всему Свердловскому проспекту — от улицы Черкасской до КПП по Уфимскому тракту. Но…


— Это дорогое удовольствие! — сообщает Юрий Валентинович. — Значительно дешевле обошлось бы, если власти города к этому подключились. Целесообразно объединить усилия: УВД, ГИБДД, той же «Интерсвязи», администрации города. Тогда проект осуществится быстрее и дешевле. Вот сейчас на перекрестках по одной-две камеры от разных организаций, а, по большому счету, особого толка нет.
В перспективе в Челябинске оборудуют видеодетекторами основные ключевые точки города. С УВД Челябинска уже есть об этом договоренность. На это потребуется от семи до 10 миллионов рублей. Где их взять, пока не ясно, но инженеры-транспортники особо уповают на поддержку администрации города в этом вопросе. Игра стоит свеч, ведь это приведет к снижению аварийности, повышению безопасности на дорогах. Повысится раскрываемость ДТП, уменьшатся нарушения, возрастет управляемость на дороге светофорами и транспортом. Потому что согласно документам, которыми располагает ЦУП, на тех перекрестках, где есть видеонаблюдение, водители снижают скорость, стараются не нарушать правил дорожного движения, ведут себя корректно. Если так будет везде, мы получим идеальную картину развития событий на наших дорогах.
— Но это — картинка из будущего, — вздыхает напоследок Юрий Воителев. — Даже в Москве и Санкт-Петербурге такого пока нет.
А, может, не такая уж это и фантастика? И объединив финансовые усилия, можно достичь положительного решения этого вопроса?

 

ИРИНА БОГДАНОВА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты