Говорят, что здесь бывали…

4 Марта 2010
Говорят, что здесь бывали…

Включение Челябинска в число железнодорожных станций не только привело к росту населения города и изменению его хозяйственной специализации, но и радикально активизировало его культурную жизнь...

Включение Челябинска в число железнодорожных станций не только привело к росту населения города и изменению его хозяйственной специализации, но и радикально активизировало его культурную жизнь. Некогда еще такие далекие звезды российского театрального и музыкального Олимпа, о которых читали в газетах и журналах, чьи модные граммофонные пластинки слушали, вдруг появились в городе. К этому времени Челябинск в организации культурного досуга делал еще первые шаги. В начале XX века в городе появились Народный дом (1903), железнодорожный (1902) и Новый (1911) клубы. Многочисленные малороссийские труппы, мелодекламаторы, актеры театра и делавшего первые шаги кино, певцы и музыканты стали активно осваивать их сцены.

Концерты и спектакли, по современным меркам, начинались довольно поздно — в половине восьмого вечера, а иногда и в восемь часов. Билеты продавались в писчебумажных магазинах П.В. Ива-нова и И.А. Гуревича, находившихся на главной улице Челябинска — Уфимской (ныне — Кировка). Цены на билеты в начале XX века были разными: от 50—70 копеек до 10—15 рублей (квалифицированный рабочий в это время получал от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек в день). Отчасти такая разница объяснялась тем, что микрофонов еще не было, слышимость не везде была хорошей, поэтому городская торгово-промышленная элита предпочитала занять места поближе к исполнителям.

Кого же горожане видели на челябинских сценах в начале XX века? Звезд театра — Веру Федоровну Комиссаржевскую (1909), Николая Падарина и Веру Пашенную (1909), неоднократно — трагика Рафаила Адельгейма и Павла Орленева. Из вокалистов — Анастасию Вяльцеву (1910), Александра Давыдова (1912), Надежду Плевицкую (1917), «Славянскую капеллу» М.Д. Агреневой-Славянской, капеллу Завадского, литераторов Ф. Сологуба и К. Бальмонта (1916) и многих других.

Челябинцы были непредсказуемы в своем выборе концертов и спектаклей, в связи с чем обозреватель газеты «Голос Приуралья» вопрошал: «Чем в конце концов возможно удивить Челябинск, чем привлечь общественное внимание? Спектакли Р.Л. Адельгейма не сделали полных сборов. Объясняли неудачным выбором помещения — до железнодорожного клуба далеко, нужен извозчик туда и обратно. Но Орленев выступает в Народном доме в самом городе, и, увы, зрительный зал наполнен лишь на три четверти...Тот же Орленев летом давал здесь полные сборы…».

Многие популярные в столице исполнители не могли в Челябинске собрать зал. Так, известный в начале XX столетия Вильгельм Гартевельд, собиратель и пропагандист каторжного фольклора (предтеча нынешнего шансона), вынужден был отменить концерт из-за того, что желающих его послушать оказалось очень мало. Появление гастролеров в городе нашло отклик и в местных газетах, в них появился новый жанр — рецензия. При этом имя гастролера для рецензента было отнюдь не самым важным. Тому же Александру Давыдову, приехавшему в Челябинск простуженным, досталось по полной программе.

Наиболее дальновидные деятели культуры начали работать с прессой, желая склонить ее на свою сторону. Так, знаменитый актер Григорий Ге, прибыв в Челябинск, по собственной инициативе явился в редакцию «Голоса Приуралья» и рассказал о том, что зрители смогут увидеть на его спектаклях. Газета опубликовала информацию об этой встрече, однако уже в следующей публикации, похвалив игру самого Г. Ге, очень низко оценила способности сопровождавшей его труппы и общее впечатление от спектакля.

Были, конечно, и восторженные рецензии. Так, после спектакля В.Ф.
Комиссаржевской в газете появилась статья, написанная исключительно в комплиментарных тонах. В завершение ее журналист с пафосом провозглашал: «Комиссаржевская — это такая мощная сила, что живому человеку не устоять против такого бьющего по сердцу тарана». Остро реагировали рецензенты и на поведение челябинской публики, возмущаясь давкой в гардеробе и тем, что зрители входят в зал только после третьего звонка, когда спектакль уже идет. Многие их пассажи актуальны и для дня сегодняшнего. Что поделаешь, годы идут, а человеческая природа не меняется.


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты