Незамеченный юбилей

19 Марта 2010
Незамеченный юбилей

Недавно челябинский Дворец пионеров и школьников отмечал 70-летний юбилей. В разгар веселья только трое друзей вспомнили про человека, который тридцать с лишним лет приносил всесоюзную славу этому дворцу...

Недавно челябинский Дворец пионеров и школьников отмечал 70-летний юбилей. В разгар веселья только трое друзей вспомнили про человека, который тридцать с лишним лет приносил всесоюзную славу этому дворцу. Вспомнили и позвонили. И поздравили его с собственным 70-летием. Ровесника Дворца пионеров зовут Виктор Муршель.

Его фотостудия «Луч» с 1970 года не оставляла надежды ни одному коллективу на всесоюзных выставках детской фотографии. Именно в этот год его воспитанники впервые были замечены и отмечены золотыми медалями в Москве на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Ленина. И в этом же году картинная галерея на втором этаже впервые освободила залы для детской фотографии.

Мне, восьмикласснику, посчастливилось получить диплом на той выставке. Тогда я занимался в фотокружке еманжелинского Дома пионеров. И диплом предопределил мою судьбу. Сорок лет назад Муршель, как инициатор и организатор той легендарной выставки, стал моим крестником, сам того не подозревая. Повлияли на меня и потрясающе оригинальные работы сверстников из фотостудии «Луч».

Многие студийцы Виктора Муршеля в разные годы поступали во ВГИК на кинооператорский факультет. А самый известный — Петр Солдатенков — первым в СССР снял документальный фильм о Владимире Высоцком еще при его жизни, но показал его уже после похорон артиста. В те времена такое было сродни профессиональному подвигу, как это сделал в свое время ленинградский кинооператор, который тайно снимал жизнь и похороны Анны Ахматовой.

Виктор Тобиасович Муршель — потомственный француз, предков которого пригласила в Россию Екатерина Великая. После Второй мировой войны семейство Муршелей было переселено из Крыма в Металлургический район Челябинска. Здесь Виктор и познакомился с таким же ссыльным семейством болгар Петровых. Миша Петров и Витя Муршель взяли в руки фотоаппараты не от хорошей жизни: фотография всегда кормила в самые тяжелые времена. Но они пошли в «Челябинский городской фотоклуб», начали работать фотокорреспондентами в многотиражках «Челябинский металлург» (ЧМЗ) и «За трудовую доблесть» (ЧТЗ).

Фотографии Муршеля заметили на второй отчетной выставке фотоклуба уже в 1963 году. А самых талантливых в далеких шестидесятых приглашали работать в молодежную газету «Комсомолец». Виктор Муршель мог бы стать известным фотожурналистом, но случай резко изменил его судьбу.

Однажды в 1967 году он делал фоторепортаж о Дворце пионеров и школьников имени Крупской. И директор дворца Александр Зельманович Иоголевич, отец будущего лучшего педагога России, предложил создать фотокружок. Талантливый педагог разглядел в Викторе Муршеле дар преподавателя фотографии. Газета «Комсомолец» лишилась своего лучшего фоторепортера, ну а дворец за тридцать два года работы фотостудии «Луч» получил больше тысячи наград на областных, всесоюзных и международных фотовыставках. Секрет успеха был прост: Муршель тысячи раз выезжал со своими воспитанниками в горы и на озера.

Почти через двадцать лет после выставки в картинной галерее, в 1989 году я уже работал корреспондентом в газете «Комсомолец» и в первую очередь подружился с Виктором Тобиасовичем. Тем более, чтобы прийти к нему в гости на чаепитие, нужно было потратить всего пять минут на ходьбу от редакции.

Я много и часто писал о нем и его воспитанниках, пока в 1990-м он не покинул Челябинск. Уехал жить на Черное море, на берегу которого и родился. Не знаю, что уж произошло в тот год в его судьбе. Но Челябинск потерял и славу центра детской фотографии.

Вот уже двадцать лет фотостудии заняты выживанием. Их мало: в Трехгорном, в Озерске, в Миассе и во Дворце пионеров Челябинска. Но они живы. Пока живы те, кто еще помнит искрометно талантливые работы муршелевской школы. Пока педагогам есть с чем и с кем сравнивать. Пока этим фотостудиям не стыдно показывать свои работы, они не хуже муршелевских. Но таких педагогов на моей памяти в этих городах осталось не больше десяти. А что дальше?

В этом году «Челябинский фотоклуб» со своими традиционными партнерами объявил новый фотоконкурс «Учитель глазами учеников». В честь Года учителя в России. Впервые появилась и номинация «Лучшая детская и студенческая фотостудия». Возможно, спонсоры, кроме поездки победителей в «Эрмитаж», организуют приз лучшим педагогам фотодела? А назвать его можно было бы «За преданность фотографии». И тогда первым уже в конце этого года этот приз получит Виктор Тобиасович Муршель.

В январе 2010-го «Челябинский фотоклуб» на своей юбилейной выставке в Музее искусств показал одну из работ Муршеля начала шестидесятых. К сожалению, при этом мы забыли о юбилее мастера. А в феврале на детской фотовыставке «Рождение светописи» в картинной галерее Музея искусств Челябинска в предисловии было упомянуто имя легендарного руководителя фотостудии «Луч». Студии, которой исполнилось сорок лет. Воспитанники «Луча» на этой выставке получили три диплома победителей. А ученица Муршеля — Наталья Сурина — на открытии экспозиции была удостоена почетной грамоты министра образования и науки региона Владимира Садырина. За двадцатилетнюю работу в качестве руководителя фотостудии, которая в сложное время сумела сохранить дух муршелевской школы.

ПАВЕЛ БОЛЬШАКОВ,
директор фотоконкурса

«Учитель глазами ученика»
P.S. В моем личном архиве сохранились некоторые работы из прошлого века муршелевских воспитанников и портрет Виктора Тобиасовича неизвестного автора.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты