К вопросу о приоритетах
Сегодня мы стали свидетелями и в известном смысле заложниками достаточно жестких атак на систему гуманитарного образования России...
Сегодня мы стали свидетелями и в известном смысле заложниками достаточно жестких атак на систему гуманитарного образования России. В частности, обозначилась отчетливая тенденция крупномасштабной его кастрации через сокращение набора в вузы на специальности обществоведческого профиля. Причем эта политика прикрывается таким модным лозунгом: «Главный приоритет — технический прогресс. Вперед к победе нанотехнологий». Забегая вперед, сразу скажу, что этот лозунг останется пустым звуком без полноценного развития, прежде всего гуманитарных наук, как это парадоксально вроде бы ни звучало. Поясню свою мысль.
В гуманитарном знании, как известно, спрессован многовековой коллективный опыт и столетиями проверенные духовно-нравственные ценности. Без полноценного гуманитарного образования человеческое сообщество быстро превратится в звериную стаю с волчьей моралью, законами джунглей и абсолютным культом золотого тельца, парализующих волю народа к реальному созиданию. Попытаюсь конкретизировать и этот тезис.
Во-первых, именно общественные науки призваны раскрыть механизм функционирования и развития разного рода социальных систем, определить оптимальные варианты и интенсивные методы хозяйственно-политической деятельности всей вертикали власти с учетом специфики переживаемого исторического этапа. К примеру, современная Россия деформирована сегодня таким противоречием, которое парализует все формы прогресса. Это миллиардный блеск сравнительно небольшой кучки олигархов, высокопоставленных чиновников и нищета многомиллионной массы россиян, которые своим трудом создают материальные и духовные ценности.
Разумеется, богатство само по себе не грех. Если деньги тех же олигархов активно и продуктивно работают на социально-значимые потребности общества и интересы конкретных производителей, то таким бизнесменам при жизни можно памятники ставить.
Проблема упирается в обездоленность тех, кто своим трудом кормит, одевает, обучает, охраняет соотечественников, не получая взамен адекватной материально-финансовой компенсации. В данном случае именно обществоведение способно и обязано ответить на самый жгучий вопрос современности: как сгладить вопиющее социальное неравенство и как заставить большой капитал работать на общественно-полезные нужды, облагораживая судьбы конкретных людей.
Только гуманитарные науки могут и должны дать вразумительный ответ на самый глобальный и предельно сложный вопрос, волновавший великие умы всех времен и народов. А именно: как построить экономически эффективное и одновременно справедливое общество? Как соединить социально-моральный позитив капитализма и социализма и отсечь их негативные стороны?
Во-вторых, полноценное гуманитарное образование — это базис для внедрения подлинной управленческой культуры во все сферы нашего бытия. Сошлюсь на собственный опыт. Я благодарен богу и судьбе за то, что в свое время получил солидное многопрофильное гуманитарное образование. Именно оно помогло мне овладеть искусством взаимодействия с разнополярными представителями рода человеческого. Думаю, что не случайно в тяжелейшие 90-е годы мне как руководителю (при всей моей первородной бесхозяйственности) удалось пять лет бесплатно обеспечивать продуктами первой необходимости свой коллектив. И при этом день в день выплачивать все виды финансовых вознаграждений преподавателям и студентам в условиях, когда федеральные деньги поступали с серьезной временной задержкой и в урезанных размерах.
В-третьих, гуманитарное знание — это важнейшая питательная среда, стимулирующая глубину, качество, конструктивность нашего мышления.
В-четвертых, гуманитарное образование — это инструмент в усвоении общечеловеческих нравственных ценностей. На популярно-хрестоматийном уровне они сводятся к трем житейским правилам, которые позволяют их носителям полноценно жить, развиваться и покорять солидные общественные высоты. Это способность нести людям добро, помнить все свои долги, самокритично оценивать собственные дела и поступки, опираясь на такую нравственную категорию, как «совесть».
И, наконец, мне представляется, что глубоко порочна сегодня такая практика, когда кучка чиновников определяет степень значимости той или иной науки. Тем более недопустим отраслевой подход, дифференцирующий разные области знания на первосортные и низкосортные. Перефразируя С. Михалкова, скажу так: «Науки всякие нужны, науки всякие важны».
ВАЛЕНТИН РОМАНОВ,
президент МаГУ, Почетный гражданин России
Поделиться

