Вячеслав Войнов: Лос-Анджелес или Челябинск?
В пятничном номере «ЮП» от 25 июня речь шла о потенциальных возвращенцах, которые, покинув «Трактор», ищут свое хоккейное счастье за океаном. Сегодня рассказ пойдет о защитнике Вячеславе Войнове.
В пятничном номере «ЮП» от 25 июня речь шла о потенциальных возвращенцах, которые, покинув «Трактор», ищут свое хоккейное счастье за океаном. Сегодня рассказ пойдет о защитнике Вячеславе Войнове.
Напутствие волка НХЛ
Уж с кем ужасно не хотелось встречаться Вячеславу в последние дни пребывания в Челябинске, так это с бывшим главным тренером «Трактора» Андреем Назаровым. Горячий он человек. Да только вот судьбе было угодно свести их вместе… Увидев грозного великана перед собой, Войнов был бы рад тут же разминуться с ним, да разве тот позволит ему сделать это. И вот тут, вопреки самым худшим ожиданиям, услышал от него:
— Вячеслав, да не спеши убежать от меня, обещаю, что ругать тебя не стану. В общем так, желаю тебе удачи… И еще, если за океаном не сложится, возвращайся в «Трактор».
Чемпионы, взрощенные в «лягушатнике»
Есть во Дворце хоккея «Трактор» местечко, которое традиционно является объектом массового паломничества не только заботливых родителей, но и многочисленных зевак. Давно бы пора отнести его к категории достопримечательностей Челябинска. В прямоугольнике ледового покрытия, беспощадно изрезанного коньками и густо усеянного автомобильными покрышками, которые имитируют соперников, несется по кругу орава малышей. Вот это место и получило название «лягушатник». Среди них в 1996 году оказался совсем еще юный Вячик Войнов, за каждым шагом которого настороженно следил папа Леонид Иванович.
— Вот что, сынок, сейчас главное — это катание. Остальное к нему приложится. Короче, в дополнение в двухчасовым занятиям учебной программы назначаю ежедневную тренировку в полтора часа.
Вот тогда он и переступил тот незримый рубеж, за которым начинается подлинное вживание в хоккей. И еще одно событие произошло в жизни быстро прогрессирующего юного хоккеиста: он сам определился со своим будущим — играть в защите, чем не походил на других мальчишек.
Рос уже не по дням, а по часам
Примерно в десять лет в нем достаточно отчетливо начал формироваться прообраз будущего незаурядного защитника, чему в немалой мере способствовало еще одно немаловажное обстоятельство. И опять инициатива исходила от папы — этого вечного выдумщика и искателя всего нового, который раздобыл кассету с записью игры заокеанского профессионала Рэя Райбурга.
Сынишка застыл, впервые видя пусть и не вживую, а на экране, как виртуозно играет ранее неведомый ему Рэй. Улавливал каждое его движение. Несколько раз порывался высказать свое восторженное мнение, но Леонид Иванович сдерживал его:
— Не спеши. Еще успеешь высказать свое мнение. — И вот что добавил: — Обрати внимание, как просто все. Ничего лишнего не делает. В нужный момент подключается в атаку. — Для сына это стало настоящим откровением.
А как, с наставником группы мальчишкам крепко повезло. Не по своим годам мудр Станислав Шадрин. И в этом они убедились по тем результатам, которые вскоре посыпались щедрым дождем. Как-то их пригласили в Магнитогорск на пару товарищеских матчей со своими сверстниками. Так они такое там учинили! В первом матче взяли верх со счетом — 35:0, во втором чуть-чуть «сжалились» — 41:2. Правда, спустя несколько лет та же команда земляков стала их главным соперником на региональном и российском уровне. После окончания одного из победных матчей те признались:
— Ну вот, подобрали ключик и к вашему Войнову. А то ведь тогда ничего не смогли с ним поделать. Да с таким защитником можно играть и без вратаря.
Последней фразой, конечно, хватили лишку, но в целом дали верную оценку игре Войнова. Вскоре к их мнению присоединились и тренеры сборных команд России разных возрастов. Посыпались успехи: на юниорском поприще стал чемпионом мира в возрастной группе 1989, серебряным — 1990 года рождения. И в составе молодежной с честью представлял Южный Урал: серебро на чемпионате мира хоккеистов 1987—1988 года рождения, бронза — 1988—1989. И это притом, что он был их младше. А уж про национальные чемпионаты говорить вовсе не приходилось: тут и чемпионство, и награды других достоинств. Короче, стал фигурой настолько заметной, что о нем заговорили и за океаном. А первым дал о том знать бывший челябинец Александр Тыжных, давно уже живущий в канадской Оттаве. Он и стал личным агентом Вячеслава, после чего протянулась тонюсенькая ниточка к НХЛ.
Папа, узнав о том, загадочно улыбнулся. Вот и понятно, почему однажды принес в дом Войновых кассету с игрой выдающегося защитника Рэя Райбурга. Как бы намекал на то, что плох тот хоккеист, кто не мечтает поиграть в НХЛ. Вот сын и заболел мыслью, а потом и желанием проверить себя за океаном.
Америка никогда не была доброй тетушкой!
Это он прочувствует позднее. А когда гигантский боинг нес его над просторами Атлантического океана, будущее казалось солнечным. Подумать только, в 18 лет под номером 32 был задрафтован командой НХЛ «Лос-Анджелес Кингз».
Удивился немало, узнав, что в тренировочный лагерь на сбор прибыло 70 хоккеистов. А в основной состав должны попасть только 20. Один к трем с половиной — таков шанс оказаться избранным. Не густо. А окончательный приговор станет выносить главный тренер Мурей, который ранее был вторым наставником команды Филадельфии.
Ну вот, и первые заокеанские смотрины. Сначала в матче с «Фениксом», а затем и с «Анахайм Дакс». Шутник, однако, это непредсказуемый Мурей. Новичков собрал в один состав и бросил, как смертников, против самого сильного состава соперников в обоих поединках. Понятно, чем это закончилось: выглядели парни, мягко говоря, бледно. Не проявил себя в полной мере даже и Дрю Даути, на чей талант Вячеслав сразу обратил внимание… Последовала расправа. Кого-то отправил в пару юниорских лиг, а Вячеслава определил в фарм-клуб. Это куда лучше, чем у остальных. Подвезло только Даути. Не подвело босса-тренера чутье: позднее этот североамериканец в Олимпийских играх принимал участие уже в составе сборной Канады, выигравшей золотые медали. Понятно, конкурировать с ним за место в основном составе челябинец не мог.
Первый год в целом сложился для него неплохо. В 65-ти матчах забросил 8 шайб, сделал 15 полезных передач. Для новичка вполне приемлемо. Но из-за Дрю Даути попасть в основной состав не удалось. Что покажет второй сезон?.. Во многом он был похож на первый. В 78-ми матчах защитник Войнов забросил 9 шайб, удачно ассистировал своим товарищам в 20-ти эпизодах. И вдруг… В 79-м матче получает травму плеча. К счастью, оказавшуюся сравнительно легкой. Но через неделю, когда парни вышли уже в полуфинал национального первенства, опять получает травму, но уже куда более серьезную. Операция проходит благополучно, но теперь для полного восстановления потребуются, как минимум, пять месяцев. А что дальше?
Увы, пока шанс выйти на лед вместе с избранными, по крайней мере сегодня, невелик. Вот тут и достигается критическая точка хоккейного бытия за рубежом, когда у них нет еще имени, равно как и минимально достаточного опыта. И главное в такой ситуации — не сломаться. Вот в каком положении оказался наш земляк за океаном…
Вячик, ты слышишь нас? Тех, кто впервые увидел тебя на льду где-то в семилетнем возрасте. И вот уже на протяжении тринадцатити лет ни разу не предали веры в тебя! Согласись, это многого стоит!! Теперь шаг — твой!
ЛЕВ
КОГАН
Поделиться

