Новая жизнь старых объектов
Среди иностранных заимствований сегодня все чаще встречается словечко «редевелопмент»...
Среди иностранных заимствований сегодня все чаще встречается словечко «редевелопмент». Звучит угрожающе, хотя на самом деле ничего сверхъестественного в своем содержании оно не несет и означает «реконструкцию отдельных объектов недвижимости, групп зданий, территорий с целью их более эффективного использования».
Где собака зарыта?
За годы реформ мы основательно привыкли к различным реконструкциям и перестройкам, что не замечаем нюансов в этой сфере и готовы принять за реконструкцию переделку железного ларька в пристрой к остановке транспорта. Многочисленные магазинчики на первых этажах жилых домов хотя и стали приметой нашего времени, но вряд ли являются символом реконструкции. Три «красивых окошка» на фоне обшарпанного фасада или припудренные свежей краской старые ангары, набитые предпринимателями и их товаром, — это не имеет к редевелопменту никакого отношения.
Главное слово, которое все объясняет, — эффективность использования. Реконструированные объекты всегда притягивают — удобным местоположением, функциональностью, узнаваемостью, приятным соседством, наконец.
По прогнозам экспертов, рынок реконструкций по-настоящему развернется лет через пять, когда свободные земли под строительство, ресурсы городов для новых площадей и коммерческой недвижимости будут исчерпаны. Это коснется не только крупных мегаполисов, но в первую очередь, как ни странно, городов малых, компактных, сохранивших свое историческое лицо и не желающих его терять.
Назад в будущее
В марте текущего года в Троицке состоялось событие, которое можно назвать классикой современной реконструкции. Первых посетителей-постояльцев приняла… столетняя гостиница Башкирова, памятник федерального значения, который до реконструкции буквально разваливался на части. Когда с гостиницы сняли леса, сами троичане были удивлены красотой уникального здания, выполненного в стиле модерн.
Эффект от реставрации гостиницы ощутили не только ее владельцы. Центр города точно «подрос в цене» — поместить свой бизнес, к примеру, торговый по соседству с гостиницей теперь и выгодно, и престижно.
К слову, Троицк не является единственным городом, где проведены такие работы, а функционал зданий вышел на новый, более эффективный, дорогостоящий и комфортный уровень. Ярким примером остается реконструкция старой части Сатки на берегу пруда, где новая гостиница, стилизованная под старину, была вплетена в линейку вековых зданий.
В профиль и анфас
Любая реконструкция начинается с ревизии: что имеем в наследство и как этим распорядиться. На сегодняшний день для муниципальных образований этот путь магистральный, вызванный текущей необходимостью — «не до жиру, быть бы живу».
Потребности самые насущные. В Копейске, к примеру, из социально значимых объектов для реконструкции выделили перестройку бывшей библиотеки под детский сад и реконструкцию одного из корпусов больницы под дом социального обслуживания населения. А в Кыштыме летом этого года ждут завершение реконструкции физкультурно-спортивного комплекса.
Неожиданное разрешение спортивная тема получила в селе Поляновка Пластовского района. Здесь новую жизнь обрел старый клуб, превратившись в спортивно-досуговый центр по принципу городских спортивно-концертных объектов. Оборудование для занятий спортом легко трансформируется — и зал готов для выступлений.
Немало надежд муниципальные власти связывают и с предпринимательскими проектами. Это объяснимо — потеря рабочих мест в небольших муниципалитетах всегда ощутима. Поэтому в Коркино, например, отметили «плюсом» ввод в эксплуатацию предприятия по производству сухих строительных смесей на базе бывшего кирпичного завода. В том же Кыштыме на старых площадках появились новые цеха швейной фабрики, предприятия по производству пластиковых окон и другие. В Пласте ждут отдачи от реконструкции завода им. Артема и восстановления шахты «Октябрь».
Такая реконструкция оправдана — «свято место» не должно пустовать…
Центр притяжения
Оно и не пустует. Наши предшественники интуитивно и весьма эффективно находили способы структурировать общегородскую территорию — устанавливали памятники, разбивали скверы и тем самым создавали своего рода коммуникативный центр города.
Сегодня идея реконструкции таких мест становится новым трендом муниципальной власти. И совершенно верно — возвращенное коммуникативное пространство позитивно влияет не только на имидж поселения, но и увеличивает его «балансовую стоимость».
В прошлом году это испытали на себе жители Коркино, когда открыли отреставрированный монумент шахтерам и провели масштабную реконструкцию сквера. По его периметру сразу заметно оживился бизнес, воспринимая себя не только как частную единицу частного предпринимательства, но и как значимый элемент городской культуры.
Такой же эффект получила реконструкция сквера у Дмитриевской церкви в Троицке. Здесь отреставрировали единственный в области памятник Ивану Неплюеву, «устроителю южноуральского края». Свою «победную ауру» получила и Чесма, установив копию царскосельской «Чесменской колонны» и тем самым организовав новое общественное пространство, которое уже стало для всего поселка центром притяжения.
ВЯЧЕСЛАВ КУЗНЕЦОВ
Поделиться

