Баба Дуся

12 мая 2011

Эта пожилая и улыбчивая женщина не нуждается в особом представлении. Многие карталинцы хорошо знают Зуборзят Мукамбеткалиеву...

Эта пожилая и улыбчивая женщина не нуждается в особом представлении. Многие карталинцы хорошо знают Зуборзят Мукамбеткалиеву. Когда на улицах города появляется ее ярко-красный «Запорожец», то встречные водители считают своим долгом поприветствовать хозяйку этого раритета на колесах, а сотрудники ГИБДД с улыбкой отдают ей честь. Баба Дуся — так ее называют родные, друзья и многочисленные знакомые — личность легендарная и человек удивительной судьбы. Она инвалид почти с пятидесятилетним водительским стажем.

Многочисленная семья Мукамбеткалиевых приехала на Южный Урал из Татарии в самый канун войны. Главу взяли на работу в Карталинскую дистанцию пути и отправили обходчиком на станцию Гирьял. Шакир Мукамбеткалиев с самого раннего детства приучал детей не бояться трудностей. А когда кто-нибудь из пяти ребятишек расквасит себе нос или разобьет коленку, то назидательно приговаривал: «Не хнычь, эта беда — еще не беда. Будут проблемы и похуже. Терпи и никому не жалуйся». Этой заповеди Зуборзят Шакировна следует всю жизнь.

— Отец был работящий и нас воспитывал в таком же духе, — рассказывает Зуборзят Шакировна. — Летом мы все вместе выходили на железнодорожное полотно и помогали дергать траву. У папы был самый чистый участок и ему за это постоянно давали премию. Вот так постепенно привыкали к нелегкой профессии железнодорожника.

Первым на «железку» подался работать старший брат Андрей. Его взяли в Карталинскую дистанцию разгрузочно-погрузочных работ. За ним на предприятие пришла Зуборзят. На первых порах ее определили в грузчики, и молоденькой девушке пришлось таскать на себе тяжелые мешки. Однажды ее вместе с другими работницами отправили на станцию разгружать платформы, где она и получила свою первую серьезную травму. Зуборзят не успела отскочить, и ее ударило по голове открывшимся бортом. Пролежала без сознания несколько дней.

Но на этом злоключения Зуборзят Мукамбеткалиевой не закончились. Очередное страшное испытание ее ждало, когда стала работать смазчицей в вагонном депо. То раннее морозное утро15 декабря 1962 года она запомнила на всю жизнь. До отравления грузового поезда, который состоял на соседнем пути, оставалось всего пятнадцать минут, и ей надо было срочно обработать несколько вагонов. Чтобы сэкономить время решила пролезть под составом. И тут как назло маневровый диспетчер без предупреждения дал команду протянуть его на несколько метров. Вот так и оказалась под колесами вагона. Очнулась в больнице без ног. Провалялась в палате четыре месяца, перенесла несколько операций. О себе не беспокоилась, а переживала о маленьких детях, которые остались дома одни. Спасибо добрым людям, они не бросили их в беде.

Лежа на больничной кровати с горечью думала о своей нелегкой судьбе. Перспектива вырисовывалась безрадостная: без ног и двое детей на иждивении. Было от чего впасть в отчаяние. Но она всегда помнила слова отца: «Самый большой грех — уныние. Никогда не поддавайся ему и не опускай руки».

Она решила бороться за место под солнцем всеми своими силами и жить ради детей. Ей было всего 32 года. Женщина в полном расцвете сил, а тут надо все начинать можно сказать с нуля.

— Ничего, будет и на моей улице праздник! Главное — руки целы и голова на месте, — не раз успокаивало себя Зуборзят.

А он не заставил себя ждать. Однажды к инвалиду пришла работник райсобеса и предложила поучиться на водительских курсах, а еще пообещала помочь с приобретением транспорта. У Зуборзят загорелись глаза. Вот это был настоящий подарок судьбы!

— Так я же неграмотная, ни одного дня в школе не была, — озадачила гостью хозяйка дома.

Та в ответ только руками развела от этого неожиданного известия. Зуборзят отложила в сторону вязание, которым зарабатывала на жизнь, срочно засела за учебники. К началу курсов она уже могла сносно писать и читать. Устройство автомобиля и правила дорожного движения изучала с огромным удовольствием.

— Все экзамены сдала почти на одни пятерки!— с гордостью вспоминает Зуборзят Шакировна.

Вот так она и стала выездной. Первым ее автомобилем была мотоколяска — гибрид мотоцикла и коляски. Не фонтан, конечно, но главное, что есть крыша над головой, и можно свободно передвигаться по городу. Зуборзят была на седьмом небе от счастья! Потом получила вторую мотоколяску.

— И тут меня заело. Разве это транспорт для молодой женщины. Срамота! Мне уже в городе прозвище дали — черепаха! — смеется Зуборзят Шакировна.

Не откладывая дело в долгий ящик, отправилась к руководству района. И выбила «Запорожец» вне очереди. Правда, стоил он немалую сумму — почти четыре тысячи рублей. Пришлось в долги залезть.

За пятьдесят лет Зуборзят Шакировна наездила по Карталам и его окрестностям не одну тысячу километров, сменила две мотоколяски, четыре «Запорожца» и одну «Оку». Зуборзят Шакировна — водитель очень аккуратный, ни разу не нарушила правила дорожного движения и не получила от работников ГАИ ни одного замечания.

Вполне понятно, что сама баба Дуся вышедшую из строя машину отремонтировать не могла. Но зато у нее много добровольных помощников из числа водителей. К примеру, машинист локомотивного депо Михаил Белов вот уже восемнадцать лет числится своего рода личным механиком, помогает устранять неисправности.

Сейчас в гараже у Мукамбеткалиевой стоит «иномарка» — «Запорожец» 1972 года выпуска. Не машина — развалюха, которую больше ремонтирует, чем ездит. В прошлом году Зуборзят Шакировна собрала необходимые документы на новый автомобиль. В рамках программы реабилитации инвалидов ей пообещали дать «Жигули» с ручным управлением. Она в свои 82 года с большим нетерпением ждет очередного железного коня. За долгую зиму баба Дуся соскучилась по улицам родного города, а ее руки истосковались по баранке.

ВЯЧЕСЛАВ ЧЕБОТЬКО,
Карталы


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты