История прихода—история казачества
В свет вышел сборник материалов и архивных документов по истории старейшего на юге Челябинской области Великопетровского прихода, в котором как в зеркале отразилась история становления казачества в наших краях...
В свет вышел сборник материалов и архивных документов по истории старейшего на юге Челябинской области Великопетровского прихода, в котором как в зеркале отразилась история становления казачества в наших краях. Идея его создания родилась в результате многолетнего сотрудничества лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета с научными объединениями учащихся Локомотивного городского округа. Один из авторов сборника — заместитель директора средней школы №2 по дополнительному образованию поселка Локомотивный Татьяна Горпинич.
— Татьяна Анатольевна, в чем все-таки главный итог многолетней исследовательской работы, которая легла в основу сборника под названием «Летопись Великопетровского прихода»?
— Нами было собрано немало интересных архивных документов, касающихся бытовой, социальной, религиозной стороны прошлого казачества нашего региона. Их публикация позволит расширить источниковедческую базу, будет способствовать переработке старых тем, поиску новых направлений в дальнейшем исследовании. В летописи представлено более 100 текстов, касающихся заселения так называемой Новой линии казачьих укреплений, обустройства церковной жизни.
В сборник помещены выдержки из публикаций Оренбургских епархиальных и губернских ведомостей, фрагменты отчетов благочинных, клировые ведомости, материалы служебной переписки. Все это дополняет страницы истории прихода. В расположении материала применен погодный временной принцип. Первый документ относится к 1843 году, последний — к 1952 году.
Кроме того, исследователи выявили четкую взаимосвязь между культурой казачества и историей церковного строительства в регионе. Военное и хозяйственное освоение новой территории шло через конфессиональную деятельность. Возведение церквей повсеместно поддерживалось войсковым начальством. Не случайно Оренбургский край во второй половине девятнадцатого века переживает настоящий бум церковного строительства.
Именно в это время и был возведен знаменитый храм Святых Апостолов Петра и Павла в казачьем селе Великопетровское.
— Говорят, сам Петр Первый приложил руку к его появлению на южноуральской земле?
— Тут нет никакого вымысла и это доказанный исторический факт, который корнями уходит в глубину веков. Преамбула его такова. На службе у Петра Великого находилось немало калмыцких казаков. Император был покорен их преданностью, несгибаемым боевым духом и не раз восхищался лихой атакой конницы. В 1725 году Петр Первый стал крестным отцом внуку калмыцкого хана Аюки царевичу Чакдор-Джаба и подарил ему походную разборную церковь Воскресения Христова.
Обстоятельства сложились так, что калмыцким казакам в составе Ставропольского войска пришлось осваивать в середине девятнадцатого века территорию Южного Урала. Все эти долгие годы их неизменной спутницей в ратных и мирных делах была та самая походная петровская церковь, которую калмыки берегли как зеницу ока.
В 1857 году в станице Великопетровская «дабы увековечить в сердцах подданных дар Великого государя» началось строительство каменной церкви Святых Апостолов Петра и Павла по типовому проекту известного архитектора Константина Тона, которая стала одним из первых культовых сооружений Новой линии укреплений Оренбургского казачьего войска.
Походная церковь, которая стала прототипом храма в Великопетровке, была безвозвратно потеряна в период революционных событий 1917 года.
— А что удалось выяснить о священнослужителях храма?
— Изучая историю Великопетровского прихода, мы собрали много информации о настоятелях. Хорошую память в людских сердцах оставил священник Михаил Андреевич Скопин. Практически все старожилы рассказывают о том, что это был добрейшей души человек, ко всем прихожанам относился с уважением. С историей Великопетровского прихода тесно связана судьба семьи Чернавских.
Священник церкви Полтавского поселка отец Михаил был отцом Николая Чернавского, автора наиболее ярких работ по истории Оренбургского края, одного из редакторов «Оренбургских епархиальных ведомостей». Некоторое время Николай Чернавский даже исполнял обязанности директора Великопетровской гимназии. В ходе изучения истории села нам стало известно, что где-то рядом с храмом был похоронен священник, имени которого за давностью лет уже никто не помнил.
Этот факт очень заинтересовал нас, и мы во что бы то не стало, решили установить его личность. По материалам экспедиций и архивным документам удалось найти место захоронения и выяснить, что особой чести быть похороненным за церковной оградой удостоился священник Николай Завьялов, умерший в апреле 1884 г. на 43 году жизни от горячки.
Именно его могила и была безыменной долгих 125 лет. Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов принял решение о перезахоронении останков усопшего. В день раскопок, 30 мая 2009 года на могиле был установлен крест, а настоятелем храма Святых Апостолов Петра и Павла священником отцом Владимиром отслужена панихида.
— Издание сопровождается приложениями, комментирующими и дополняющими основной текст летописи. Среди них особое место занимает подборка устных историй. С чем это связано?
— В течение почти десяти лет лабораторией народной культуры МаГУ проводились различные фольклорные экспедиции. В них принимали участие педагоги, студенты университета, ребята местных школ и надо сказать, что собранные ими материалы представляют огромный исторический интерес.
В этих рассказах происходит осмысление событий через фольклорное сознание, которое вместе с устными историями, передающимися из поколения в поколение, и формирует коллективную память.
Беседовал
Вячеслав Чеботько,
Локомотивный городской округ
Поделиться

