Солнце, воздух и вода. И безопасность!
Журналисты «Южноуральской панорамы» проехались по летним загородным лагерям, чтобы убедиться в безопасности детского отдыха.
Журналисты «Южноуральской панорамы» проехались по летним загородным лагерям, чтобы убедиться в безопасности детского отдыха.
Зачем лидеру нянька?
Первый наш маршрут лежал на озеро Тургояк, в областной палаточный лагерь. Накануне небесная канцелярия не пожалела дождей, наверное, мерзнут детишки в своих брезентовых жилищах, плачут и домой просятся? Оказалось, никаких «детишек» в лагере нет. Нас встретили вполне самодостаточные молодые люди от 14 до 18 лет. Специализированная смена для молодых лидеров, руководителей молодежных, общественных организаций. В лагере таких набралось 266 человек — 25 команд из разных городов и районов области.
— В эту смену мы собрали участников областного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века», — рассказала руководитель социально-педагогического отдела областного центра дополнительного образования детей, руководитель нынешней смены палаточного лагеря Оксана Прокопьева. — Ребята приехали не просто отдыхать, а участвовать в конкурсе социальных проектов. Победители получат путевку на всероссийский этап.
Подготовка, действительно, шла полным ходом. Кто-то из участников оттачивал в кругу соратников ораторские навыки, кто-то давал мастер-класс игры на гитаре, ребята помладше что-то сосредоточенно чертили на ватмане, мастерили какие-то поделки, другая команда проводила спортивную разминку на берегу…
Ясно, что таким самостоятельным молодым людям ни нянька, ни особый контроль не нужны. Каждый отряд приехал со своими руководителями, все ребята дисциплинированные, все из отряда друг друга знают, сами распределяют обязанности — кому убирать территорию, кому разводить костер, кому идти за водой. А за безопасностью территории следят чоповцы.
Бытовые условия — тоже в пределах нормы, установленной для лагерей подобного типа. В каждой палатке оборудованы спальные места — деревянные настилы, спальники, матрацы, туристские «пенки». От дождя спасает полиэтилен, наброшенный поверх палаток. Горячую воду берут из двух военно-полевых кухонь. Под навесом в центре лагеря — внушительная поленница дров для костра. Завтрак, обед и ужин привозят в готовом виде из Миасса. Посуду мыть не надо, ее забирают повара. Есть отдельная палатка-госпиталь, три туалета, импровизированная душевая кабина.
— Жителям мегаполиса всегда хочется выбраться в лес, поближе к природе. А тут Тургояк — жемчужина Урала. Лес, свежий воздух, туристская атмосфера, песни под гитару у костра… Что может быть лучше? — резюмирует руководитель смены Оксана Прокопьева.
Почему нельзя через забор
Дальнейший наш путь лежал к озеру Еткуль, в детский оздоровительный лагерь «Орленок» Копейского машзавода. Заводчане не стали избавляться от балласта социалки даже в самые тяжелые кризисные годы, за что администрация Копейска им безмерно благодарна. Иначе у города остался бы только один детский лагерь — «Юность» на Увильдах.
Железные ворота «Орленка» были на запоре. Над лагерем висела безмятежная тишина, вокруг никого. А где же дети? Где все? Покричали, посвистели, пытаясь привлечь к себе внимание. Безрезультатно. Тогда решили просто перелезть через забор. Наша маленькая выходка увенчалась успехом. Тут же из-за деревьев появилась охрана с соответствующими моменту вопросами. После недолгих объяснений выяснилось, что мы подъехали к запасным воротам, куда въезжают лишь машины с продуктами для столовой. А посему нас попросили вернуться (пришлось лезть обратно через забор) и встретиться у главного входа.
Там нас уже ждала директор лагеря Лидия Александровна Рябова. Внимательно рассмотрев журналистские удостоверения, она смягчилась.
— Ну, проходите, раз приехали. Хотя вообще-то на территорию лагеря мы даже родителей не впускаем. Только один раз, в родительский день.
Для стоящей в лагере мертвой тишины легко нашлось объяснение. Тихий час. Но, как мы успели на собственном опыте убедиться, послеобеденный отдых — прерогатива только детей. Взрослые бдительно следят за всем, что происходит в лагере.
— В каждом отряде — четыре человека педсостава, воспитатели и вожатые. Дети всегда под присмотром, и днем, и ночью, — поясняет Лидия Александровна. Территорию охраняет частное охранное предприятие. Ночью дежурит районная милиция. Детей отпускаем с территории только под расписку родителей. Если идем на пляж, то только организованными группами. На пятнадцать минут ребенок исчез с глаз вожатых и воспитателей — тревога в отряде. Отсутствует больше получаса — тревога по лагерю.
В «Орленке» отдыхают ребята от семи до пятнадцати лет. Малыши максимум способны лишь покапризничать, а как ребята постарше?
— С сигаретами не попадались? А то сейчас даже в школах не стесняются, — спрашиваем вожатую Настю.
— Пусть только попробуют! — с шутливой угрозой отвечает девушка. — У нас даже взрослым курить запрещено. Охрана и та на виду не курит. Хотя были возмутительные случаи: некоторые родители своим детям сигареты сами покупают, причем, блоками. Забираем у мальчишек без разговоров.
Впрочем, такие случаи в «Орленке» все же нонсенс. Здесь царит порядок и дисциплина.
— Купаться ходим на озере Боровое, это в полутора километрах от лагеря. У нас там купалка, огороженная в воде понтонами. На пляже постоянно дежурят два матроса-спасателя. В воду запускаем по десять детей. В это время за ними приглядывают пятеро взрослых. Медработник, воспитатели, спасатели, физрук и вожатый.
— Здесь такой густой лес. Клещей не боитесь?
— И в лагере, и на пляже проведена противоклещевая обработка, но все равно каждый вечер вожатые осматривают ребят. Пока укушенных не было.
Из динамиков, спрятанных где-то в верхушках деревьев, внезапно заиграла музыка.
— Ну вот, сончас кончился. Сейчас ребята вставать начнут, а через полчаса — полдник, — заспешила по своим делам Лидия Александровна.
Охрана проводила нас напутствиями больше не лазать по заборам. «Не будь вы журналистами…». Уточнять мы не стали.
Беззаботный «Восход»
Детский лагерь отдыха «Восход» на озере Курочкино — из разряда уникальных. Он единственный содержится на средства бюджетного учреждения. Лагерь был открыт еще в советское время, на базе городской клинической больницы № 8 Челябинска, для детей сотрудников медучреждений города. Медикам удалось его сохранить по сию пору. Сюда мы тоже решили заглянуть на обратном пути из «Орленка».
К удивлению, железная калитка, ограждающая лагерь, была распахнута, на посту рядом — никого. Беспрепятственно проникнув на территорию, пошли в обход по лагерю, не сомневаясь, что нас должны окликнуть и поинтересоваться, кто мы такие. Отнюдь. Занятые своими делами дети и взрослые попросту не обращали на нас внимания. Двери деревянных домиков были настежь распахнуты. Где-то слышались детские голоса. Мы пошли на звук и на берегу, рядом со сценой-ракушкой, увидели веселящуюся детвору. В толпе мелькал человек в форменной рубашке сотрудника МВД. Все-таки, ребята не одни, под присмотром.
Возвращаясь, увидели шагающего прямо навстречу охранника. Ну, наконец. Не иначе, это нас «арестовывать идут». Однако, скользнув равнодушным взглядом, чоповец прошествовал мимо. Возможно, мы у него ассоциировались с кем-то из родителей, приехавших навестить чад. А, может, сказалась жара и домашняя атмосфера детского лагеря, не допускающая саму мысль о возможных терактах и неприятностях…
Так никем и не замеченные мы вышли из ворот и уехали восвояси.
Вывод после наших турне по детским лагерям напрашивается такой. В целом детям комфортно и уютно, их вкусно кормят и не дают им скучать. Правда, некоторым сотрудникам охранных предприятий надо быть повнимательней. Оно, конечно, все хорошо. Но мало ли чего.
Валентина Миндели
Лагеря бывают разные
Дети Южного Урала могут отдохнуть в летних детских учреждениях разных типов. Это могут быть загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, детские санатории, лагеря труда и отдыха, палаточные лагеря, даже лагеря с углубленным изучением иностранного языка. Адреса и контакты учреждений области, куда родители могут обратиться, чтобы купить своим чадам путевки, есть в детском разделе на сайте губернатора: gubernator74.ru.
Нынешним летом на Южном Урале действуют 882 учреждения отдыха и оздоровления детей. В том числе 73 загородных лагеря, 773 лагеря с дневным пребыванием, 15 палаточных лагерей, 3 лагеря труда и отдыха, 11 детских санаториев и 2 дома отдыха для матери и ребенка.
Сколько денег выделено
В этом году на организацию отдыха и оздоровления детей правительство Челябинской области выделило 657 миллионов 838,6 тысячи рублей.
Бюджетами муниципальных образований на организацию летней оздоровительной кампании запланировано 228 миллионов 799,275 тысячи рублей.
Всеми формами летнего оздоровления планируется охватить 161 949 детей.
Все застрахованы
В нынешнем году все дети на период их пребывания в загородных учреждениях отдыха и оздоровления застрахованы. Средний размер страховки — 100 рублей. Сумма страховых выплат может составить от 15 до 50 тысяч рублей. В целом застраховано более 43,2 тысяч детей.
Чем кормят?
Рассказывает шеф-повар лагеря «Орленок» Надежда Николаевна Егорова:
— Детей кормим вкусно! У нас, например, меню расписано на десять дней, и ни одно блюдо в течение этих десяти дней не повторяется. Утром каши, ленивые вареники, творожная запеканка с прослойкой из чернослива или урюка, творожные сырки в индивидуальной упаковке, сыр-масло, кусочек отварной колбасы или сосиски, яйцо вареное. Второй завтрак — фрукты, мы вывели их в отдельный прием пищи, потому что дети их так лучше съедают. В обед вместо салата овощи крупной нарезки (огурцы, помидоры). Салатов нет, потому что эти блюда очень быстро портятся. Готовим разнообразные супы — борщи, солянки, щи, рассольники, куриную лашу. Также в обед обязательно мясное блюдо — котлеты, гуляш, плов, азу по-татарски. В полдник — сок и булочка собственного приготовления. Выпечка наша, сами готовим. На ужин что-то овощное плюс блюдо из рыбы. И обязательно сонник на ночь — стакан кефира, ряженки или варенца и что-нибудь пожевать — пряники, сушки, мерендинки.
Первые дни дети даже не могут все съесть. А потом на свежем воздухе в лесу, на солнышке аппетит просыпается. Потом начинают уже добавку просить. Даже если кто по две или три порции добавки просит — всегда даем.
Сколько стоит обед?
Стоимость питания в детских лагерях в день составляет: в дневных лагерях при двухразовом питании — 80 рублей, при трехразовом — 120 рублей; в загородных детских лагерях — от 150 до 190 рублей; в санаторных учреждениях — 150 рублей; в палаточных лагерях — от 70 до 100 рублей; в лагерях труда и отдыха загородного типа — 175 рублей.
Чрезвычайные происшествия
6 июня 2011 года в загородном лагере «Ильмены» в Миассе на озере Ильмень утонул шестнадцатилетний подросток, воспитанник Верхнеуральского детского дома. Подросток со своими сверстниками играл в волейбол на берегу озера. После того, как мяч отлетел в воду, он поплыл его доставать и утонул.
24 июня 2011 года на территории Ашинского района в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием на базе школ № 4 и 7 произошло массовое отравление детей (острая кишечная инфекция — сальмонеллез). 22 ребенка, вожатая, воспитатель и мойщица посуды на неделю оказались на больничных койках.
Опасный тихий процесс
Утопление — не барахтание в воде и крики о помощи, как думают многие. Это почти всегда тихий процесс. По статистике, из десяти утонувших детей один тонет прямо на глазах у родителей, не понимающих, что происходит.
Тонущие люди физиологически не способны позвать на помощь. Дыхание — основная функция дыхательной системы, а речь — дополнительная. Чтобы говорить, необходимо иметь возможность дышать. Утопающие не могут размахивать руками, зовя на помощь. Инстинкты заставляют их раскинуть руки в стороны и отталкиваться от воды, пытаясь поднять тело вверх, чтобы рот показался над поверхностью, и они могли сделать очередной вдох. Перед полным погружением утопающий может продержаться в воде не больше минуты.
Если вы хотите убедиться, что с человеком в воде все в порядке, спросите у него, не тонет ли он. Если вам ответят — скорее всего, с ним все в порядке. Если ответом будут молчание и бессмысленный взгляд — у вас остается меньше 30 секунд, чтобы спасти его.
И еще: когда дети играют в воде, они шумят. Если шум стих — подойдите и выясните, почему.
Признаки, что человек тонет:
- Глаза стеклянные и пустые, не фокусируются; глаза закрыты
- Волосы на лбу или на глазах
- Не пользуется ногами; стоит в воде вертикально
-Дышит очень часто и поверхностно, либо хватает ртом воздух
- Пытается перевернуться на спину; выбраться из воды словно по веревочной лестнице, но движения почти все время под водой.
Мысли вслух
Боровушку не щадят
Наш журналистский десант побывал на озере Боровое в Еткульском районе. Сказать, что остался неприятный осадок — значит ничего не сказать. Мы были возмущены тем, как варварски отдыхающие относятся к уникальному памятнику природы. Практически весь берег реликтового озера, за исключением официальных купалок, загажен. Валяются бумажки, бутылки, пакеты. Прямо у воды — десятки машин, десятки раскинутых палаток. Шашлыки жарят кто на мангалах, а кто на земле. Мы насчитали с десяток черных пятен от костровищ. Видели какие-то канавы на земле, явно рукотворного происхождения.
— Здесь столько палаток, а куда люди в туалет ходят? — спросили мы у охранника закрытого пляжа комплекса «Лесная сказка» (к слову, оборудованного биотуалетами).
— Да наверх поднимаются, поглубже в лес!
Сразу вспомнилось, как несколько лет назад администрация Еткульского района била во все колокола, доказывая, что нельзя разрешать детям из «Орленка» купаться на Боровушке. Дескать, это нарушает экологию реликтового озера. Так почему сейчас здесь допускают такое безобразие? Неужели некому навести порядок на побережье озера? Хотя бы заставить отдыхающих прекратить мусорить?
Глас народа
Вожатая лагеря «Орленок» Настя:
— Мне очень нравится работать с детьми, особенно малышами. Эмоции непередаваемые. Они тебя слушаются, рассказывают о всех своих переживаниях. За смену так к ним привыкаешь, что когда приходит конец смены и они садятся в автобусы, чтобы ехать домой, сами собой наворачиваются слезы.
Вожатая Юля:
— Ребята постарше, когда к нам в лагерь приезжают, сначала стонут: «Ну, как все строго, ничего нельзя». Дома-то они без дела летом болтаются. А потом привыкают в лагере, что свободного времени мало, и активно начинают участвовать во всех мероприятиях. У нас сидеть-скучать некогда!
Ксюша, 14 лет, воспитанница детского лагеря:
— Я уже не первый год бываю в загородном лагере. Была раньше в «Юности», но в «Орленке» мне больше нравится. Здесь постоянно веселишься, ни минуты без дела. Даже когда дождь на улице, для нас проводят игры в игровой комнате. Кормят замечательно. Всегда есть добавка. Мальчишки не хулиганят, не курят. А воспитателей мы слушаемся!
Юля Меньшенина, Копейск:
— Я была в лагере «Хилтон» на озере Еловом. Мне там очень понравилось! За неделю подтянули мне английский. Там это проиходит в легкой игровой форме. Весь день приходится разговаривать только на английском языке. Тьюторы постоянно с тобой, так что весь день занятия. Кормили тоже хорошо, в меню постоянно фрукты, йогурты, на ночь перед сном кефир и печенье. Жили в каменных корпусах, в комнатах еврокровати, телевизоры. Ни о каких ЧП не слышала. Там охрана на территории круглосуточно. Хождение по территории одним, без сопровождения взрослых не приветствуется. Одного тебя просто не отпустят!
Поделиться

